Пророка мир ему и благословение. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение)

От Ибн ‘Аббаса (Аллах доволен ими обоими) сообщается, что посланник Аллаха (ﷺ) сказал:

«Воспользуйся пятью вещами прежде, чем случится пять других:
➡ молодостью прежде старости,
➡ здоровьем прежде болезни,
➡ богатством прежде бедности,
➡ свободным временем прежде занятости,
➡ жизнью прежде смерти!»

(аль-Хаким:4/341, Ибн Абу Шайба:34319. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, имам аз-Захабий и шейх аль-Альбаний. См. “Сахих ат-таргъиб”:3355, «Сахих аль-джами’»:1077).

Когда человек начинает понимать религию Ислам, это меняет его жизнь. Путь ислама переворачивает всю жизнь человека. Некоторые люди произносят шахаду одни, некоторые переходят в Ислам целыми семьями. Если муж и жена, у которых есть маленькие дети, решают принять ислам или начать соблюдать, то, скорее всего, их дети станут мусульманами. Для тех, у кого дети постарше, тем более подростки, переход может оказаться более сложным.

Иногда подростки полностью и с открытым сердцем следуют примеру родителей, другие принимают ислам с некоторой осмотрительностью, и много таких, кто вообще не хочет перемен. Впрочем, членам семьи, которые решили принять ислам и тем, кто присоединился к ним на пути к тому, чтобы стать правоверными мусульманами, следует помнить Сунну, в которой Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) говорил о молодежи. Она облегчит переход в новую веру и сделает его более позитивным для всей семьи.

Когда Пророк Мухаммед (мир ему и благословение Всевышнего) получил первое откровение в пещере на горе Хира, ему тогда было сорок лет. Пророк обладал определенными лидерскими качествами. Значительная часть последователей Ислама в то время были молодыми людьми. Пророку Мухаммеду пришлось выполнить самую важную миссию, которая может быть возложена на человека: изменить убеждения язычников-арабов, отвратить их от безбожных занятий, жестоких привычек, развращенного поведения и убедить их принять религию ислам как образ жизни.

История ислама открывает нам, что это была трудная попытка изменить культуру черствых сердцем язычников, которые давно сроднились со своими традициями. Но Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) пришел с посланием Аллаха, и его целевая аудитория, в то время была по большей части молодежью.

Анас бин Малик (да благословит его Аллах) был одним из молодых людей, которые росли рядом с Пророком. Анас (да благословит его Аллах) упоминает, что Пророк никогда не позволил себе ни одного неуважительного слова ни в его адрес, ни в обращении с другими членами этого молодежного сообщества. Он трудился для Пророка и взрослел, учась религии и наукам на примерах поступков и поведения Пророка. В свое время Анас был признан одним из лучших рассказчиков хадисов.

Пророк никогда не оставался безразличным к делам молодёжи своего времени. В одном хадисе Пророк (мир ему и благословение) призывает сподвижников приобрести знание по обучению чтению Корана от четырёх молодых сподвижников: Ибн Умму Абда, Муаз бин Джабала, Убаю Ибн Кааба и Салима – вольноотпущенника Абу Хузайфы.

Пророк Мухаммед имел и других молодых спутников, которые тянулись к нему. Он часто шутил, называя Али ибн Аби Талиба «Абу Турааб» (отец пыли), за то, что тот спал на пыльной земле. Он также был хорошо знаком с его семьей, особенно его младшей дочерью Фатимой, и, как известно, при всех восхищался ею. Много раз, когда Фатима входила в комнату, где находился Пророк, он устремлялся к ней, брал ее за руки, целовал и провожал на место. Известно, что Фатима отвечала ему взаимностью. Но, насколько бы ни были светлыми и радостными отношения Пророка с молодыми людьми, он непрестанно готовил их к тому, чтобы они стали лидерами будущего.

Нет сомнений в том, что жена Пророка Аиша (да благословит его Аллах), занимала высокое положение уже в молодом возрасте, потому что она пережила своего мужа почти на полвека и стала учителем, каких до неё не знала история. И до наших дней мусульмане во всем мире читают её повествования и относятся к ней с высочайшим уважением как к одной из самых достопочтимых женщин ислама.

Другая жена Пророка Хафса (да благословит её Аллах), дочь Умара (да благословит его Аллах), была назначена хранительницей свитков Священного Корана, а это огромная ответственность для молодой женщины. Это доказывает, что хотя многие соратники Пророка во времена его жизни были подростками, они были готовы к зрелости.

Как добился этого Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего)?

Али говорил, что молодые люди в возрасте от четырнадцати до двадцати одного года нуждаются в дружбе, к ним нужно относиться как к друзьям.

Учим ли мы свою молодежь таким же образом? Заслуживаем ли мы доверие дружбой с ними, уважаем ли их мнение, помогаем ли им в трудностях как добрые друзья? Или мы продолжаем ругать их за ошибки, наказывать за незнание, относиться с высокомерием, игнорировать их, когда они нуждаются в помощи, оправдываясь тем, что это просто «подростки с их вечными проблемами»?

Сегодня молодёжь впитывает в себя все болезни нашего общества: наркотики, проституция, воровство, а всё начинается с прогулов школы, низкого уровня образования, от одержимости поп-культурой, а через неё желание денег, славы, доступных женщин. Чрезмерная подверженность мнению ровесников создаёт трудность молодому мусульманину оставаться верным исламским принципам.

Родители подростков, принадлежащие к религии Ислам, должны понимать, что процесс образования выходит далеко за стены школы. Молодежь, находившаяся рядом с Пророком, была постоянно в окружении добронравных взрослых кристальной честности. У взрослых молодые люди учились заключать торговые сделки по шариату, заниматься дааватом (призывом), учить неграмотных людей, выполнять работу по дому и т.д.

Неправильно отбирать у молодежи право принимать собственные решения, участвовать в жизни общества, учиться на примерах реальной жизни, открывать свои собственные интересы и черты, которые помогут преуспеть во взрослом мире.

Пророк также настойчиво наставлял молодых мусульман, уважал её взгляды, и разрешал молодым сопровождать его даже в самых опасных ситуациях. Молодежь, окружавшая пророка, занимала активную позицию в жизни мусульманского общества.

Сегодня родители не должны смотреть на подростков как на детей с какими-то странными гормональными выбросами.

Мусульманам из числа молодежи важно знать, как Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) относился к подросткам вокруг него: всегда готовый на похвалу за добрые дела и мягко предостерегающий против дурных поступков.

Принять ислам всей семьёй – непросто, особенно, если в семье есть взрослые дети, и здесь им важно показать, как ценят то, что они делают, способствовать развитию их индивидуальности, независимости и автономии в принятии решений.

Самый лучший вариант для семьи, которая пришла в ислам или начала соблюдать, это совместное и взаимное обучение родителей и детей на пути к тому, чтобы стать хорошими мусульманами. Даже если старшие дети решат не следовать примеру родителей в выборе веры, к ним все равно следует относиться с любовью и уважением в свете заповедей Сунны, потому что со временем они могут открыть для себя красоту веры, то, насколько важное место она отводит молодежи.

Пророк Мухаммед считал молодежь важной частью общества. Он способствовал тому, чтобы они учились и взрослели, участвуя в торговых сделках, как Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах), ученых дискуссиях, как Али (да будет доволен и м Аллах); переговорах с другими народами, как Усама ибн Зайд (да будет доволен и м Аллах), возглавивший мусульманскую армию, в которой были и мужчины, годившиеся ему в деды, и пятнадцатилетние подростки.

Девушки тоже не были в стороне. Дочь Пророка Рукайя (да будет доволен ею Аллах) участвовала в организации первой хиджры в Абиссинию во время самых серьезных гонений на мусульман. Асма (да будет доволен ею Аллах), дочь Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), рисковала жизнью, помогая Пророку(мир ему и благословение Всевышнего) и Абу Бакру, когда им пришлось покинуть Мекку. Ее могли убить, но непоколебимая решимость, основанная на любви к Аллаху и страхе перед ним, помогла ей выполнить ее долг и защитить Пророка и её отца, когда их преследовали курайшиты.

Узнавая ислам, человек меняет своё отношение к людям, и к старикам, и к детям, и к подросткам. Многие считают, что подростки слишком молоды, чтобы принимать собственные решения, поэтому их удел «наслаждаться жизнью», ходить на вечеринки, сплетничать о знаменитостях и т.д. На самом деле молодежь нужно поощрять к тому, чтобы они были сильными и активными членами общества. Сегодня молодёжь не знает трудностей, которые приходилось испытывать спутникам Пророка, но ей определенно известны искушения и внутренние противоречия.

Существует много способов сделать молодых людей активными участниками общины: им только нужна дружеская поддержка взрослых, которые хотят вырастить из них богобоязненных людей и не допустить, чтобы они попались в ловушку шайтана. И здесь нужно действовать в соответствии с Сунной. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) всегда проявлял доброту и терпение к молодым, относился к ним с уважением, ценил их мнение, разрешал самостоятельно принимать решения.

Новым мусульманам также важно, чтобы их подростки могли обрести близких им по духу товарищей, независимо от возраста и культуры. Как только молодой мусульманин обретает ощущение принадлежности к исламу и умме, у него формируются правильные приоритеты, и он, Инша Аллах, сможет достичь настоящего счастья в обоих мирах.

Религия Ислам уделяет огромное внимание подрастающему поколению, так как его здоровье – это и есть здоровье общества. Всё зависит только от нас самих, изменяя себя и своё окружение, мы сможем достичь блага.

Он происходит из лучшего рода на земле и его род обладал почетом, что признавали его враги. Это признал Абу Суфьян , который в тот момент был его врагом, когда находился у царя Рима. Он происходит из самого благородного народа, самого благородного племени и самого благородного колена.Он Мухаммад бин ‘Абдулла бин ‘Абдальмутталиб бин Хашим бин ‘Абд Манаф бин Кусай бин Киляб бин Мурра бин Ка’б бин Люай бин Галиб бин Фихр бин Малик бин Надр бин Кинана бин Хузайма бин Мудрика бин Ильяс бин Мудара бин Низар бин Ма’адд бин ‘Аднан .

До этих пор его родословная достоверно известна, с чем согласны ученые по генеалогии, в чем между ними никогда не было разногласий, а что касается его родословной выше ‘Аднана , то тут есть разногласия. Однако между ними нет разногласий в том, что ‘Аднан был потомком Исмаила , мир ему, а Исмаил это тот, кого хотел принести в жертву Ибрахим , мир ему, по более правильному мнению ученых из числа сподвижников и их последователей.

Нет разногласий в том, что он, мир ему и благословение Аллаха, был рожден в сердцевине Мекки в «год слона». Это событие стало подарком Аллаха для Его Пророка и Его дома (Ка’бы), так как армия напавшая на Мекку была христианской – людьми писания и их религия в тот момент была лучше религии жителей Мекки, которые поклонялись идолам. Аллах помог им одержать победу над людьми писания без участия людей сделав это предзнаменованием и даром для Пророка, мир ему и благословение Аллаха, который появился в Мекке и возвеличиванием Запретной Мечети.Ученые разногласят относительно смерти его отца: умер ли он, когда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, находился в животе матери или же он умер после его рождения. Более достоверным является мнение, что он умер еще до рождения Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Второе мнение говорит о том, что он умер через семь месяцев после его рождения.

Нет никаких разногласий в том, что его мать умерла в аль-Абва, которая находится между Меккой и Мединой, когда возвращалась из Медина, где была с дядей Пророка, мир ему и благословение Аллаха. В то время ему не исполнилось семь лет.

Его опекуном был дед ‘Абдальмутталиб , который умер, когда Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, было примерно восемь лет. Также говорится, что ему было шесть лет.

Затем его опекуном стал дядя Абу Талиб . Когда он достиг двенадцатилетнего возраста, Абу Талиб отправился с ним в Шам. Так же говорится, что в этот момент ему было девять лет. В этом путешествии его увидел монах Бахира, который велел его дяде не ехать с ним в Шам, боясь, что иудеи навредят ему и дядя отправил его вместе с несколькими своими детьми в Мекку.

В книге ат-Тирмизи и у других приводится, что он отправил его в Мекку с Билялом , однако это является явной ошибкой, потому что, возможно, в то время Билял еще не существовал, а если и был, то он не был ни с Абу Талибом, ни с Абу Бакром . Этот хадис приводит Аль-Баззар в своем «Муснаде» и не говорит там: «и дядя отправил с ним Биляла», а говорит «мужчину».

Когда ему исполнилось двадцать пять лет, он отправился в Шам по торговым делам в Бусру, а потом вернулся, после чего женился на Хадидже бинт Хувайлид . Также говорится, что ему было тридцать лет; двадцать один год. Ей же было сорок лет. Это была его первая жена и первой из его жен, которая умерла. Он не брал себе других жен, пока она была жива, и Джибриль повелел передать ей салам от ее Господа.Затем Аллах внушил ему любовь к уединению и поклонению его Господу. Он стал уединяться в пещере «Хира», где поклонялся несколько ночей. И ему была внушена ненависть к идолам и религии его народа. И не было для него более ненавистной вещи, чем это.

Когда ему исполнилось сорок лет, над ним взошел свет пророчества, Всевышний Аллах облагодетельствовал его посланием и отправил к Его творениям, выделил его Своим почетом, сделал Своим доверенным между Собой и Своими рабами.

Нет разногласий в том, что его пророчество началось в понедельник, однако есть разногласия в месяце начала пророчества: говорится, что оно началось после восьмого числа месяца Раби уль-Авваль, на сорок первом году после «года слона». Это мнение большинства.

Также говорится, что оно началось в месяц Рамадан, и эти ученые, в качестве довода, приводят слова Всевышнего Аллаха: «В месяц Рамадан был ниспослан Коран» (Коран. 2:185)

Они говорят: первым, чем облагодетельствовал его Всевышний Аллах из пророчества было то, что он ниспослал ему Коран. Так считали некоторые из ученых, среди которых был Яхья Сарсари , который сказал в своем стихотворении:

Ему исполнилось сорок лет

И над ним взошло солнце пророчества в Рамадан.Однако первые ответили им, что в «ночь могущества» месяца Рамадан Коран был ниспослан полностью, разом на Байт аль-‘Изза, а затем частями и по необходимости ниспосылался на протяжении двадцати трех лет.

Также говорится, что пророчество началось в месяц Раджаб.

Аллах дал , мир ему и благословение Аллаха, различные ступени откровений.

Первой из них были истинные видения, с которых и начались откровения, ниспосылавшиеся Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и какое бы видение он ни видел, то оно приходило подобно утренней заре.

Второй было то невидимое для Пророка, мир ему и благословение Аллаха, что приносил с собой ангел, доводя это до его ума и сердца, о чем сам Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал так: «Поистине, Святой Дух внушил мне, что ни в коем случае не умрет душа, пока не исчерпает своего удела, так бойтесь же Аллаха, и обращайтесь с мольбами к Аллаху должным образом, и пусть то, что вы считаете задержкой в получении вами вашего удела, ни в коем случае не побуждает вас добиваться его с помощью ослушания Аллаха, ибо, поистине, получить то, что есть у Аллаха, можно только с помощью проявления покорности Ему».Третьей было то, что ангел представал перед Пророком, мир ему и благословение Аллаха, в образе человека и обращался к нему, пока он не усваивал того, что он ему говорил. На этой ступени его иногда видели и сподвижники пророка, мир ему и благословение Аллаха.

Четвертой было такое появление ангела, когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, слышал нечто вроде звона колокола. Это было наиболее тяжким для Пророка, мир ему и благословение Аллаха, так как ангел крепко сжимал его, в результате чего лоб его покрывался испариной даже в очень холодные дни, а его верблюдица опускалась на колени, если он сидел верхом. Однажды, когда к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, пришло такое откровение, его нога касалась ноги Зайда бин Сабита , да будет доволен им Аллах, и нога Пророка, мир ему и благословение Аллаха, стала такой тяжёлой, что нога Зайда чуть не сломалась.

Пятой было то, что он видел ангела в том облике, в котором тот был создан, и в это время ему ниспосылалось в виде откровений то, что Аллаху было угодно ему ниспослать. Подобное случалось с ним дважды, о чем в Коране упоминается в суре «Звезда».

Шестой было то, что Аллах вменил ему в обязанность совершение молитв, когда в ночь вознесения (ляйлят аль-ми‘радж) он вознесся выше семи небес.

Седьмой было то, что говорил ему Аллах без посредника и что было подобно тому, как разговаривал Он с Мусой бин ‘Имраном . То, что это было с Мусой, известно доподлинно, поскольку об этом упоминается в Коране, а о том, что это случилось и с нашим Пророком, мир ему и благословение Аллаха, известно из хадиса о ночном путешествии.

Некоторые улемы добавляли к этому и восьмую, считая, что ею было открытое обращение к нему Аллаха безо всякой преграды. Это мнение тех, кто говорит, что он, мир ему и благословение Аллаха, видел своего Господа. Относительно этого вопроса были разногласия у ранних и поздних ученых не смотря на то, что все сподвижники считали также как и Айша, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не видел Аллаха, как это передал Усман бин Са’ид ад-Дарими о том, что у сподвижников было единогласие в этом вопросе.

Из книги ибн Кайима аль-Джаузия

«Зад уль-Ма’ад»

Перевод: Икрима абу Марьям

Дорогие братья, давайте вспомним о достоинствах нашего Пророка (мир ему и благословение), его нравах для того, чтобы наши намерения, мысли и образ жизни хотя бы немного приблизились и соответствовали этому идеалу.

Пророк (мир ему и благословение) – это совершенный во всех отношениях человек. Он был ниспослан Всевышним как милость и спасение для всего человечества. В этом выражается милость Создателя к Своим рабам. Всевышний говорит в Коране, обращаясь к Пророку (мир ему и благословение) (смысл):

«Я не послал тебя, кроме как милостью для миров » (сура «аль-Анбияъ», аят 107).

Он посланник милости, ниспосланный милостью для верующих и неверующих, для всего рода человеческого.

Доброта и милосердие ко всякому творению Всевышнего – черта нашего Пророка (мир ему и благословение).

Восхваляя его, Всемогущий Создатель в Коране говорит:

َإِنَّكَ لَعَلى خُلُقٍ عَظِيمٍ

سورة القلم 4

Смысл: «Поистине ты – обладатель великого нрава » (сура «аль-Калам», аят 4) То есть тебе (Пророку) Всевышний подчинил самые лучшие нравы, и ты находишься над ними. Всевышний Господь нарек его двумя Своими прекрасными именами – «Рауфун» и «Paxимун» , что означает «Сострадательный» и «Милосердный» . В своей доброте и милосердии Пророк (мир ему и благословение) не делал различий между уверовавшими и неуверовавшими.

Известен такой случай, когда к Пророку (мир ему и благословение) обратился бедуин (из неуверовавших), и попросил у Пророка (мир ему и благословение) что-то. Дав ему требуемое, Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Сделал ли я тебе доброе?”. Тот ответил: “Нет, ты не сделал ничего особенного”. Мусульмане разгневались и чуть не бросились на него. Но Пророк (мир ему и благословение) приказал им успокоиться. Войдя в дом, Пророк (мир ему и благословение) взял еще что-то и отдал бедуину со словами: “Сейчас сделал ли я тебе добро?”. Он ответил: “Да. Да воздаст тебе Господь, лучшему из людей”. Пророк (мир ему и благословение) сказал ему: “Ты сказал то, что сказал, но в сердцах моих сподвижников ты посеял гнев. Сказал бы ты то, что сказал мне сейчас перед ними, чтобы гнев покинул их сердца”. Он согласился. На следующий день Пророк (мир ему и благословение) рассказал сподвижникам об этом и сказал: “Я похож на человека, у которого сбежал верблюд, за которым погнались люди, тем самым только увеличивая страх и скорость животного. Хозяин просит людей остановиться и предоставить ему самому возможность обуздать верблюда, ведь он лучше знает свое животное, и, дав верблюду пучок травы, он может успокоить и обуздать его. Далее Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Если бы я не остановил бы вас, то вы убили бы его, и он вошел бы в Ад”.

Милосердие к семье

Милосердие Пророка (мир ему и благословение) распространялось и на его семью. Анас сказал: “Я не видел человека более доброго и мягкого по отношению к своей семье, чем Пророк (мир ему и благословение)”. Он сказал: “Когда сын Пророка (мир ему и благословение) Ибрахим находился у кормилицы, Посланник (мир ему и благословение) отправлялся туда с нами только лишь для того, чтобы поцеловать его” .

Его милосердие к семье выражалось также и в том, что он помогал своим женам в домашних делах.

Асвад говорил: “Я спросил у Айши, каков Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в кругу семьи”. Она ответила: “Он с удовольствием помогает своей жене в домашних делах, и он не из высокомерных, часто обслуживал себя сам, штопал свою одежду, чинил обувь” .

Милосердие к детям

Особо милостив был Пророк (мир ему и благословение) к детям, сиротам и немощным. Он говорил: ”Я вступаю в молитву, намереваясь удлинить ее, но когда я слышу плач ребенка, я совершаю намаз быстро из-за милосердия к матери и ребенку” .

Он ласкал своих детей, целовал их, играл с ними. Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) поцеловал своих внуков Хасана и Хусейна в присутствии Акраа ибн Хабиса, тот сказал: “У меня десять сыновей и я ни разу их не поцеловал”. На что Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Кто не милосерден, над тем не смилуется никто” .

Пророк (мир ему и благословение) любил бывать в обществе бедных людей. Он навещал их во время болезней, участвовал на похоронах и хлопотал за них.

Особое милосердие и внимание Пророк (мир ему и благословение) оказывал сиротам. В завещании Пророк (мир ему и благословение) велел мусульманам помогать им. В хадисе сказано: “Я и помогающий сиротам в Раю будем рядом, как два пальца одной руки” .

Милосердие к животным

Милосердие Пророка (мир ему и благословение) распространялось и на животных.

Был такой случай: когда Айша стала погонять своего верблюда, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ей на это: “Будь милосердна” .

Однажды, войдя в сад одного из ансаров, Пророк (мир ему и благословение) увидел там верблюда. Животное подошло к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), и из глаз животного потекли слезы. Он погладил его за ушами, и верблюд перестал плакать. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросил: “Кто хозяин этого верблюда?” Вышел один молодой ансар, и Пророк (мир ему и благословение) обратился к нему: “Неужели ты не боишься Аллаха за то, что ты делаешь с этим животным?! Оно жалуется мне на то, что ты не кормишь его и чрезмерно утомляешь ”.

Он запрещал убивать лягушек, говоря: “Их кваканье – тасбих (поминание Аллаха)” .

Пророк (мир ему и благословение) рассказал про женщину, которая попала в Ад из-за того, что держала кошку взаперти и не давала ей возможность искать себе пропитание.

Пророк (мир ему и благословение) очень строго запретил нам стравливать животных, а также запретил беспокоить птиц.

Когда один человек взял из гнезда птенца голубя, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Верните птенца своей матери” .

Щедрость

Щедрость, великодушие, благородство – именно эти качества были присущи Пророку (мир ему и благословение). Он говорил: Щедрый человек близок к Аллаху, близок к людям, близок к Раю. Скупой далек от Аллаха, далек от людей и близок к Аду .

Также он говорил: Нет дня, чтобы два ангела не сходили с небес. Один говорит: “О Аллах! Ты даруй взамен дающему.” А другой говорит: “Даруй скупому гибель .

Пророк (мир ему и благословение) проявлял щедрость не для того, чтобы заслужить похвалу или же из-за боязни лишиться богатства. Он не был щедр из высокомерия или увеличения количества своих сторонников. Его щедрость была на пути Аллаха, только ради Его довольства. Щедрость Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) была ради сохранения религии, распространения ее. Его щедрость была направлена на поддержку сирот, вдов, больных и т. д.

Его щедрость не исходила из его зажиточности, состоятельности. Он давал то, в чем нуждался сам и его семья.Великодушие Пророка (мир ему и благословение) достигало такой степени, что он просто не мог отказывать просящим о помощи.

Верность и терпение

Верность – это качество, присущее только истинно уверовавшим высоконравственным муъминам.

Пророк (мир ему и благословение) был верным в договорах и обещаниях.

Один человек продал Пророку (мир ему и благословение) что-то, и Пророк (мир ему и благословение) остался ему должен небольшую сумму. Они договорились встретиться на этом же месте на следующий день, чтобы рассчитаться. Этот человек вспомнил о договоре только через три дня и пришел в указанное место. Там он застал Пророка (мир ему и благословение), который ожидал его. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал ему: “Ведь ты обременил меня, я третий день ожидаю тебя” .

Терпение Пророка (мир ему и благословение) на пути Аллаха превосходило терпение всех терпеливых. Его стойкость в притеснениях и преследованиях превосходила стойкость всякого.

Из всего, что создано Всевышним, наилучшими Его творениями являются пророки. Из пророков – те, которые являлись посланниками, а среди посланников самыми лучшими являются: Нух, Ибрахим, Муса, Иса и Мухаммад, которых называют «улюль-‘азми» (обладатели твердой решимости), да благословит их всех Аллах и приветствует! А среди названных пятерых посланников самым высокочтимым и лучшим является Пророк Мухаммад (мир ему и благословение).

Вопрос: Мне бы хотелось узнать о жизни Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Когда он родился? Сколько прожил? Когда умер? Сколько у него было жен? Какие мольбы он читал перед сном?

Ответ: Пророк (мир ему и благословение Аллаха) родился в понедельник, 12 Раби аль-Авваль, в год Слона (приблизительно 570 г. н.э.). Он прожил 63 года, из них 53 провел в Мекке, а 10 – в Медине. Он умер в Медине в понедельник, 12 Раби аль-Авваль, в 11 г. по хиджре.

У него было 11 жен: Хадиджа бинт Хувейлид, Сауда бинт Зама’а, Аиша бинт Абу Бакр ас-Сыддик, Хафса бинт Умар ибн аль-Хаттаб, Зайнаб бинт Хузайма, Умм Саляма (Хинд) бинт Абу Умайя, Зайнаб бинт Джахш, Джуварийя бинт аль-Харис аль-Мусталькийя, Умм Хабиба Рамля бинт Абу Суфьян, Сафия бинт Хуяй аль-Ахтаб и Маймуна бинт аль-Харис аль-Хиляйлия (да будет Аллах доволен ими всеми). Две жены Пророка (мир ему и благословение Аллаха) – Хадиджа и Зайнаб бинт Хузайма – умерли при его жизни. После себя Пророк (мир ему и благословение Аллаха) оставил 9 жен (да будет Аллах доволен ими всеми).

От Пророка (мир ему и благословение Аллаха) передалось много дуа и азкаров, которые следует говорить перед сном. Например, передается, что аль-Бара ибн Азиб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал мне: «Когда захочешь лечь спать, соверши такое же омовение, какое совершаешь перед молитвой, ляг на правый бок и скажи: «О Аллах, я предался Тебе, и обратил к Тебе лицо своё, и вручил Тебе дело свое, и к Тебе обратился в поисках убежища по желанию своему и из страха пред Тобой. Нет убежища и нет спасения от Тебя, кроме обращения к Тебе! Уверовал я в Твою Книгу, которую Ты ниспослал, и в Твоего Пророка, которого Ты послал. (Аллахумма, аслямту нафси иляйкя, ва ваджжахту ваджхи иляйкя, ва фаввадту амри иляйкя, ва альджа’ту захри иляйкя рагбатан ва рахбатан иляйкя, ля мальджа’а, ва ля манджя минкя илля иляйкя, аманту бикитабикя аллязи анзальта ва набиййикя аллязи арсальта)». А затем посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «И если ты умрешь (в эту ночь), то умрешь на фитре. И сделай эти слова последним, что ты будешь говорить в конце каждого дня». Аль-Бухари, 6311; Муслим, 2710; ат-Тирмизи, 3574; Абу Дауд, 5046, и др.

Передается, что Хузайфа бин аль-Йаман (да будет доволен им Аллах) сказал:
«Укладываясь ночью в постель, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «О Аллах, с именем Твоим я умру (и с ним) я живу! /Аллахумма, бисмикя амуту ва ахйа!/» - когда же он просыпался, то говорил: «Хвала Аллаху, Который оживил нас после того, как Он умертвил нас, и Который воскресит нас (и призовёт) к Себе (для отчёта)! /Альхамду лиЛляхи аллязи ахйана ба‘да ма аматана ва иляйхи-н-нушур!/»». Аль-Бухари, 6312; ат-Тирмизи, 3417; Абу Дауд, 5049, и др.

Если вы хотите узнать больше дуа и азкаров, обратитесь к книгам «Поминания Аллаха /Аль-Азкар/» имама ан-Навави и «Аль-Вабиль ас-Сайиб» Ибн аль-Кайима.

Пусть Аллах дарует нам успех. Мир и благословение Аллаха нашему Пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам.

Постоянный Комитет по фетвам: шейх Абдуль-Азиз ибн Баз, Абдурраззак Афифи, Абдулла ибн Гадъян, Абдулла ибн Кауд.

Воспоминания о трогательных моментах из жизни Пророка (мир ему и благословение) и его сподвижников дают нам ощутить нашу связь с Пророком (мир ему и благословение).

Дорогие братья и сёстры, я бы хотел обратиться к Пророку (мир ему и благословение) с обращением, но прежде хочется обратиться к Аллаху. Хочется восхвалить Аллаха за Его безграничные дары, за то, что Он сделал нас частью уммы, уммы, в которой желал находиться даже такой великий пророк, как Муса (мир ему). Мы все просим Аллаха одарить нас искренней любовью к нашему Пророку (мир ему и благословение), ведь он тоже проявил нам эту любовь, назвав своими братьями.

Пророк (мир ему и благословение) как-то сказал: «Я бы хотел увидеть своих братьев». Сподвижники спросили: «А разве мы тебе не братья?». Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Вы мои сподвижники, а братья мои – это те, кто уверовали в меня, не увидев меня». Поэтому мы всегда должны стремиться приумножать свою любовь к Пророку (мир ему и благословение). А помогут нам в этом отрывки из жизнеописания сподвижников.

Когда Пророк (мир ему и благословение) впервые отправился в Мекку как паломник, враждовавшие с ним курайшиты не впустили Пророка (мир ему и благословение) в Мекку. Конечно, многое произошло в этот важный момент истории. Но нам хочется обратить внимание на отношение сподвижников к Пророку (мир ему и благословение). В хадисе говорится, что

– когда Пророк (мир ему и благословение) плевал, его плевок оказывался на руке одного из его сподвижников, и тот протирал им своё лицо или кожу;

– когда Пророк (мир ему и благословение) повелевал сподвижникам сделать что-то, они тут же стремительно выполняли его повеление;

– когда Пророк (мир ему и благословение) совершал омовение, сподвижники почти дрались за воду, которой он совершил омовение,

– когда Пророк (мир ему и благословение) говорил, сподвижники понижали голос,

– более того, они даже не смотрели на него пристально.

На это и указал Амр бин Ас (да будет доволен им Аллах), сказав, что если бы его попросили описать Пророка (мир ему и благословение), то он бы не смог это сделать, ибо не мог пристально на него смотреть.

Билял (да будет доволен им Аллах).

Этот хадис о Биляле привёл хафиз ас-Салихи в книге «Субулюл худа ва ар-рашади», назвав его достоверным, также его привёл ибн аль-Асир в книге «Усуд аль-габа», и ибн Асакир в пятидесятитомнике «Тариху Димашк», и другие хадисоведы.

Когда Пророк (мир ему и благословение) перешёл в мир иной, Билял, читавший азан Пророку (мир ему и благословение), не смог вынести жизнь в Медине. Потому что каждая улица, каждая стена, мечеть – всё напоминало ему о Пророке (мир ему и благословение). Он перестал читать азан, и попросил Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) отпустить его жить в Шам (Сирия). Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) просил его остаться, но тот настоял на своём. Находясь в Шаме, Билял (да будет доволен им Аллах) увидел во сне Пророка (мир ему и благословение), который сказал ему: «Как понимать эту отчуждённость, Билял? Неужели не наступило время посетить меня?!». Тогда Билял проснулся опечаленным и напуганным. Ведь он знал, что тот, кого он увидел, в действительности был Пророком (мир ему и благословение). Ведь Пророк (мир ему и благословение) говорил, что тот, кто увидит его (мир ему и благословение) во сне, воистину его (мир ему и благословение) увидел, ибо шайтан не может принимать обличие Пророка (мир ему и благословение).

Тогда Билял (да будет доволен им Аллах) направился в Медину посетить могилу Пророка (мир ему и благословение). Увидев могилу Пророка (мир ему и благословение), он не сдержался, заплакал и уткнулся лицом в неё. Тогда к нему пришли Хасан с Хусейном, и Билял (да будет доволен им Аллах) стал целовать их (ведь он видел, как их целовал Пророк (мир ему и благословение)). Они попросили Биляла (да будет доволен им Аллах) прочитать азан, чтоб напомнить им времена Пророка (мир ему и благословение), хотя они и не забывали о том времени. Билял (да будет доволен им Аллах) согласился. В предрассветный час Билял (да будет доволен им Аллах) встал на то место, где он обычно стоял при Пророке (мир ему и благословение), и произнёс: «Аллаху акбар!». Медина содрогнулась, люди выбежали на улицу. «Ашхаду алля иляха илля Ллах», и Медина ещё сильнее содрогнулась от плача и шума. «Ашхаду анна Мухаммадан расулю Ллах» – и вышли все, даже молодые девушки, которые не выходили на улицу, и сказали: «Пророк (мир ему и благословение) вернулся!!!». Со дня кончины Пророка (мир ему и благословение) в Медине не видели столько плачущих мужчин и женщин, как в тот день.

Разве это не свидетельство любви, которую испытывали сподвижники к Пророку (мир ему и благословение)?! Разве это не говорит о том, что влияние Пророка (мир ему и благословение) на сподвижников не исчезло даже после его перехода в мир иной?!

Обратите внимание на свои сердца! Та горечь, что вы ощущаете сейчас, вспоминая эти трогательные моменты из жизни Пророка (мир ему и благословение) и его сподвижников, разве не дает она вам ощутить связь с Пророком (мир ему и благословение)?! Да, воистину это так. Пророк (мир ему и благословение) в наших сердцах, Пророк (мир ему и благословение) живёт полноценной жизнью барзаха.

Халид бин Валид (да будет доволен им Аллах).

Представьте себе, Халид бин Валид (да будет доволен им Аллах) находится в кровопролитной битве, где каждая секунда жизни может стать последней, и что он делает? Приказывает своим воинам найти его шлем. Когда они его нашли, то обнаружили, что шлем не такой уж и ценный с виду.

Халид (да будет доволен им Аллах) объяснил свою привязанность к шлему тем, что в нём хранятся волосы Пророка (мир ему и благословение), которые он подобрал после того, как Пророк (мир ему и благословение) побрил свою голову. Далее Халид (да будет доволен им Аллах) говорит: «Во всех битвах, в которых я участвовал в этом шлеме, Аллах даровал мне победу»1. Так относился Халид (да будет доволен им Аллах) к Пророку (мир ему и благословение).

А как относишься к Пророку (мир ему и благословение) ты? Любишь ли ты его так, что смог бы сберечь его волос, даже в случае опасности для жизни? Или же ты один из тех, кто считает, что такое отношение к Пророку (мир ему и благословение) приводит к ширку (к неверию)?! Нет, ни в коем случае, ведь все мы знаем, что не будет полноценной вера наша, если мы не будем любить Пророка (мир ему и благословение) больше, чем себя самих.

Обратите внимание на Асму, дочь Абубакра (да будет доволен им Аллах), которая бережёт халат Пророка (мир ему и благословение) для того, чтобы у сподвижников и у других была возможность получить здоровье и благодать, выпив воду, которой они прополаскивали этот халат. Халат Пророка (мир ему и благословение), дающий здоровье по воле Аллаха2.

А мы? Любим ли мы так Пророка (мир ему и благословение), что убеждены в том, что вода от его халата быстрей нас излечит, чем любые лекарства? Или же мы из тех, кто называет такое отношение к халату Пророка (мир ему и благословение) предвестником неверия, а сами пьют анальгин, чтоб снять головную боль?! Где тогда наша вера в Пророка (мир ему и благословение)? Ведь формула верования включает в себя два свидетельства – что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха и что Мухаммад – Его посланник (мир ему и благословение). Если ты убеждён в его посланничестве и достоинстве перед Аллахом, почему ты доверяешь аспирину больше, чем его халату?!

Вопросов много, ответы очевидны, и каждый предстанет перед Аллахом в Судный день. Также каждый предстанет перед Пророком (мир ему и благословение), когда он будет заступаться за нас перед Аллахом в День Суда. И тогда мы получим воздаяние в зависимости от того, как мы ценили Пророка (мир ему и благословение), как следовали за его сунной, как любили его и его наместников в лице учёных, алимов и праведных шейхов.

В итоге я обращусь к Пророку (мир ему и благословение) с просьбой, которая завершит мою проповедь, ибо я убеждён, что Пророк (мир ему и благословение) в данный момент меня слышит так же, как слышит наши приветствия в намазе. Ведь в достоверном хадисе Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Воистину, у Аллаха есть ангелы, которые доставляют мне приветствие (салам) людей из моей уммы (общины)». Далее ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) говорит, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Моя жизнь для вас полезна, говорите со мной, и я говорю с вами. И моя смерть тоже полезна для вас, ибо мне показывают ваши деяния. Если я увижу хорошие деяния, то восхвалю Аллаха, а если увижу плохие – прошу Аллаха простить вас»3.

О Пророк! Попроси Аллаха принять все наши благие деяния, и сделать нас теми, кто приносит тебе радость. И не осуждай нас строго, если мы огорчаем тебя плохим поведением. Попроси прощения у Аллаха за нас тоже. Сделай нас из тех, кого ты не прогонишь от источника «Хавза» в День Великого Суда. Ведь ты рассказал нам, что будешь там ожидать нас, а тех же, кто сошли с истинного пути, не допустят к этому источнику. Так сделай нас теми, кто достигнет этого уровня!

1 Достоверный хадис передан Абу Яла в его «Муснаде», в разделе «Хадисы Маймунат, жены Пророка (мир ему и благословение)». Также этот хадис передан в книге «Итхафу хайри аль-махара» («Китабу алямати ан-нубува», раздел «О преданиях про волосы Пророка (мир ему и благословение)»). Автор этой книги Ахмад ибн Абу Бакр аль-Бусири говорит: «Этот хадис рассказал Абу Яла, и он достоверный».

2 Достоверный хадис, рассказан Муслимом в его сборнике достоверных хадисов «Глава одежды и украшений», «Раздел запрещённости использования золотой и серебряной посуды для мужчин и женщин».

3 Достоверный хадис, см. в книге аль-Хайсами «Маджмау-ззаваид» («Китабу алямати ан-нубуввати», разделы о его смерти и о том, как Пророк (мир ему и благословение) просит о прощении грехов своей уммы).

Психология любви и влюбленности