Мифы и страшные истории о баннике. Банник - банный домовой Банный дух из дерева

Банное колдовство

Если взглянуть на баню с точки зрения мага, то мы увидим, насколько уникально само её явление в жизни человека. Баня даёт шанс даже не особо сведущему в магии человеку обратиться за помощью к первоэлементам. Ведь по своей сути баня – это соединение четырех стихий. Там есть стихии Воды, Воздуха, Огня. Ну а стихия Земли проявлена в камнях, дереве и самой основе помещения. Много заговоров в которых баню не заменишь ни чем.

Попадая в баню, мы оказываемся в магическом пространстве, которое способно изменить нас самих и всю нашу жизнь. Если прийти туда с нужным настроем и вести себя в соответствии с магическими правилами, то в последствии можно ощутить внутри своего тела колоссальную силу элементов нашего пространства и даже почувствовать некое перерождение на всех уровнях физического и духовного восприятия.

Банник - друг бани

Банник похож на домового; как домовой считался хозяином домашнего пространства, так Банник отвечал за пространство банное. Отнести его к разряду добрых или злых духов сложно, так как, подобно ситуации с домовым, все зависит от того, заладились ли отношения с Банником.

Изучая народные сказания о банном духе, можно встретить самые разные истории. В хороших рассказывается, как добрый Банник помогал детишкам и семье, исцелял хозяев дома от болезней. Но есть истории, в которых говорится, что Банник, который обиделся на плохое поведение хозяев и разозлился, был способен на жестокую месть и даже на то, чтобы нанести вред человеку. При этом, если обидеть Банника, он может мстить изворотливо, например – запарить до страшной задышки человека в бане, а никто и не узнает, кто содеял плохое.

С Банником шутки плохи, но и без него нельзя. Без этого духа баня неживой будет, да и кто как не Банник способен отогнать всякую злую силу от помещения. Так что Банника таки нужно завести в новой бане и стараться не обижать его.

Как выглядит банный дух

Банник обычно старался оставаться невидим человеческому взору. Тем не менее он не особо заботился о бесшумности своего поведения. Его можно было услышать – особенно ночью, когда дух разбирал кучку новых не ошпаренных веников, которые хранились в бане, или просто отдыхал, сидя на полке под потолком и бормоча какие-то свои напевы.

Редко Банник мог и показаться, если это становилось ему нужным. Иногда люди сами вызывали Банника во время проведения магических действий внутри бани. Приходя, он чаще всего был немножко похож на домового. Появлялся в обличье маленького деда, порою без одежды или иногда облепленный листьями березы да дуба от банных веников. Дедок был с длинными седыми волосами и бородкой. Поговаривали, что глаза у банного деда необычные – очень большие и радужные, а не естественные однотонные. В некоторых регионах говорят, что Банник может явиться как огромная мохнатая черная сущность, силуэтно напоминая чем-то человека.

Зазыв Банника

Что нужно для того, чтобы в бане появился Банник? Старинные поверья говорят нам о том, что, если в бане хотя бы раз побывала роженица и родила там ребенка, появление в вашей баньке банного духа гарантировано. Но так как в нынешнее время, в банях уже не рожают, то...

Зазвать Банника можно и самим. Если зазывает молодая семья, то идеально будет, если они оживят спящую баню своей энергией. Чтобы вызвать всплеск энергетических сил, нужно заняться в бане любовными утехами. Именно так!

Собираясь в новую баню, следует взять с собой пожертвования – щедрые дары для Банника. В качестве даров подойдет большое количество кваса (желательно в большом деревянном кувшине), а также черный хлебец, густо посыпанный солью. Хлеб оставлялся как подношение для Банника (аналог того, как мы делаем сладкие угощения для того, чтобы задобрить домашнего духа домового). Так же к васом обливали стены бани.

Чтобы зазвать Банника, принося дары, следует произнести следующие волшебные слова:

Зову сюда хозяина банного, зову сюда Банника доброго, будешь мирно здесь поживать, баньку нашу оберегать!

Да свершится!

И в дальнейшем следует периодически задобрять Банника дарами, чтобы он не злился, не обижался и помогал хозяевам. Отправляясь в баню, можно каждый раз брать с собой кусочек черного ржаного хлебца с солью, периодически повторять обливание стен квасом.

Входя в помещение, желательно спрашивать у Банника разрешения.

Он очень доволен, когда хозяева следят за чистотой бани.

Слишком много жару в бане банный дух не любит, и еще ему не нравится, если люди торопятся поскорее закончить процедуру омовения. Банник одобряет, когда хозяева используют во время купания травы, всякие травяные настои. Если Баннику полюбиться, то он и сам начинает помогать баньку в чистоте держать, и пар лучше делает, а хозяевам сил и здоровья прибавляет.

Попарившись, Баннику оставляли пар, веничек свежий для него персонально и банную лохань с водой, обмылки. Мол, и ему попариться в своем жилище нужно.

Также из дополнительных правил для лада с Банником нужно помнить о том, что просто так ходить в баню нежелательно. А в ночное время после захода солнца вообще без особой надобности появляться там не надо.

Кстати, покидают баню так, как люд из церкви выходит – то есть спиной вперед, чтобы не задеть неуважительным поведением хозяина бани.

На всякий случай скажем о том, что, если вы случайно нарушите какое банное правило и разгневаете Банника, в народе говорят, что тогда спасения нужно искать, выбежав из бани к дому и окликнув других близких духов: домового (духа дома) и овинника (духа овина). Так как овин даже не возле каждого частного дома нынче есть, то звать нужно домового, чтобы выручил и спас.

Банька парит - Здоровье дарит

Чтобы улучшить самочувствие и укрепить здоровье, в бане можно было произнести такие слова:

Банька здоровье дает, когда парит, пусть баня болезнь испарит и мое здоровье поправит, прочь прогонит усталость и тяжесть в теле.

Пусть свершатся сии слова на деле! Да свершится!

Попарившись, уже когда обливались после баньки водой, для пущего эффекта на эту воду трижды наговаривали заклинание:

Пусть освободит меня эта вода от всей грязи телесной и всей грязи душевной! Да свершится!

Целительные веники

Нужно упомянуть о том, как готовить и заговаривать веники, а также – для чего их можно использовать в магических банных ритуалах.

«Ломать», то есть создавать веники, следовало во время полнолуния, в нечетный день. Веник обычно делался из березы или дуба, для лечения к ним добавляли нужные компоненты, например крапиву или верес но тут тоже есть свои правила. Березовые ветки нельзя было брать с березы, которая росла в два ствола из одного корня. Также нельзя применять ветки с дерева, которое перетерпело пожар или вообще выглядит не очень хорошо.

Сила берёзовая для любви и лада в семье

Березовые веники особенно ценились представительницами прекрасного пола, ведь береза – дерево женское. По преданиям, она помогала наладить понимание с мужем, прогнать прочь ссоры, возродить любовь, родить детишек, призвать лад и мир в семью. Такой особый березовый веник по-особому и готовился. Нужно было отправиться за ветками к семи березам. Очень желательно, чтобы они росли возле речки, немного склонившись к водице своими стволами. Уже в самом процессе связывания «семиберезовых» веток в один банный веник следовало сказать такие слова:

Береза, дерево силы женской, дерево доли девичьей, ты к воде гнулась, так пусть бы … (я или имя жены) и … (имя мужа) друг к другу с любовью тянулись!

Кроме такой любовной магии, березовый веник хорошо помогает бороться со стрессовым состоянием, восстановиться после тяжелых нагрузок. Он отлично очищает кожу. Помимо этого, березовый веник рекомендуют людям, которые ощущают боль в мышечных тканях и суставах.

Сила дубовая для защиты от врагов

Дубовый веник всегда был востребован мужчинами. Дело не только в том, что дуб – мужское дерево силы. Считалось, что веник из дуба способен вернуть представителю сильного пола потенцию, дать ему силу и выдержку для любовных подвигов.

В магических банных обрядах новый дубовый веник можно использовать для того, чтобы защитить себя от нападок недоброжелателей. Если вы никак не примиритесь со своим врагом или даже врагами, чувствуете агрессию в вашу сторону, проведите следующий обряд.

Веником ударьте себя двенадцать раз по плечам. В процессе каждый раз произносятся такие магические слова (то есть всего заклинание повторяется 12 раз):

Дуб, символ родовой силы, дуб, символ мужской силы, суть твоя могущественна, корни твои глубокие, ветки твои крепки.

Пусть же и я буду крепок перед врагами своими, пусть же я буду защищен от их козней и нападок!

Слово это не перебить! Так тому и быть! Да свершится!

Кроме того, использование дубового веника рекомендовано для общего укрепления и оздоровления организма. Очень хорош веник из дуба для тех, у кого жирная кожа.

Банная магия для привлекательности и сексуальности

Следующий банный обряд поможет слабому полу выглядеть краше и чувствовать себя увереннее и лучше.

Нужно в день богини Макоши-Матушки (в пятницу) в утреннее время отправиться в баню.

Баньку следует приготовить ароматическую: на камни брызните по крохотной капельке ароматического масла розы (классически использовалась роза с добавлением капли мёда , нынче можно влить для усиления эффекта немного ароматического масла пачули или иланг-иланга).

Оставьте все заботы и проблемы за порогом бани. Войдя в помещение, произнесите слова (их желательно выучить на память перед тем, как отправляться вершить банный обряд):

Макошь-Матушка, молвлю к тебе, прошу о поддержке.

Банник, хозяин банный, у тебя помощи прошу.

Помогите мне всю скверну с тела прогнать, помогите мне красоту и очарование к себе призвать!

Пусть стану я красивее и милее, пусть при взгляде на такую прелестную меня каждый милуется мной, радуется и добреет! Мне на добро и на красоту! Пусть вершится как я велю!

Да свершится!

Когда будете париться, прочувствуйте, как силы производят над вашим телом магическую работу. Наполняйтесь дивной энергией красоты и очарования.

Который живет в бане, и ночью баня полностью принадлежит ему. Если потревожить банника, то последствия могут быть самыми печальными.

Кто такой банник

Баня всегда имела огромное значение для славянина. В нелегком климате это было лучшее средство избавиться от усталости, а то и изгнать болезнь. Но в то же время это было таинственное место. Здесь человек смывал с себя грязь и хворь, а значит, оно само по себе становилось нечистым и принадлежало не только человеку, но и потусторонним силам.

Но ходить мыться в баню должен всякий: кто не ходит, тот не считается добрым человеком. Даже банище — место, где баня стояла, — почиталось опасным, и строить на нем жилую избу либо амбар, не советовали. Ни один добрый хозяин не решится поставить на месте сгоревшей бани избу: либо одолеют клопы, либо мышь испортит весь скарб, а там жди и нового пожара! За много веков накопилось множество поверий и легенд, связанных именно с баней.

Как и во всяком месте, здесь обитает свой дух. Это банный, банник, байник, баинник, баенник — особая порода домовых, недобрый дух, злобный старикашка, облаченный в липкие листья, отвалившиеся от веников. Впрочем, он легко принимает облик вепря, собаки, лягушки и даже человека. Вместе с ним здесь обитают его жена и дети, но встретить в бане можно и овинников, и русалок, и домовых.

Верят, что банник всегда моется после всех, и только грязной водой, смытой с людских тел. Обыкновенно после третьей очереди, а потому четвертой перемены или четвертого пара все боятся: “он” накинется, - станет бросаться горячими камнями из каменки, плескаться кипятком; если же не убежишь умеючи, т.е. задом наперёд, он может совсем зашпарить.

После трех перемен посетителей в бане моются черти, лешие, овинники и сами банники. Если кто-нибудь в это время пойдет париться в баню, то живым оттуда не выйдет: черти его задушат, а людям покажется, что тот человек угорел или запарился. Это поверье о “четвертой” банной смене было распространено на Руси повсеместно.

Свою красную шапку-невидимку он кладет сушиться на каменку, ее даже можно украсть ровно в полночь — ежели кому повезет. Но тут уж нужно бежать как можно скорее в церковь. Успеешь добежать, прежде чем банник проснется, — будешь обладать шапкой-невидимкой, иначе же банник догонит и убьет.

Добиваются расположения баенника тем, что оставляют ему кусок ржаного хлеба, густо посыпанного крупной солью. Банники любят внимание и заботу!

А чтобы навсегда отнять у него силу и охоту вредить, ему приносят в дар черную курицу. Когда выстроят, после пожара, новую баню, то такую курицу, не ощипывая перьев, душат (а не режут) и в таком виде закапывают в землю под порогом бани, стараясь подгадать время под чистый четверг. Закопавши курицу, уходят из бани задом и все время отвешивают поклоны на баню бессменному и сердитому жильцу её.

Банник стремится владеть баней безраздельно и недоволен всяким, покусившимся на его права, хотя бы и временно. Зная про это, редкий путник, застигнутый ночью, решится искать здесь приюта, кроме разве сибирских бродяг и беглых, которым, как известно, все на свете нипочем…

Опытные люди отвращают злые наветы своих банников тем вниманием, какое оказывают им всякий раз при выходе из бани. Всегда в кадушках оставляют немного воды и хоть маленький кусочек мыла; веники же никогда не уносят в избу. Вот почему зачастую рассказывают, как проходя ночью мимо бани, слышали, с каким озорством и усердием хлещутся там черти и при этом жужжат, словно разговаривают, но без слов. Один прохожий осмелился и закричал: “Прибавьте пару!”- и вдруг все затихло, а у него самого мороз пробежал по телу и волосы встали дыбом…

Банник старается быть невидимым, хотя некоторые и уверяют, что видели его и что он старик, как и все духи, ему сродные: недаром же они прожили на белом свете и русском мире такое неисчислимое количество лет.

Легенды о бане и баннике

ПОПАРИТЬСЯ ЗАХОТЕЛОСЬ

Один мельник вернулся домой с ярмарки заполночь и решил попариться. Разделся, снял, как водится, нательный крестик и повесил его на гвоздик, залез на полок — и вдруг явился в чаду и дыму страшный мужик с огромными глазами и в красной шапке.

— А, попариться захотелось! — прорычал баенник. — Забыл, что после полуночи баня — наша! Нечистая!

И ну хлестать мельника двумя огромными раскаленными вениками, пока тот не упал в беспамятстве.

Спохватилась баба, что долго нет мужа, стала в оконце звать, - не откликается, начала ломиться в дверь - не поддаётся. Вызвонила она ревом соседей. Эти пришли помогать: рубили дверь топором - только искры летят, а щепок нет. Пришла на выручку бабка-знахарка, откупорила дверь святой водой, прочла свою молитву и отворила. Мужик лежал без памяти; насилу оттерли его снегом.

— Встал, благословясь, пошел, перекрестясь, из избы дверьми, со двора воротами, вышел в чистое поле. Есть в том поле сухая поляна, на той поляне трава не растет, цветы не цветут. И так же у меня, раба Божия, не было бы ни чирия, ни вереда, ни баенной нечисти!

СКУЧНО СТАЛО

Дело было о святках. В один вечер все девки собрались на вечеринку, а ребята-то к ним не пришли. Ну, девкам-то скучно стало без ребят, невесело. Одна девка и говорит своим подругам: “Девки, пойдемте-ка слушать к бане, что нам банник скажет”. Вздумали да две девки и пошли. пришли к бане; одна и говорит:

Давай-ка сунь руку в окно: банник-то насадит тебе золотых колец на руку.

А ну-ка, дева, давай ты сначала сунь, а потом и я.

Та и сунула. А банник-то и говорит:

Вот и попалась мне.

Руку-то схватил, да колец-то насадил железных - лишь сковал в одно место все пальцы на окне-то ей, нельзя и руку разжать. Ну вот, кое как руку выдернула она из кона, и побежали обе. Прибежали домой и говорят:

Вот, девушки, смотрите, мы ходили к баннику, о он вон каких колец насадил вместо золотых-то - железных; вот, говорит, у меня и руку сковал. Как же я теперь буду жить-то с такой рукой? Ой, девушки, девушки, банник-то какой срамной, мохнатый,- рука-то вся какая большая да мохнатая.

БЕССТРАШНАЯ ДЕВКА

Одна девка бесстрашная в баню пошла.

Я,- говорит,- в ней рубаху сошью и назад вернусь.

Пришла в баню, углей с собой взяла, а то ведь и не видать ничего. Сидит и раздувает их. А полночьное время. Начала вскоре рубаху сметывать, смотрит, а в корчаге уголья маленькие чертенята раздувают и около неё бегают.

Она шьет себе, а они уже кругом обступили и гвозди в подол вколачивают. Вот она и начала потихоньку с себя рубаху с сарафаном спускать, спустила да в сшитой рубахе и выскочила из бани.

Утром вошла в баню, а там от сарафана одни клочья остались.

ГРОБ СКОЛОТИЛИ

Один бесстрашный тоже в баню пошел, да долго оттуда и не идет.

Пошли к дверям звать его, а его не пускают. Стали в дверь стучать, а ему только больнее от этого. Зовут его, а он говорит:

Вот, мне сейчас гроб делают.

И слышат снаружи, что в бане пилят, стругают и топором стучат.

Мужик кричит:

Вот теперь заколачивают!

И слышат, как гвозди вбивают. Утром вошли, а он -мертвый, в гробу, посреди бани.

СКАЗКА КАК БЕСЁНОК ПОТАНЬКА В БАНЬКЕ ПАРИЛСЯ

Однажды увидел бесёнок Потанька, как люди ходят париться в баньку. Надумал попробовать. Забрался Потанька ночью в баньку. Попарился - понравилось, да после мытья оставил в печурке две тлеющие чурки. Напустил Потанька чаду да дыму в баньке.

Вылез из подпола Банник. Увидал в своей баньке непорядок. Разозлился и говорит:

Проучу я тебя, Потанька! Будешь знать, как чудить в моей баньке!

Собрался опять Потанька попариться в баньке.

Пошёл за веником в лес. Ищет ветвистую, пушистую берёзу.

Нашёл и принялся ветки ломать, веник вязать. Берёза говорит:

Не послушался берёзу Потанька, пошёл с веником в баньку.

По дороге с липы надрал лыко, сделал мочалку. Липа говорит:

Берегись, Потанька! Не ходи ночью в баньку. Банник на тебя сердит, будет вредить!

Не послушался липу Потанька, пошёл с веником и мочалкой в баньку. По дороге зачерпнул себе из ручья воды в лоханку. Ручей говорит:

Берегись, Потанька! Не ходи ночью в баньку. Банник на тебя сердит, будет вредить!

Не послушался ручья Потанька, пришёл с веником, с мочалкой и водой в баньку. Принялся Потанька разогревать каменку в баньке. Тазом гремит, веником шуршит, мочалкой скрипит. Услышал Банник. Из подпола вылез, трясунцы-пуганцы вынес, из рукава вытряс. В тёмный угол Банник встал, на Потаньку злыми глазами засверкал.

Потанька париться стал, поддал в каменке жар да пар. Веник в пару помотал. Хвать - а с него дождь льёт, взглянул - а он весь в сосульках стал. Потанька говорит:

Банник, Банник! Верни в каменку жар да пар!

Полез Потанька на полок в тазик с кипятком. А он покрылся весь льдом. Потанька говорит:

Банник, Банник! Верни кипяток в тазик!

Бросился Потанька за мочалкой, а она примёрзла к лоханке. Потанька говорит:

Банник, Банник! Отморозь мочалку от лоханки! Не мешай париться в баньке!

Вдруг в тёмном углу Банник зашевелился, через голову перевалился, страшным голосом закричал на всю баньку. Испугался Потанька, глаза закрыл. Принялся Банник страхи напускать.

Потанька открыл глаза. Видит, он сидит в тазу и плывёт по воде - по кипятку. На пути огромная варёная щука встаёт. Открывает рот шире ворот. Потанька к ней в пасть плывёт. Щука кричит: «Схвачу! Проглочу!» Потанька глаза закрыл и щуке в рот проскочил.

Потанька открыл глаза и видит вокруг небеса. По воздуху он на берёзовом венике летит. А над ним мочальная туча висит. Громом грохочет, сосульками убить хочет. Потанька испугался, руками от мочальной тучи закрывался.

Потанька с веника свалился и под землю в пекло провалился. Видит, сидит он на калёных кирпичах, на горячих углях. Вокруг смола кипит в котлах. Под руки его кочерга с ухватом берут и париться в котёл с кипящей смолой ведут. Потанька вырывался, в сторону бросался. Упал в лоханку и вывалился в дверь из баньки.

Очнулся Потанька за дверями в лоханке. «Дай, - думает, - погляжу, кто меня пугал в баньке». Заглянул в банное окошко. Глядит из баньки на него рожа - ни на кого не похожа: с клыкастым ртом и длинным носищем, на голове волосищи до землищи, а на руках когтищи. Перепугался Потанька, больше не ходил по ночам париться в баньку.



Как известно, пантеон богов той или иной нации представляет собой отражение ее религиозных воззрений, отношений родовых и общинных, между окружающим миром и любой отдельно взятой личностью.

Древние славяне считали себя потомками своих богов и стремились следовать их законам на протяжении всей жизни. Славянский бог был не просто карающей дланью или Творцом. Это был союзник, способный помочь, указать верный путь, а также прощать.

Рядом с человеком

Все славянские боги - Сварог, Перун, Ярила - принадлежали к одному «клану», и у каждого из них была своя сфера, за которую отвечал тот или иной бог. Но помимо непосредственно богов, высших существ, в старославянской картине мира присутствовали и другие персонажи, которые являлись мифическими созданиями, но при этом не были вхожи в пантеон.

Они не являли собой высшую силу, и в их «компетенцию» не входили такие масштабные вопросы, как, к примеру, природа или богатый урожай. Эти существа соседствовали рядом с человеком и оказывали влияние на его повседневную жизнь, как позитивное, так и, разумеется, негативное. О них до сих пор рассказывают сказки -это домовой, леший, водяной, кикимора и прочие узнаваемые персонажи.

Отдельного внимания среди этих существ заслуживает такой персонаж, как банник . Персонаж не столь известный, как, допустим, водяной, но тоже весьма интересный.

Как нетрудно догадаться, этот дух обитал в бане. Нашим предкам он представлялся в виде маленького полуголого старичка, облепленного листьями от банного веника, с длинными волосами и бородой.

По славянским поверьям, банник обычно жил за печкой и в основном занимался тем, что пугал посетителей бани и обжигал их кипятком. Считалось, что он также был способен запарить человека до смерти, ободрать ему кожу или задушить.

Банные ритуалы

Банник никогда не пользовался особой милостью у наших предков. Издревле, несмотря на свои целебные свойства, баня считалась зловещим местом. Никто не отваживался заходить в баню после наступления темноты, и даже после Крещения Руси люди суеверные никогда не снимали в ней свои нательные крестики. При строительстве бани также нередко руководствовались суеверными соображениями - предпочитали строить ее как можно дальше от избы.

Также существовали определенные правила похода в баню. К примеру, по правилам парились сначала мужчины, потом женщины. А беременным женщинам ни в коем случае нельзя было ходить в баню без присмотра мужей.

Категорически запрещалось париться в чужом пару - каждый должен был самостоятельно растопить для себя печь. И, разумеется, чтобы не прогневать банника, в конце всех водных процедур необходимо было оставить для него подарок (как блюдечко с молоком для домового) - маленький березовый веник и чашу с теплой водой либо кусок ржаного хлеба с солью.

Место для ворожбы

Любопытно, что главным врагом банника является как раз домовой. Считается, что если банник напал на вас, то на помощь следует звать именно его - выбежать из бани спиной вперед и закричать: «Батюшка, выручи!» При этом банник охотно дружит с другими враждебными человеку духами и часто приглашает их к себе попариться и искупаться.

Впрочем, не исключено, что образ банника просто изменился со временем в отрицательную сторону. После принятия христианства на Руси восприятие языческих божеств практически полностью изменилось. Такие персонажи, как домовой или банник, стали олицетворением демонических и враждебных сил.

За счет того что баня считалась таинственным местом, где обитают духи, зачастую она использовалась для гаданий и ворожбы. Одно из самых старинных «банных» гаданий заключалось в том, что девушка должна встать в дверях бани и приподнять юбку.

Затем необходимо позвать суженого и попросить его прикоснуться к себе. Если девушка почувствует прикосновение мохнатой лапы, то считается, что ее будущий муж будет богатым, если голой руки - то бедным, если мокрой - то муж будет пьяницей, а если шершавой - то это означает, что у ее мужа будет суровый характер.

Не ходите мыться после полуночи

Разумеется, существует огромное количество преданий и страшных историй, связанных с банником, а точнее, с его правилами, которые иным несчастным довелось нарушить.

Одна из таких историй повествует о пяти девушках, которые, нарушив запрет, отправились в баню после полуночи. Одна из девушек взяла с собой свою маленькую сестренку. После купания девушки сели за стол ужинать, как вдруг кто-то постучался в дверь.

На пороге стояли пятеро красивых молодых людей, рассказавших, что они проделали огромный путь и, увидев свет в окне, решили зайти и попросить немного еды. Девушки пригласили путников за стол, чтобы разделить с ними ужин, и в это время маленькая девочка, сестра одной из девиц, уронила на пол ложку. Девочка полезла за ней под стол и увидела, что у их гостей вместо ног - коровьи копыта.

То, что девочка смогла распознать в незнакомцах нечисть, объясняется тем, что ребенок до семи лет - безгрешен и способен видеть то, что не может увидеть грешник, взрослый человек. Девочка уговорила свою старшую сестру покинуть баню и оставить незнакомцев... Утром стало понятно, что ночные гости действительно оказались чертями - баня ушла под землю, утащив с собой четырех девушек.

И несмотря на то что в этой истории в роли нечисти выступают черти, их появление обуславливается именно нарушением запрета банника - не ходить париться после наступления темноты.

Еще одна из историй связана с нарушением этого же запрета.

Жили-были две сестры со своей старой теткой. Одна из сестер ждала ребенка, и в итоге родила мальчика, но сама при этом скончалась при родах. Младшая сестра и тетка взяли ребенка под свою опеку. И вот как-то раз эти женщины с грудным младенцем решили пойти в баню, но засиделись допоздна и пошли только после полуночи.

Сестра, испытывая при этом странное беспокойство, решила закрыть дверь в баню на замок. Как только женщины разделись и принялись мыться, раздался стук в окно. Они увидели в окне большого черного кота, который, впрочем, скоро исчез из виду.

Затем послышался звук скребущихся когтей по двери, по стенам, на крыше раздался топот. Кто-то яростно стучался в стены и в окна, ломился внутрь. Эти звуки раздавались до утра, но сразу же прекратились после первых петухов.

Подождав какое-то время, женщины с ребенком на руках побежали домой. В их избе все оказалось перевернуто вверх дном. . . Спустя какое-то время женщины вернулись к бане, и увиденное поразило их: ее стены были исцарапаны, повсюду находились следы от гигантских когтей, на земле виднелись кровь и следы копыт...

А на крыше сидел тот самый черный кот, что заглядывал к ним в окно. Этим котом оказался банник, ожидавший той ночью гостей, - считалось, что он способен принимать вид кошки, собаки либо зайца. Но, так или иначе, он не дал тех женщин в обиду и фактически спас их от чертей, уже почуявших свою добычу.

Целебная сила

Стало быть, этот маленький дух не так плох и не всегда настроен агрессивно по отношению к человеку. Банник также считается прекрасным лекарем, способным "вылечить практически любую болезнь при помощи пара. Кроме того, баню традиционно растапливали перед различными значимыми событиями, в честь всех праздников, перед свадьбами и родами.

И разумеется, в наш век суеверия не могут быть помехой столь приятному времяпрепровождению, как поход в баню, ставший для нас синонимом отдыха и хорошего настроения. Русская баня всегда являлась местом исцеляющим, ее целебная сила хранится в ее жаре и холодной воде, а банник одухотворяет ее и на правах хозяина устанавливает в ней свои правила.

Валерия РОГОВА

Каждый человек знает, что баня - это особое место в домашнем хозяйстве, всегда баня стоит особняком от дома, хлева и сарая.
Объясняют это мерами пожарной безопасности, мол, огонь от бани не достанет до жилья. Однако есть и мистические причины такого отдельного существования.
Баня во все времена было особым сакральным местом, во-первых, признавалось наличие в ней особой очистительной и лечебной силы, во-вторых, в черной бане раньше рожали детей.
В-третьих, в бане часто гадали и ворожили.
Ну, и в бане был свой хозяин - банный, который часто проявлял себя к месту, и не к месту.

По древним пересказам и верованиям, которые известны нам, в бане жил Банник — покровитель русской бани. Баня — место не чистое с точки зрения религии, поэтому образ Банника рисовался как наиболее злобный людям из всех домашних духов. Изображения, которые дошли до наших дней описывали его как карлика, или маленького старичка. В некоторых регионах банника рисовали как карлицу — женщину или банную старушку (банная бабушка). Известна и женская форма духа бани — Шишига.

Существовали и поддерживаются традиции поклонения Баннику, которые были направлены на примирение с этим злым духом:
Никогда не мылись и даже не ходили в баню после полуночи.
Первыми в парную должны входить и париться мужчины. После завершения банных процедур в мыльной комнате обязательно надо оставить немного воды, мыла и веник для Банника.
Нельзя париться в чужом пару, т.в. том, который для тебя не готовили. Например — планировалась баня для одних людей а на пар попали — совсем другие. Ходить в баню к друзьям или знакомым надо только на приглашение именно попариться. В противном случае надо самому баньку протопить хоть и чужую. Должен быть соблюден обряд, когда ты сам готовишь дрова, огонь и пар.
Нельзя вносить веник в дом, оставлять только в бане.

банник, дух бани, банный

ЗАЩИТА ОТ БАННИКА
А уж если попал под руку Баннику, надо выбежать из бани и позвать на подмогу Овинника или Домового: "Батюшка, выручи!.."
Обитая в непосредственной близи от человека, они не показывались на люди, но требовали строгого себе подчинения. Условия их были просты: баня должна была стоять там, где того желал их подлинный, мистический хозяин. В противном случае банник не замедливал с местью. Действовал он довольно подло и наверняка - вплоть до насылания на людей смертельных болезней. Однако стоило переложить баню - и больной, стоя уже одной ногой в могиле, шел на поправку.
«В бане видели чертей, банных анчуток» (Самб.); «Овинные, решные, водяные, банные! Скажите, не утаите, выдадут ли < имя > замуж» [из гадания] (Костр.);
«Вот банный съест тебя, не балуй» (Свердл.); «Овинны, баенны, гуменны, подите царю мост мостить!» (Арх.).
Банник чаще всего невидим и обнаруживает себя шумом. Как истый хозяин бани, он изгоняет неугодных ему посетителей, кричит, «стукочет», кидается камнями: «Один мужик пошел с бабой в баню. Вдруг кто-то застукотал... И закричало нечеловеческим голосом: «Уходите скорее, а то заем!» Мужик и баба побежали домой» (Новг.).
Когда банник видим, то предстает чаще всего в страшном обличье - это черный мохнатый человек, иногда огромного роста, с длинными волосами, с железными руками, когтями, которыми душит или «запаривает» моющихся. По поверьям некоторых районов России, банник может быть котом (Арх.); он превращается в собаку, лягушку (Новг., Волог.), в белого зайчика (Лен.) и даже в веник, уголь (Арх.).
Часто коварный хозяин бани именуется крестьянами чертом (или банным нечистиком, шишком, анчуткой). Баня - «уже прямо-таки обиталище чертей», - считали в начале нашего века в Ярославской губернии. Во владимирских деревнях, чтобы выгнать черта (прежде чем привести в баню роженицу), повивальная бабка бросала по углам камни с каменки со словами: «Черту в лоб!» В Новгородской области и сейчас популярны рассказы о том, как колдун «показывал шишка» (черта) в бане или как черт в бане обучал молодых людей игре на гармони. Тем не менее банник и черт - это, в общем, разные мифологические персонажи, точнее, «черт» - наименование банника, выражающее самое общее представление о нем как о «нечистой силе».
По общерусским поверьям, банник обычно обитает под полком (или появляется из-под полка), но может быть связан своим местопребыванием и с каменкой - сложенной из больших камней банной печью: «У банника волосы растрепаны, за каменкой сидит» (Арх.).

гадание в марийской бане - Святки

БЫЛИЧКИ ПРО БАННИКА
Таких историй и быличек, про проделки банного я слышал великое множество, вот некоторые из них.
Мать рассказывала случай, произошедший в их деревне.
Один мужик вернулся домой с тяжёлой работы уже поздно вечером, ну, и решил помыться в бане. А как помылся, то решил прямо здесь и заночевать, так как устал очень сильно.
Лёг на полок, и сразу заснул. Вдруг среди ночи чувствует, что кто-то щекотит его за пятку, он проснулся, но никого в темноте не приметил. Снова задремал, и снова какой-то шорох и щекотанье - тут он проснулся по-настоящему! Хотел было привстать, да не тут-то было: словно какая-то сила прижала его на полке, и даже стала душить. Едва-едва он дышит.
Понял, что шуткует с ним сам банный, очень сильно перепугался, да стал вспоминать какие-нибудь молитвы. А вспомнить ничего не может, еле-еле что-то пришло на ум, удалось несколько слов прошептать - тут его и отпустило. Так он в исподнем белье из бани побежал домой, а холодно было на улице, и снег уже лежал. С тех пор зарёкся он ночевать в бане, да и поздно ночью даже не заходил туда.
Родная тётка мне рассказывала случай, который произошёл с ней много лет назад, когда она ещё была девушкой. Припозднилась она где-то на гулянке, воротилась домой к ночи, а тут баня натоплена. Мать-то говорит, мол, сходи, помойся. Та и пошла.
Мало того, что было уже темно, так она ещё и крестик нательный с себя сняла в предбаннике. Волосы у неё были длинные, красивые, промывать нужно долго. Пока намылила, да промывала в тазике, то почувствовала, что в бане кто-то легонько прыгает, будто бы мячик скачет. А сама посмотреть не может, глаза-то в мыле. Дальше стали её сзади хватать то ли мохнатыми лапами, то ли когтями. Она как закричит, и в чем мать родила вон из бани! А ноги-то словно одеревенели, не слушаются её. Едва она смогла порог переступить, будто какая сила тянула её обратно в баню.
Так голая да намыленная прибежала домой, родня не знает - смеяться или бояться!


А ещё давно случай был у нас в селе.
Обычные ребятишки пошли шукать банного, решили побаловаться. Мол, никто нам не страшен, придём ночью в баню. Пришли они в баню, да не просто так сидят, а стали материться, как мужики, да ещё матом самого банного поминают.
Вначале вроде ничего не было, ребятня осмелела, да давай пуще прежнего ругаться, мол, нет ни чёрта, ни Бога. А тут, как начало греметь всё в бане, сверху потолок, аж, прогибается, заёрзали ведра и жбаны, а в трубе кто-то истошно завыл. Со страху побежали они в предбанник, да не тут-то было - застряли они в дверях, каждый хотел первым выскочить, а дверной проём узкий! Пока пролазили, то исколотили друг дружку до синяков, от страха и не такого можно натворить. А один малец прямо в штаны наделал, напугался он так, что потом полгода заикался.
Дома от родителей им ещё добавили, будут знать, как банного беспокоить.
С тех пор уж они такого в бане не вытворяли.
А был ещё случай. Мужик, на ночь глядя, пошел мыться в баню. А сам был пьяный, еле на ногах стоял. Родные ждут его из бани - его долго нет. Решили проведать, что с ним случилось.
Заходят в баню, мать честная, лежит он мёртвый и наполовину в печи, только ноги наружу торчат, будто кто-то его силком туда затолкал, а мужик был довольно крупный.
Потом стали выяснять, якобы от угара он помер, так врачи в свидетельстве написали. А какой там угар? Баня уже давно была протоплена, угли из печки выгребли, никакого дыма, да и уже вся семья перед ним помыться успела. Никак угара не могло быть.
Опасно шутить с банным.


НАКАЗАНИЕ ОТ БАННОГО ДУХА
С теми, кто эти правила нарушает Банник мог сотворить неприятность: ожег, удушие, головокружение и т.п. Абсолютно оправданной традицией банных процедур есть запрет париться в нетрезвом состоянии. За такие фокусы Банник мог кожу «на полок натянуть»
Все банные обряды всегда были согласованы с ограниченными территориями и временем. Баньку топили с обеда, чтоб помыться да попариться до полуночи. Лучшее время — с 5 до 8 вечера. Это совсем не значит что баня пустовала перед полуночью. Вот в это время, когда баня опускалась в сумрак и начали топить печь и варить зелья бабки-гадалки, ворожки раскладывали карты и заговаривали привороты- отвороты.
Считалось что тот кто идет самый последний в баню париться — будет общаться с потусторонними силами. Третьего захода в баню нельзя было делать по традиции. Семьи в старые времена были большие. Ну никак не могли в два захода поместиться и помыться в одной бане все члены одной семьи. Это послужило зарождению совместной помывку и мужчин и женщин.
Среди многих строительных обрядов закладки домов-срубов практически не встречаются обряды по строительству Бани. Не зазывали в баню счастье, достаток и т.п. Место на котором стоит баня называлось Баннищем и считалось оно нечистым местом.

ПОВЕРЬЯ ПРО ШИШИГУ - ЖЕННУ БАННИКА
Как то уж повелось, что мужики считают баню исключительно мужским занятием. Наверное, это имеет объяснение. Но это объяснение неприемлемо женской стороной. Они так же имеют право на чистое тело, здоровый дух и своих приведений женского рода. Вот именно, приведений и духов! Пример тому — женский дух бани Шишига (банниха, байница, баенная матушка). Как и все духи и покровители стихий, банный дух является наследием языческой религии, что нашло отражение в историях и поверьях.
Это, почти, демоническое существо, которое прикидывается знакомой женщиной, а заманив в баню попариться, может запарить до смерти. Шишига показывается тем людям, которые ходят в баню с плохими мыслями и без охраняющей молитвы.
Банник или Шишига принимает участие в святочных гаданиях, которые в древности иногда проводились в бане. Ведь баня считалась не очень чистым местом в религиозном плане. В баню люди ходили не защищенные — без нательного креста. Это сказалось и в традициях связанных с постройкой бани — их строили подальше от дома.
А гадания -такие близкие по духу женщинам проводились в полночь, при этом девушки подходили к открытым дверям бани, задрав юбку. Если Банник или Шишига «коснётся» мохнатой рукой ноги — у девушки вскоре будет богатый и обеспеченный жених, а если коснется голой рукой — бедный, а если мокрой — пьяница. Уж, действительно, дух бани оказывал сильное влияние на перепуганных женщин идущих мыться в баню.

Но тем и хороша баня, что все плохие мысли в ней пропадают вместе с легким паром, призраки и духи бани отходят на второй план. Ну а для тех кто сильно верит в духов и призраков напомним, что все банные духи живут не в бане, а в основном в водоемах возле бани — в колодцах, реках и прудах. Веселая и загадочная традиция почитания духов выполняется и сейчас, когда заходя в баню можно услышать от корифеев банного дела приговорки попавшие к нам вместе с историей и традициями бани:
«Мужик богатый, ударь по жопе рукой мохнатой!»
«Баюнушка, братанушка,
скажикась мне пути дороги вещие,
укажикась мне то, что приидиша,
то, что сбудиша, то, что бысти, занадобно.»
Банников и банных духов боялись, но и почитали. У каждого хозяина дома в бане положено было иметь своего духа бани, свою Шишигу. Именно они оберегали баню от попадания в нее чужих для бани людей и злых духов: лешие, водяные, упыри, нежить.

Поверья, связанные с баней, сильно были распространены и связаны с процедурой родов. Новорожденных очень часто обмывали в бане, именно в бане и проходили первые заговоры для детей:
«Мою я младенца в жару да в пару. Как идет из каменки жар, из дымника пар, из сеней дым, так бы исходили бы с младенца всякие скорби и болести. Паря младенца дарую живенца, мамку родимку во всея веки почитамши, батьку светлого, сильного во всеи века почитамши, отроковицу себу дороги крепкие, думы светлые, дела ладные, деньги складные»

ДРУГИЕ ДУХИ БАНИ
Банников, или чертей, в бане может быть и несколько (иногда банник обитает там с женой и детьми).
Названия банника «жихарь», «пастырь», «хозяин» отражают представления крестьян о нем как об исконном обитателе и хозяине бани. Чаще всего этот хозяин строг, опасен для людей («Банник человеку не товарищ»). Упоминания о «добром баенном пастыре», у которого просят разрешения топить баню, единичны.
Банник, по поверьям, подметает в бане веником, шумит, стучит (Печ., Новг.); моет волосы в кипятке (Волог.). Банные хозяева очень любят париться и моются «в четвертый» или «в третий пар» (реже - в седьмой), то есть после двух или трех (шести) смен побывавших в бане людей. Поэтому нужно оставлять воду, веник, мыло банникам, содержать баню в чистоте. Нельзя мыться в четвертый, третий пар и особенно в одиночку, после захода солнца или поздно ночью (в полночь).
В баню, где нет оберегающих икон и где мылись, парились, снимая охранительный нательный крест, входили с оглядкой, прося разрешения у банного хозяина, иногда приговаривая: «Крещеный на полок, некрещеный с полка». Нельзя было и шуметь, ругаться. Вымывшись, не благословив, не перекрестив, оставляли на полке ведро и веник для банного, благодарили его, приглашали: «Хозяин с хозяюшкой, с малыми детушками, гостите к нам в гости!» (Терский Берег Белого моря). Иногда обращались и к самой бане: «Тебе, баня, на стоянье, а нам на доброе здоровье». Нарушение этих правил влекло за собой появление «страшного» банника, который мог защекотать, задушить, запарить и даже затащить на каменку, содрать с неугодного ему человека кожу, повесив ее сушиться на печку.
Губящий людей банник может обернуться родственником, знакомым: к припозднившемуся в бане мужчине является соседка и начинает «поддавать» (лить воду на каменку), отчего становится невыносимо жарко. Незадачливый посетитель бани едва не задыхается и насилу изгоняет «соседку-банника» руганью (Новг.). В другом рассказе начала XX в. такие же «знакомые и родственники» (и даже в сопровождении красноармейца) запаривают и забивают за полок старушку (Костр.).
В поверьях русских крестьян есть и женский персонаж, подобный «страшному» баннику, - банная обдериха, «занятия» которой исчерпывающе характеризуются ее названием (см. ОБДЕРИХА).
Есть в русских поверьях и байниха, банниха, банница (Арх., Свердл., Тобол.) - банный дух женского пола, характеризуемый не столь определенно, как обдериха, но в общем сходный по описаниям с банником: «Старые люди слыхали: как выйдешь из бани, а там еще хлещутся, парятся: это никто как банница». Упоминаются и дети банника, которыми он может подменить детей, оставленных в бане без присмотра.
Козни банников могут быть и совершенно немотивированными, но всегда опасны, злы: банник, прикинувшись проезжим барином, просит истопить баню и «запаривает» жену крестьянина (Новг.). В баню, где на полке прячется крестьянин, «входят как два человека и тащат солдата. И начали с солдата кожу снимать и бросили ее на крестьянина. Тот лежит ни жив ни мертв и читает молитву: «Да воскреснет Бог». А они услышали и ему в ответ: «Да растреснет лоб». Он читает дальше: «Да расточатся враги Его». А они: «Да раскачается осина». И так до половины отчитывался. Прочитал он всю молитву, лежит - и кожа на нем. Банники пропали. Утром проснулся, глядь - а на нем лежит рогожа» (Новг.).

Образ коварного, обитающего у печки-каменки банника, пожалуй, ближе всего к персонификации жара, морока, душащего человека, жгущего его, к персонификации подстерегающих в бане опасностей.
Однако банник иногда проявляет себя не только как дух бани, но и как дух-охранитель людей - хозяев бани. Он защищает их от «чужих» банников, «чужой» нечисти. «К одному крестьянину приходит вечером захожий человек и просит: «Укрой меня в ночи, пусти ночевать». - «Да места-то нету, вишь, теснота-то какая! Не хошь ли в баню, сегодня топили?» - «Ну вот и спасибо». - «Ступай с Богом». На другое утро этот мужик и рассказывает: «Лег это я на полок и заснул. Вдруг входит в баню такой мужчина, ровно как подовинник, и говорит: «Эй, хозяин! На беседу звал, а сам ночлежников пускаешь, я вот его задушу!» Вдруг поднимается половица и выходит хозяин, говоря: «Я его пустил, так я и защищаю, не тронь его». И начали они бороться. Долго боролись, а все не могут друг друга побороть. Вдруг хозяин (банник) и кричит мне: «Сними крест да хлещи его!» Поднявшись как-то, я послушался и начал хлестать, и вдруг оба пропали» (Новг.).
Существенная для крестьянского рода, семьи охранительная роль банного хозяина (менее ярко, но прослеживающаяся в поверьях и рассказах о нем) связана с двойственным восприятием самой бани. Традиционно в крестьянском обиходе баня - место нечистое, опасное (здесь сказываются и некоторая отдаленность ее от дома, отсутствие икон, смываемая в бане грязь и т.п.). В то же время «переходное», очищающее пространство бани необходимо: в ней как бы «смывается» прошедшая жизнь, пыль, грязь, грехи и происходит своеобразное возрождение человека к новой, чистой жизни.
Баня обязательно топилась не только еженедельно, но и перед праздниками, и по случаю самых значительных событий крестьянской жизни - при родах, для невесты накануне свадьбы. Со времен Древней Руси баню топили и для предков-покойников, умерших родственников, приглашая их помыться и попариться перед большими праздниками (особенно в Чистый четверг Страстной недели). Поэтому и сама баня, и ее обитатели исконно были и опасны, и необходимы одновременно.
Наконец, по мнению ряда ученых, баня - один из самых древних дошедших до нас прообразов крестьянских жилищ, жилищ наших предков, где обитали и продолжают обитать, по поверьям XIX-XX вв., разнообразные божества и наделенные сверхъестественными способностями существа явно не христианской природы - банный хозяин, проклятые и даже русалки. Они не только моются в бане, но и вообще пребывают в ней - например, собираются там на посиделки (проклятые на посиделках в бане плетут лапти) (Новг.).
На севере и северо-западе России популярен рассказ о явлении в бане проклятой девушки, на которой затем женится парень, решившийся ночью взять с банной каменки камень (Мурм., Новг.).
В бане иногда происходило «посвящение в колдуны».
Баня - одно из самых подходящих мест для знакомства с чертом (шишком): «А колдун, раз он сумел колдовать, так он показывал сыну шишка. Зачем сын сказал, что нет никого, ни беса, ни Шишков, никого нету. Вот колдун и стал говорить: «Я грешный человек, Бога не могу показать (Бога кто может показать), а грешка я покажу, шишка... Я вперед уйду в байню, а ты после за мной приди». Ну, малец справился, попосля его и пошел. Баню открыл... А шишок сидит с отцом на скамейке! Вот малец назад, и белье забыл, и убег домой. И пока в армию не взяли, в баню свою не ходил мыться» (Новг.).
По поверьям Олонецкой губернии, у банного хозяина хранится шапка-невидимка, которую можно получить раз в год. Для этого необходимо пойти в Пасхальную ночь в баню, положить нательный крест и нож в левый сапог, сесть лицом к стене и все проклясть. Тогда из-под полка должен появиться старик с шапкой-невидимкой. В Печорском крае верили, что получивший такую шапку мог стать колдуном после Вознесения.

Согласно верованиям крестьян, есть у банника и «беспереводный» целковый. Чтобы получить его, нужно спеленать черную кошку и в полночь бросить ее в баню с приговором: «На тебе ребенка, дай мне беспереводный целковый!» - (но затем быстро выбежать и крестом очертить себя три раза) (Ворон.).
В бане нередко гадали. «Севернорусские девушки берут землю из-под девяти столбов забора, бросают ее на каменку и приговаривают: «Байничек, девятиугольничек! Скажи, за кем мне быть замужем?» <... > отправляются в полночь в баню, завернув подол на голову, обнажают ягодицы, пятясь, входят в баню и приговаривают: «Мужик богатый, ударь по ж... рукой мохнатой!» Если к телу прикоснется волосатая рука, жених будет богатым, если безволосая и жесткая, он будет бедным и лютым, если мягкая, у него будет мягкий характер» [Зеленин, 1991].
Во время Святок, при огне, девицы приходят в баню, «снимают пояс, крест, распускают косы и расстегивают все пуговицы, ставят одну в середину, а вокруг ее водят черту и поочередно смотрят в зеркало со словами: «Придите сорок чертей с чертенятами, из-под пеньев, из-под кореньев и из других мест». Черти должны «показать» суженого или показаться в его облике. Если при этом покажется, что в зеркале выходит черт по пояс, то надо «расчерчиваться» (это опасно); если же черт является в полный рост, то девушкам грозит гибель» (Костр.).
В Сургутском крае на Святки баню топили для нечистого, который приходил париться; затем он либо благодарил ожидавшую у дверей девушку, просил подать ему чистое белье (к замужеству), либо требовал подать гроб (к смерти). Все такие гадания считались очень опасными, поскольку вызываемый нечистый, по поверьям, нередко покидал магический круг, которым его очерчивали, и губил гадающих.
Из Владимирской губернии сообщали, что «долго болеющего и помирающего и дурно ведшего себя человека переносят в баню, крышу которой несколько приподнимают осиновыми клиньями, с тем чтобы черт забрался в образовавшуюся щель и поскорее покончил с больным, забрал бы его душу с собою в ад».
Баня с ее всесведущими обитателями и в XX в. остается одним из самых удобных мест для гаданий, а в рассказах крестьян, в быличках - местом для обучения колдовству, искусству игры на музыкальных инструментах, даже для сватовства - и все это с участием банника-черта, «хозяина» бани, каменки, очага, возможно, некогда - и «хозяина» крестьянского жилища, от которого зависела судьба семьи, человека. В последней ипостаси (менее прослеживаемой в XIX-XX вв.) банник ближе к наделенным универсальной властью языческим божествам (некоторые исследователи сопоставляют его с древнерусским Волосом), к божествам очага, покровителям семьи.

Не случайно поэтому в русских поверьях есть не столь опасное и даже доброжелательное по отношению к людям существо, обитающее в бане, - банная бабушка, матушка. Кстати, по распространенным представлениям, банник поселяется в бане после того, как в ней появляется на свет ребенок, что опять-таки связывает банника с судьбами семьи и ее новорожденных.
Однако коварный банник и здесь оборачивается своей опасной, наиболее ярко проявляющейся в поверьях XIX-XX вв. стороной: банник может погубить родильницу, если ее оставить в бане одну, или украсть младенца, заменив его своим ребенком. Дети банника обычно уродливы и плохо растут.
Чтобы задобрить банного хозяина, в некоторых районах России под полком новой бани в Чистый четверг Страстной недели закапывали задушенную черную курицу, а затем уходили, пятясь задом и кланяясь. Когда топили новую баню, сверху на каменку бросали соль (Волог.).

БЫЛИЧКИ ПРО БАННОГО ДУХА
Живёт банник в бане.
Банник людей не любит.
Если разозлится, может задушить паром, угаром, кипятком, облить кипятком.
Его можно умилостивить: дать умыться в первый пар.
Тоже грязи не любит, может болезни лечить!!

Каждое лето мы ездили к деду в деревню.
И как - то приехали очень поздно вечером.
Попросили деда истопить баню, искупаться с дороги.
На что он ответил, что ночью нельзя, потому что банщику это не понравится.
Но мы его не послушали, сами дров нарубили, воды нанесли.
И только мы устроились, как с печи на пол полетели тазы с водой.
Мы не придали этому значения.
Но когда муж положить дров решил, то не нашёл их на месте.
Тут - то мы испугались и выбежали.
Дед был очень рассержен и говорил, что теперь придется уговаривать банника, замаливать его подарками.
Больше я в баню ни ногой!!

Построили баню не на том месте - баннику не понравилось.
Построили одни баню, и в это время заболела у них дочка.
А под подушкой каждое утро мать находила кусочки сахара.
Уже и покупать стали сахар-песок, а всё равно каждое утро мать находила сахар, а девочка всё хуже и хуже себя чувствовала.
В это время в их доме остановился старик проезжий.
У него - то и спросил отец, почему дочка болеет.
Тот посмотрел и сказал сходить в 12 часов на кладбище, накрыть стол белой скатертью и поставить на него 2 рюмки и бутылку водки.
Причем рюмки должны быть не граненные, не рисунком, а простые, светлые.
Всё так и сделал отец.
Стоит и ждет.
Вдруг слышит: водка наливается.
Он повернулся, а никого не видит.
Смотрит, а рюмка уже пустая, и вдруг кто - то говорит:
— Баня у тебя не на том месте.
Послушался его отец и стал разбирать баню.
А девочка помаленьку стала выздоравливать.
И уже когда оклад разбирал, вышла девочка на крыльцо.
Видно, правду говорил, что баннику место не понравилось!!

Раньше ведь строили бани по-чёрному.
Ну, вроде зимовейку построят и такую примитивную печь из камня.
Ну, чтоб стена-то не горела.
Эту печь вплоть не ставят по стене, а там щель остаётся, ну примерно сантиметров где-то 20.
Так вот нам всем старики говорили:
— Ребятишки, если моетесь в бане, один другого не торопите, а то банник задавит.
Вот такой случай был.
Один мужик мылся, а второй:
— Ну, чё ты там, скоро или нет? Раза 3 спросил.
А потом из бани голос:
— Нет, я его ещё обдираю только! Ну он сразу это, побоялся.
А потом открыл дверь, а у того мужика, который мылся, одни ноги торчат! Он его, банник-то, в эту щель потащил.
Такая теснота, что голова сплющилась.
Сам же он не мог бы так полезти, чтобы голова сплющилась.
Вытащили его, ободрать-то он не успел.
Банник грязи не любит, наказывает!!

Ты кажешь, домови, ведьмы, це бабкыны сказки, а я оце тоби балакаю зараз.
Як строилы мы с батьком, царстве ёму небесне, лазню (баню), а батько був пошты негожий, так у первый же день, як построилы, захотелось батьку скупаться.
А натопылы гарно, ажноущиу трубку зверталысь.
На оце я выскочив з лазни, а батько ще остався, дак писля мэнэ пьять минут, и выскочив.
Прыбига, та каже:
— Тилько улигся, а тут толпа лазникив наскочила.
Одни за руки держать, а други веником хлещут.
Насылу вырвався.
— А яки це лазники? - спросил я.
— Ну, яки, яки. Таки ж як лешни, тилько усы у дубовых листьях, та желуди у патлах торчать.
Та ну цю нечисту силу поминать, а то соби накликаем.
Нельзя мыться в третий пар - появляется банница!!

Это с бабкой моей было.
Она молодая ещё была.
Один раз мылись все, а она опоздала.
Пришла, а всё уже помылись: и мужики, и бабы.
Ну, она смелая была - одна побежала в третий - то пар, лишь дитенка взяла свово.
Думает светло еще.
Ну, пришла.
Разделась в предбаннике - то, малого - то в пеленке взяла, и в баню.
Дверь открыла, - ногой - то одной лишь переступила через порог, глядь - а там на полке бабка сидит, зеленоватая такая вся, и волосья длинные и зеленые.
Ну, она испугалась, чего делать не знает.
А эта ей, банница - то:
— Как зашла, так и уйди!
Ну, она баба - то была понятливая: как стояла, так и, не поворачиваясь, ногу - то обратно за порог, да дверь скорей закрыла.
Схватила одежду, да бежать.
В бане нельзя торопить друг друга, а то банник задавит!!

__________________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Предания Вятского края о банных духах.

Сергей Карпеев - былички.
Славянская мифология.
http://slavyans.myfhology.info/nechist/bannik.html
Сайт Википедия.
https://sites.google.com/site/russkieskazki/home/bylicki/bylicki-polnyj-arhiv

Банник, банная нечисть, банные лешие, банный хозяин, жихарь, шишок.
В женском обличье: байниха, банница, обдериха

Дух особый, живущий в бане, ее «хозяин». Как и домовой, привязан к конкретному месту и семье. Банник любит тепло, обитает поэтому под полком или за печью, оттуда часто слышится шум, вой, хохот и даже стоны. Как правило, невидим, но может, будто оборотень, показываться в различном обличье, к примеру, кошки, лягушки, маленькой собачки или белого зайчика, а захочет, и веником представится. Если же увидеть его в человеческом образе, то это страшный лохматый мужик, с очень длинными волосами, железными когтями.

Банный хозяин — дух недобрый, опасный. Неугодных ему запаривает, замучивает до смерти. Во многих областях и губерниях после третьего пара мыться уже не ходят, оставляют для мытья баннику вместе с водой и веником. Считается также, что нельзя мыться после захода солнца или поздно ночью. При входе в баню приговаривают: «Крещеный на полок, некрещеный с полка!»- а уходя благодарят: «Спасибо тебе, байнушко, на парной баенке». Чтобы умилостивить его, в новую баню всегда несли хлеб-соль и оставляли на полке. Коли была нужда переночевать в бане, спрашивали разрешения у банного хозяина. Если пустит, то значит, можно спать спокойно, он никому в обиду не даст, будет охранять от чужой нечисти.

Баня являлась излюбленным местом гадания. По поверью, девушки могли увидеть своего суженого, если садились перед каменкой и смотрели в зеркало. Можно было узнать и каков будет будущий муж. «…Девушки… отправляются в полночь в баню, завернув подол на голову, обнажают ягодицы, пятясь, входят в баню и приговаривают: «Мужик богатый, ударь по ж… рукой мохнатой!» Если к телу прикоснется волосатая рука, жених будет богатым, если безволосая и жесткая, он будет бедным и лютым, если мягкая, у него будет мягкий характер».

Но любое гадание почиталось делом опасным, потому что банный хозяин мог погубить неосторожного гадающего.

Сама по себе баня считается местом нечистым, человек здесь очищается, смывает не только грязь, но и болезни, грехи. На банищах поэтому никогда ничего не строили. Банник, недовольный местом, где стоит баня, может наслать на людей недуги, которые тотчас проходят, если баню перенесли в другое место. Видеть банника или слышать его всегда было к несчастью. Козни его, зачастую немотивированные, всегда злы, а любое несчастье, произошедшее с человеком в бане, считалось его проделками.

Не случайно поэтому, как бы в противовес баннику, существует вера в банную матушку (бабушку).

Это добрый дух, обитающий в бане, лечащий от всех болезней и покровительствующий слабым и больным, а также роженицам и младенцам. Роды в крестьянских семьях происходили обычно в бане, где мать с новорожденным оставалась еще некоторое время. Тут же их омывали и даже парили. Омовение сопровождалось различными магическими действиями и обращениями к доброй банной матушке, которые должны были обезопасить роженицу с ребенком от всего недоброго.

К доброму духу бани-целительницы призывали и тогда, когда надо было «смыть», излечить хвори. В крестьянском быту невозможно было найти лучшего лекарства от «болезней горячечных, простудных и воспалительных», чем баня с хорошим паром. Лечебные ее свойства известны с давних пор и до сего времени остаются весьма популярными.

»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»

Ба?нник -дух, живущий в бане, в поверьях восточных славян, пугающий людей и требующий жертв, которые ему надо оставлять в бане после мытья. Часто Банника представляют в виде маленького, но очень сильного старика с лохматым телом.

Банника винят во всех неудачах в бане. Любимое занятие Банника - обжигать людей кипятком, кидаться камнями в печи-каменке, а также стучать в стену, пугая парящихся. Чаще всего банник был невидим и обнаруживал свое присутствие шумом. Его видимые обличья были очень разнообразны. Он появлялся в виде крохотного, но очень сильного нагого старичка с радужными глазами и с длинной, покрытой плесенью бородой. Иногда он представлялся черным мохнатым человеком огромного роста с длинными волосами, с железными руками и когтями, которыми душит или «запаривает» моющихся. Иногда он был сед и мохнат, иногда — наг и покрыт грязью или листьями от веников. Голос банника был скрипучим или похожим на голос знакомых людей. По поверьям жителей некоторых районов России, банник мог превращаться в кота, собаку, лягушку, белого зайца и даже в веник или уголь. Также банник мог обернуться каким-нибудь знакомым человеком.

В самой бане банник занимал место за каменкой, а когда сердился, перебирался под полок.

По народному поверью, банников в бане могло быть и несколько, а иногда банник обитал там с женой и детьми.

Откуда брался банник в каждой конкретной бане — неизвестно, но в ночь после ее постройки он становился там полновластным хозяином. Поэтому банника заранее задабривали: когда баню заканчивали, под порог закапывали черную курицу или черного петуха. При этом курицу полагалось не резать, а задушить и не ощипывать. Также было поверье, что банник появляется в бане после того, как там побывала роженица.

Вообще, банник женщин привечал лучше, чем мужчин, особенно он не любил пьяниц.

Список нарушений, из-за которых сердится банник, достаточно велик, но и разумен. В бане нельзя было громко говорить, шуметь, стучать или смеяться. Самый строгий запрет распространялся на брань. Добрая треть наказанных пострадали из-за своего пристрастия к ругани, ведь считалось, что произнесенное в бане проклятье обязательно сбудется. Также банник не любил, когда подгоняли того, кто парится в бане, или когда приходили в баню в пьяном состоянии.Существовало не так много средств защиты от банника. Несмотря на то, что христианские обереги (крест, молитва и упоминание Господа) считаются универсальными средствами против нечистой силы, против банника они действовали недостаточно эффективно. Самым надёжным средством являлось соблюдение правил поведения в бане и возле неё. Спугнуть банника мог также голос другого человека из-под окошка. По народному убеждению, если попал под руку баннику, надо выбежать из бани и позвать на подмогу домового: «Батюшка, выручи!»

Однако банник иногда проявлял себя не только как дух бани, но и как дух-охранитель людей — хозяев бани. Он защищает их от «чужой» нечисти. На Руси рожали исключительно в бане. Как правило, будущая мать переселялась из дома в баню не менее чем за три дня до родов. Будучи самым лютым из всей «домашней» нечисти, банник лучше всех мог защитить мать и дитя, которые в это время находились на грани двух миров. Правда, при этом женщину ни на минуту не оставляли одну, люди все таки не до конца доверяли баннику.

Считалось также, что в лечении баннику нет равных. В древности любую хворь лечили, парясь в бане, и исцеление приписывалось не целебным свойствам пара, а лекарским умениям банника.

Чтоб задобрить Банника, ему оставляют кусок ржаного хлеба с большим количеством крупной соли.

Психология свиданий