Выгорецкая пустынь. Выговская старообрядческая пустынь

Глава 33. Выговская пустынь

Обители, основанной в 1694 году на реке Выг по благословению старца Корнилия, отведено особое место в истории старообрядчества.

Первые насельники Выговской пустыни деятельно занимались проповедью беспоповства и, обходя Поморье, учили:

Время настоящее есть время антихристово! Антихрист в Церкви боголепно на престоле сидит.

Благодаря этому, слух о новом поселении облетел берега Белого моря. На Выг стали переселяться поморы, а также крестьяне и горожане из отдаленных мест - из Москвы и Поволжья.

Уже через несколько лет посреди лесов и болот возникла обитель, имевшая хорошо налаженное хозяйство: были распаханы обширные пашни, устроены огороды, разведен скот, заведены морские зверобойные промыслы, различные кустарные производства и торговля.

Жизнь выговцев определял строгий устав, составленный по образцу устава Соловецкого монастыря.

Первоначально мужчины и женщины жили вместе. Но в 1706 году на реке Лексе - притоке Выга - была построена особая женская обитель, первой настоятельницей которой стала Соломония - родная сестра Андрея и Семена Денисовых.

Андрей Денисов, ставший в 1702 году настоятелем Выговской пустыни, заботился о поддержании добрых отношений с властями, что помогало ему хлопотать о делах обители в Москве и Санкт-Петербурге.

Денисов познакомился с любимцем царя Петра I - князем Александром Даниловичем Меншиковым. Его удалось задобрить щедрыми подарками. И в сентябре 1704 года Меншиков подписал указ: за выговцами признавалось право молиться по старым книгам, но в то же время они обязывались быть в подчинении у начальства Олонецких горных заводов.

На этих заводах выплавляли чугун, железо и медь, изготовляли для русской армии оружие, в том числе пушки. Староверам было поручено изыскание руды для заводов, с чем выговцы успешно справлялись. За это заводское начальство высоко ценило их и не давало в обиду.

Главные («Святые») ворота Выговской пустыни. Фотография 1913 г.

Желая заручиться высочайшей благосклонностью, старообрядцы подносили подарки не только Меншикову, но и самому императору, хотя считали его антихристом и не молились за него. Когда Петр приезжал на Олонецкие заводы, Андрей Денисов отправлял к нему посыльных с письмами и гостинцами.

Опала Меншикова в 1727 году лишила Выговскую пустынь важного покровителя. Относительно благополучное существование обители стали омрачать частые столкновения с духовными и светскими властями.

В 1738 году по доносу бывшего старовера Ивана Круглого началось очередное следствие над пустынью. На Выг прибыли чиновники и обвинили беспоповцев в том, что те не молятся за царскую власть.

Растерянные старообрядцы не знали, что делать. Некоторые уже готовились к самосожжению. Но наиболее рассудительные из братии утверждали, что страдать не за что. Здравый смысл возобладал. И беспоповцы согласились поминать в молитвах царей и цариц, которых еще недавно называли антихристами.

Во второй половине XVIII века Выговская пустынь процветала. Здесь были часовни, богадельни, амбары, различные мастерские, пристань, кожевенный завод и медеплавильная фабрика, на которой отливали медные иконы. В женской обители насельницы занимались прядением, ткачеством и вышиванием золотом и серебром.

В это же время по всей Руси началось оживление духовной жизни. В Москве и Петербурге возникли крупные беспоповские общины, заявившие свои права на первенство. Выгу, попавшему в зависимость от богатых столичных купцов, становилось все труднее сохранять главенство.

На рубеже XVIII–XIX веков в беспоповском богословии происходит важная перемена, сравнимая с принятием молитвы за царя - Поморье принимает брачное учение.

Основатели Выговской пустыни строго придерживались беспоповского учения о наступлении царства антихриста и скором светопреставлении, что делало ненужным семейную жизнь. Обитель была утверждена на строгих монастырских уставах: все, приходившие на Выг, давали обет безбрачия.

Однако проходили годы, а объявленный конец света не наступал. Совершенное безбрачие не смогло привиться в Поморье, и староверы стали обзаводиться семьями, хотя против этого выступали настоятели и наставники.

В 1762 году беспоповец Иван Алексеев написал обширное сочинение «О таинстве брака», в котором пытался доказать, что брак - это не церковное таинство, а народный христианский обычай.

Учение Алексеева поддержал и развил Василий Емельянов, беспоповский наставник из Москвы. Он считал, что сила брака заключается не в венчании и молитвах иерея, а во взаимном согласии и обещании жениха и невесты, объявленном при свидетелях. Такой брак может благословлять и простой мирянин.

Емельянов первым стал самостоятельно сочетать беспоповские браки. А в 1803 году московский наставник Гавриил Скачков составил особый чин бракосочетания с торжественным молебном.

Новое учение приобрело множество приверженцев, что подтолкнуло Емельянова ехать в Поморье и добиваться поддержки насельников Выговской пустыни. Сначала они отказались признать брачное учение и принуждали наставника отречься от него. Однако в 1795 году выговцы уступили и стали признавать браки, благословленные мирянами.

В наши дни старообрядцы, признающие браки, совершенные без иерея, составляют особое направление в беспоповстве - брачное Поморское согласие.

Выговская пустынь. Фотография начала XX в.

Новое учение о браке означало отказ от прежнего учения о скором светопреставлении. Теперь беспоповская проповедь об антихристе и последних временах звучала неубедительно и надуманно.

Но последние времена все-таки наступили для Выговской пустыни.

В 1835 году власти запретили молодым людям проживать в обители, сняли со звонниц колокола, запретили чинить ветхие часовни и строить новые. В 1843 году на Выг были переселены крестьяне-никониане.

В 1854 году власти начали сносить ветхие постройки - ограду, колокольни и кладбищенскую часовню. На следующий год все староверы были высланы из обители. Осталось лишь несколько больных стариков, проживавших в богадельнях.

А в 1856 году часовни Выга и Лексы со всем богатым убранством были отобраны у оставшихся немногочисленных старообрядцев и превращены в приходские храмы Синодальной Церкви.

Так пала, просуществовав полтора столетия, знаменитая Выговская пустынь.

Из книги 100 великих сокровищ России автора

Из книги 100 великих сокровищ России автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги Шумеры. Забытый мир [ёфицировано] автора Белицкий Мариан

Глава I. Тайны, вырванные у пустынь Мы будем говорить об истории открытия Месопотамии, но не той, которая славилась богатыми и великолепными городами, и не той, где сейчас простирается пустыня со страшными песчаными бурями, адским зноем и безжалостно палящим солнцем. Речь

Из книги Третий проект. Том III. Спецназ Всевышнего автора Калашников Максим

Победители пустынь и геоконструкторы Вот, собственно, и все об Антоне Новоселове, товарищи. А ведь есть еще множество научных находок, которые пока не превратились в технологии из-за проклятой нехватки денег. У тех же новоселовцев есть и вовсе запредельное, что не сразу

Из книги Шумеры. Забытый мир автора Белицкий Мариан

Глава I. ТАЙНЫ, ВЫРВАННЫЕ У ПУСТЫНЬ Мы будем говорить об истории открытия Месопотамии, но не той, которая славилась богатыми и великолепными городами, и не той, где сейчас простирается пустыня со страшными песчаными бурями, адским зноем и безжалостно палящим солнцем. Речь

Из книги Тайны городов-призраков автора Бацалев Владимир Викторович

Призраки пустынь Если XV и особенно XVI век для Американского континента стали по преимуществу Испанскими, то для Африки они были явно Португальскими. Начиная с Васко да Гамы, придворного ловкача и великого мореплавателя "на час", караваны португальских судов очень скоро

Из книги Повседневная жизнь Арзамаса-16 автора Матюшкин Владимир Федорович

ЧАСТЬ I САРОВСКАЯ ПУСТЫНЬ Истинная вера не может быть без дел: кто истинно верует, тот непременно имеет и дела. Серафим

Из книги Отпадение Малороссии от Польши. Том 1 [вычитано, современная орфография] автора Кулиш Пантелеймон Александрович

Глава II. Польские мещане и польская шляхта. - Земледелие и городская промышленность. - Польско-русские крестьяне. - Столкновение европейского хозяйства с азиатским. - Малорусские крестьяне в новых колониях. - Соперничества между мещанами и шляхтою. - Колонизация

Из книги Пехота вермахта на Восточном фронте. 31-я пехотная дивизия в боях от Бреста до Москвы. 1941-1942 автора Хоссбах Фридрих

Глава 11 Тихонова пустынь (30.12.41-9.01.42) Стоял сильный мороз (минус 25 градусов), когда в ночь с 29 на 30 декабря наши войска оставили Калугу. Отход 82, 17 и 12-го полков прошел относительно гладко. Вывести артиллерию из-за обледенелых и заснеженных дорог было труднее. Полицейскому

Из книги Таинственные места России автора Шнуровозова Татьяна Владимировна

автора Цыпин Владислав

§ 16. Саровская пустынь и преподобный Серафим Одним из очагов аскетического подвижничества была Саровская пустынь, расположенная в Темниковском уезде Тамбовской епархии. Эта обитель основана в 1692 году иеромонахом Исаакием, который в 1731 году передал настоятельство в ней

Из книги История русской церкви (Синодальный период) автора Цыпин Владислав

§ 17. Оптина пустынь Ученики «молдавского старца» Паисия (Величковского), расходясь по обителям Россия, всюду стремились насадить старчество. Особенно прочно укоренилось оно во Введенской Оптиной пустыни.Пустыня расположена около города Козельска на берегу Жиздры, на

Из книги Дорога Домой автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Из книги 500 великих путешествий автора Низовский Андрей Юрьевич

Фридрих Хорнеман в стране пустынь В 1796 г. немецкий ученый Фридрих Конрад Хорнеман, поступивший на службу в Британское Африканское общество, получил задание отправиться в путешествие, чтобы установить, существует ли связь между Нилом и Нигером. Это была очень

Из книги Ввысь к небесам [История России в рассказах о святых] автора Крупин Владимир Николаевич

Из книги Чудесный Китай. Недавние путешествия в Поднебесную: география и история автора Тавровский Юрий Вадимович

Поющие пески и демоны пустынь В программу путешествия непременно включают поездку в Пустыню поющих песков, посещение уникального оазиса с озером и красивейшим буддийским храмом. Источник подземных вод, питающий озеро, постепенно слабеет, и водная поверхность неуклонно

(Олонецкий уезд). В дальнейшем - Выголексинский старообрядческий монастырь в Олонецкой губернии .

Территория Выгорецкой обители является местом паломничества старообрядцев из разных стран.

История

Начало обители было положено в октябре 1684 года на небольшом острове озера Сарозеро вблизи Онежского озера (ныне Пудожский район Карелии), где жили дьякон из Соловецкого монастыря - Игнатий и его последователи: бывший дьякон Шуньгского погоста Даниил Викулин , Пётр Прокопьев , Емельян Повенецкий, мирянин Андрей Денисов (с 1691 года) и местные жители.

В ноябре 2014 года в Даугавпилсе состоялась религиозно-научная конференция «320-летие Выговского общежительства и современные проблемы Староверия».

К осени 2015 года усилиями Невской общины в этой местности приобретено два участка земли, на одном из которых был построен дом - приют староверов, под кровлей которого могут разместиться паломники, а также возведен поклонный крест - такой стоял когда-то за монастырской оградой .

Киновиархи Выговской обители

  • Даниил Викулин (1694-1702)
  • Андрей Денисович Мышецкий (1702-1730)
  • Симеон Денисович Мышецкий (1730 - 25 сентября 1741)
  • Иван Филиппов (1741-1744)
  • Трифон Петров (1744-1759)
  • Никифор Семенов (1759-1774)
  • Алексей Тимофеевич Кисилев (1774-1780)
  • Андрей Борисов (1780 - 19 февраля 1791)
  • Архип Дементьев (1791 −1809)
  • Кирилл Михайлов (1809-1825)
  • Петр Иванов (1825-1830)

Монастырь (или, точнее, общежительство) возник в 1694 г., когда на берегу р. Выг поселились старообрядцы-беспоповцы во главе с бывшим церковным дьячком из Шунгского погоста Даниилом Викуловым. По его имени общежитие часто называлось Даниловым, а старообрядцы-поморцы – даниловцами. В XVIII в. В течение 40 лет общежительством управляли братья Андреев и Семен Денисовы, благодаря которым обитель достигла процветания в области образования, певческого искусства, иконописания, рукоделия и т.д. Одним из основных источников дохода для выговцев являлась переписка книг. В монастыре была богатейшая библиотека. Хотя официально общежительство было закрыто и разогнано властями в середине XIX в., рукописные книги в Карельском поморье продолжали создаваться старообрядцами и в начале XX в.

Выго-Лексинский поморский монастырь – крупнейший старообрядческий книжный центр на Русском Севере в конце XVII – первой половине XIX в.

Здесь существовали книгописные мастерские («грамотные кельи»), в которых переписывали не только древнерусские литературные памятники, но и собственные выговские сочинения. В монастыре трудились десятки книжников, которые писали во всех жанрах древнерусской литературы. Наиболее значимый период в истории выговской книжности – первая половина XVIII в. Самые известные писатели – братья Андрей и Семен Денисовы, Иван Филиппов, инок Пахомий, Трифон Петров, Василий Данилов Шапошников, Даниил Матвеев, Андрей Борисов и др.

На Выгу были созданы: «Поморские ответы» Андрея Денисова (при участии Семена Денисова, Трифона Петрова и др.) – главная книга старообрядческой полемики; «История об отцах и страдальцах Соловецких» Семена Денисова – повесть о Соловецком восстании 1668 – 1676 гг.;
«Виноград Российский» Семена Денисова – собрание житий старообрядческих мучеников;
«История Выговской пустыни» Ивана Филиппова; житие одного из «зачинателей» Выговской пустыни Корнилия Выговского (1-я редакция – Пахомий; 2-я редакция – Трифон Петров) и др.

Здесь было развито ораторское искусство: выговцы составляли проповеди (слова) в честь христианских праздников и святых (Зосимы и Савватия Соловецких, Александра Свирского, Александра Ошевенского и др.), надгробные и «воспоминательные» слова в честь своих умерших наставников. Основатели и первые настоятели пустыни – братья Денисовы – пользовались особым уважением на Выгу и были прославлены также в силлабической поэзии («Плач-печаль поет постница Марина») и житиях (жития Андрея и Семена Денисовых составлены в 1780 – 1790-е гг.).

По характеристике В.Г.Дружинина, выговцы были первыми российскими палеографами и источниковедами: им удалось разоблачить подделки («Соборное деяние» на еретика Мартина и «Требник митрополита Феогноста»), на которые пошла господствующая церковь для полемики со старообрядцами. Выговские авторы продолжили древнерусские литературные традиции, но одновременно восприняли и новую, пришедшую в Россию благодаря польско-украинскому влиянию второй половины XVII в., барочную культуру. В отличие от ранних старообрядцев (протопопа Аввакума и др.), выговцы отказались от культурного противостояния с барочными писателями «официальной» литературы. Они считали этих писателей своими идейными противниками, но учились у них словесному искусству, переписывали их вирши и риторики. На основе общероссийских риторик на Выгу была составлена «Риторика-свод» (Семен Денисов и Мануил Петров, 1730-е гг.). Барочные черты выговской литературы выражаются в изощренности риторических приемов, синтаксической и лексической усложненности языка, «плетении словес».

Барочной пышностью и изысканностью отличается и художественное оформление выговских рукописей. Орнамент («поморский») выговских книг сложился под влиянием московского книжного искусства последней четверти XVII в. Для заставок-рамок характерно специфическое объединение растительных и архитектурно-геометрических форм, орнаментированный инициал иногда пишется почти во всю высоту листа, поражает яркость красок и отделанность деталей. На Выгу был создан и особый почерк – поморский полуустав, который окончательно сложился к 1760-м гг. Написанные на Выгу полууставные рукописи разошлись по всему Русскому Северу и оказали огромное влияние на духовную культуру края.

В течение многих десятилетий выговцы составляли в своем монастыре библиотеку, приобретали для нее в разных городах древние рукописи и старопечатные книги. Здесь хранилась, например, одна из древнейших славянских рукописей – Выголексинский сборник XII в. (жития Нифонта Констанцского и Феодора Студита). После закрытия монастыря в 1850-е гг. библиотека была перевезена в Петропавловский кафедральный собор Петрозаводска. Описание библиотеки было составлено Е.В.Барсовым и опубликовано в 1874 г. Дальнейшая судьба библиотеки драматична: как единое собрание она не сохранилась и долгое время считалась утраченной. Лишь в 1980-1990-е гг. московской исследовательнице Е.М.Юхименко удалось разыскать в разных российских собраниях более 70 рукописей из выговской библиотеки – треть от того, что описал Е.В.Барсов.
Шесть из этих рукописей хранится в Петрозаводске в Национальном архиве Республики Карелии, остальные – в Москве и С.-Петербурге.

Литература:
Барсов Е. В. Описание рукописей и книг, хранящихся в Выголексинской библиотеке. СПб., 1874;
Дружинин В. Г. Словесные науки в Выговской поморской пустыни. СПб., 1911;
Понырко Н. В. 1) Учебники риторики на Выгу // ТОДРЛ. Л., 1981. Т. 36. С. 154 – 162, 2) Эстетические позиции писателей Выговской литературной школы // Книжные центры Древней Руси: Разные аспекты исследования. СПб., 1994. С. 104 – 112;
Культура староверов Выга. Петрозаводск, 1994; Неизвестная Россия: К 300-летию Выговской старообрядческой пустыни. М., 1994;
Гурьянова Н. С. История и человек в сочинениях старообрядцев XVIII века. Новосибирск, 1996;
Юхименко Е. М. 1) Рукописно-книжное собрание Выго-Лексинского общежительства // ТОДРЛ. СПб., 2001. Т. 52. С. 448 – 497, 2) Выговская старообрядческая пустынь: литература и духовная жизнь: В 2 т. М., 2002;
Маркелов Г. В. Писания выговцев: Каталог-инципитарий. Тексты. По материалам Древлехранилища Пушкинского Дома. СПб., 2004.
А. В. ПИГИН

Старообрядческие толки

И все же самосожжение являлось крайней формой ухода от преследований со стороны официальных властей. В большинстве случаев раскольники продолжали жить по-прежнему, тайно исповедуя старую веру, а когда преследования становились невыносимыми, бежали на Дон, уходили в глухие леса в Заволжье, переселялись в Поморье или за "Каменный пояс" - Уральский хребет. Там, в недоступным местах, среди болот и тайги, устраивались раскольничьи скиты и пустыни, к котором вели ведомые одним лишь раскольникам тропки.

Уже в XVII в. старообрядчество разделилось на два основных толка - поповцев , признававших необходимость духовенства и всех церковных таинств и беспоповцев , отрицавших церковную иерархию. Основным центром распространения поповщины стало нижегородское Заволжье, здесь, на реке Керженец насчитывалось свыше семидесяти раскольничьих скитов. Беспоповцы в основном осели на Севере, в Поморье Таевский Д. Старрообрядчество//www.religion.babr.ru.

Столицей беспоповского толка являлась Выговская пустынь, или Выгореция в верховьях реки Выг к северо-востоку от Онежского озера. Выговцы считали свое "общежительство" прямым наследником и продолжателем дела Соловецкого монастыря, и действительно на реку Выг уже в 80-х годах XVII в. стекались староверы, спасшиеся после захвата стрельцами Соловецкого монастыря.

никон патриарх церковный раскол

Выговская пустынь

Возникновение самой общины следует отнести к 1694 г. Ее основателем был Данила Викулин, затем настоятелем "пустыни" стал посадский человек города Повенца Андрей Денисов, которого сменил его брат Семен Денисов. Поначалу Выгорецкая пустынь была небольшой, старообрядцы, как свидетельствует историк пустыни Иван Филиппов, жили "нужным и скудным пустынным житием, с лучиною в часовни службу отправляюще и икон и книг в часовни скудно и мало вельми. А колокол тогда не было, в доску звониша, и дороги с волостей к ним в пустыню тогда еще не было, на лыжах с кережами хождаху". Через некоторое время в двадцати верстах от мужской пустыни на реке Лексе была основана женская Лексинская Крестная пустынь, первой настоятельницей которой стала сестра Денисова - Соломония. Выговское общежительство развивалось как религиозная община с эсхатологической идеологией. Правила в Выгореции была аскетическими, а слава о праведных пустынножителях распространилась далеко вокруг. Постепенно вокруг возникло более двадцати небольших скитов с пашенными дворами, где разрешалось проживать семьями. (см. приложение 1, рис.7)

В отличие от большинства раскольников, выговцам удалось найти общий язык с царем-реформатором Петром Великим и получить свободу вероисповедания и богослужения. Взамен старообрядцы платили двойную подать и снабжали рабочей силой Олонецкие заводы. Царь высоко ценил выговских рудознатцев и литейщиков, сыгравших большую роль в открытии и разработке месторождений полезных ископаемых в Карелии, а также на Урале и в Сибири. Выговцы вели обширную хозяйственную деятельность, занимались рыболовством на Выгозере и Водлозере, на Белом море, а позднее на Новой Земле и Груманте (Шпицбергене). На Выге были развиты кузнечный промысел, обработка кож, выгонка смолы и дегтя, изготовление пряжи. Выгореция превратилась не только в экономический, но и в культурный центр. Здесь была собрана богатейшая библиотека, в которой сохранились многие редкие печатные и рукописные книги. На Выге продолжали старообрядческие литературные традиции, для которой была характерна особая стилистика, "древние словеса". Настоятель общины Семен Денисов написал "Историю об отцах и страдальцах соловецких", посвященную восьмилетней осаде Соловецкого монастыря. Среди выговских книжников и писателей были Трифон Петров, Даниил Матвеев, Гавриил и Никифор Семеновы, Мануил Петров, Иван Филиппов, Василий Данилов Шапошников, Алексей Иродионов и многие другие. В Выговской пустыни занимались иконописью и художественными промыслами.

В XIX в. продолжилось разделение старообрядчества на различные толки и течения. Часть поповцев, сохранив старую обрядность, подчинилась официальной церкви. Поповцы, не примирившиеся с церковью, сделали своим центром Белокриницкий монастырь за пределами России, а из числа не признавших Белокриницкую иерархию сложилось течение беглопоповцев, принимавших "беглых", то есть порвавших с господствующей церковью священнослужителей. Не избежало разделение и беспоповщина. Выговская пустынь, когда-то являвшаяся общим центром для всех беспоповцев, стала оплотом умеренного - так называемого поморского толка. Кроме этого толка среди беспоповцев распространились федосеевщина , порвавшая с поморцами. От поморского толка откололись филипповцы , проповедовавшие самосожжение и самоуморение. Самосожжение также проповедовали нетовцы (Спасово согласие).

В русском старообрядчестве парадоксальным образом сочетались прямо противоположные тенденции. С одной стороны, среди старообрядцев продолжали бытовать эсхатологические настроения, ожидания близкого конца света. С другой стороны, старообрядцы удачно вели мирские дела. Несмотря на преследование, усиленное налогообложение и вымогательства со стороны властей, возникла богатая старообрядческая прослойка. Если в западноевропейских странах протестантская этика оказалась наилучшим способом приспособлена для капитализма, то в России старообрядчество с его строгими моральными заветами, культом трудолюбия, умеренности и трезвости тоже способствовала накоплению капиталов. Старообрядцами были известные фамилии купцов и промышленников Морозовых, Гучковых, Рябушинских, Щукиных и других.

Старообрядчество, представленное различными толками, сохранилось и продолжает существовать до нашего времени.

Знатныя писицы, всяк в своей светлицы,
Оне перьями черкают, книги составляют.

Псальма выголексинских девиц.

Выголексинская обитель (также Выговская поморская пýстынь, Выголексинское общежительство, Выговская киновия или Выгореция) была основана в октябре 1694 г. в верховьях реки Выг (ныне Медвежьегорский район Республики Карелия) диаконом села Шуньга Даниилом Викулиным (1653-1733) и посадским человеком села Поневец из рода князей Мышецких Андреем Денисовым (1674-1730). Выговская поморская пýстынь явилась одним из первых по возникновению центров беспоповского старообрядчества, а со временем также стала крупнейшим по размеру и числу насельников беспоповским монастырем.

Выголексинское общежительство состояло из Выговского (мужского) и Лексинского Крестовоздвиженского (женского). Лексинский монастырь был основан в 1706 г. в 20-ти верстах от Выговского путем переноса женской обители на берег реки Лексны. Первыми руководителями пýстыни стали Даниил Викулин и Андрей Денисов, избранный в 1702 г. киновиархом, а первой наставницей Лексинской обители стала Соломония Дионисиевна Мышецкая (инокиня Феврония, 1677-1735) — сестра Андрея и Семена.

Несмотря на то, что насельники пýстыни были преимущественно мирянами (включая даже первых наставников), жизнь в Выгореции была устроена по принципу общежительного монастыря. К концу XVII столетия Выгореция уже располагала обширным хозяйством, которое постоянно разрасталось: пашнями, мельницами, скотом, морскими промыслами и т. п. Благодаря петровскому указу о веротерпимости и политическому таланту братьев Денисовых выговцы заручились покровительством как местных властей, так и ряда влиятельных лиц в Петербурге, что послужило залогом дальнейшего развития Выгореции, переживавшей в XVIII в. свой расцвет: на Выгу была создана самоуправляющаяся мини-цивилизация, «государство в государстве» , которое населяло около 3000 человек (вместе с суземком — до 17000), — с храмами и скитами, библиотекой и скрипторием, школой, 2-мя больницами (мужской и женской), различными хозяйственными постройками, гостиницей, пристанью и, конечно, с самобытным искусством, в котором нашел свое воплощение своеобразный синтез высоких византийских и древнерусских традиций, с одной стороны, и стиля барокко — с другой .

Первостепенное значение среди всех выговских искусств, вне всякого сомнения, занимало искусство рукописной книги. Из выголексинского скриптория вышли сотни красочных святцев, ирмосов, житий и прочих рукописей различных средневековых жанров. Здесь же была составлена летопись обители — «История Выговской пýстыни » за авторством киновиарха Ивана Филиппова (1655-1744) .

У истоков выголексинской книгописной школы стоял один из основателей пустыни — уже упоминавшийся Андрей Денисов. Несколько необычным обстоятельством являлось то, что на всем протяжении существования монастырского скриптория большинство местных книгописцев составляли женщины и девушки — насельницы Лексинского общежительства (в 1838 г. таковых насчитывалось около 200). О значении лексинской «грамотной избы» говорит хотя бы тот факт, что в Поморье она была известна как «Лексинская академия», чьи «выпускницы», грамотницы -начетчицы, рассылались по всей России.

Выговская школа книгописания оформилась приблизительно к 20-м гг. XVIII столетия. Качество продукции местных мастеров отмечал еще П. И. Мельников-Печерский (1818-1883): будучи чиновником особых поручений МВД «по искоренению раскола», он составил «Отчет о современном состоянии раскола в Нижегородской губернии» (1854), где, в частности, отмечал:

Лучшими переписчиками считаются поморские, т. е. живущие в скитах и деревнях Олонецкой губернии. Поморское письмо отличается как правильностью орфографии, так и каллиграфическим искусством .

Е. М. Юхименко пишет:

На Выгу было достигнуто исключительно искусное и изысканное оформление книги. <…> высокий профессионализм выговских писцов <…> подтверждается не только близостью почерков в рамках одной школы, но также исключительным качеством переписки .

И действительно: по своей красоте, качеству материалов, мастерству исполнения именно выговские манускрипты по праву занимают первое место среди большинства когда-либо созданных послераскольных книг славянорусской традиции. Выговскую школу каллиграфии и миниатюры отличает тонкость и изящество линий, выверенность деталей, цветовое богатство, разнообразие инициалов, стилистическое единство и великолепный красочный декор, восходящий к столичному придворному искусству последней четверти XVII в.

Поморский полуустав сложился на основе рукописного полуустава последней четверти XVII столетия, источником для которого, в свою очередь, послужил старопечатный шрифт XVI в. Ранняя разновидность поморского полуустава сохраняет ярко выраженную генетическую связь со своим прототипом: буквы сжаты с боков и вытянуты по вертикали, «земля» пишется с небольшой нижней и изломанной верхней петлей. Окончательно собственный стиль письма выработался в местных «грамотных кельях» (книгописных мастерских) примерно к 60-м гг. XVIII в. — к этому времени вышеперечисленные черты ранних выговских почерков уступают место более квадратному начертанию букв .

Миниатюры выговских манускриптов, равно как и прочих старообрядческих книг, носят очерковый (очерково-новеллистический) характер, продолжая, таким образом, позднесредневековую изобразительную традицию, восходящую к книжно-рукописной деятельности митрополита Макария (XVI в.). Рисунок выгорецких художников тонок, четок и виртуозен; манер — динамична и эмоциональна. В работах выписаны мельчайшие детали соответствующей композиции. Все это вкупе с гармоничным сочетанием сочных красок и золота делает книжную живопись Выгореции изящной, яркой и благородной.

Оформление выговских книг объединяет в себе растительные и архитектурно-геометрические формы: всевозможные цветы, бутоны, листья, ягоды, заставки с пышными антаблементами. В произведениях местных книгописцев встречаются многочисленные украшения старопечатного стиля, отсылающие к рукописям Троице-Сергиевой лавры 1520-1560-х гг., чей декор, в свою очередь, создавался на основе гравюр немецко-нидерландского мастера Исраэля ван Мекенема (1440/45-1503). Титулы книг украшались роскошными орнаментальными композициями, основанными, главным образом, на гравированных листах работы известных мастеров Оружейной палаты Василия Андреева (XVII в.) и Леонтия Бунина (ум. после 1714), — выголексинские книгописцы активно использовали как их точные прориси, так и собственную переработку .

Необходимо отметить то обстоятельство, что местные переписчики крайне редко обозначали свое авторство. Чаще всего оно выражалось лишь в простановке неброских инициалов, причем не обязательно в конце, но в самых разных частях рукописи. По всей видимости, данный факт объясняется сугубой монолитностью выговской школы: члены книгописной артели ощущали себя не индивидуальными мастерами, а лишь частичками единого общинного организма. Так, в составе сборника рабочих материалов и черновиков выговского киновиарха Андрея Борисова (1734-1791) сохранились 2 рукописные тетрадки, которые, демонстрируя собственное мастерство, переписывали 28 писиц, ставя на полях свои инициалы .

До наших дней дошли два примечательных документа, регламентирующих работу выголексинского скриптория: «Наставления надзирательнице “грамотной кельи” Наумовне » (пер. пол. XVIII в.) из «Выгорецкого Чиновника» и «Чинное установление о писмах, егоже должни вси грамотнии писицы со опасством соблюдати » (нач. XIX столетия) . Данные сочинения наглядно иллюстрируют факт того, насколько значимой частью жизни обители являлась деятельность по переписке, украшению и реставрации книг. Содержание обоих текстов отсылает нас к епитимиям «О каллиграфе» прп. Феодора Студита, демонстрируя преемственность и непрерывность восточнохристианской книгописной культуры от раннесредневекового Средиземноморья до олонецких лесов XVIII-XIX вв.

Во второй четверти XIX столетия, с восшествием на престол Николая Павловича (1825-1855), политико-идеологическая атмосфера вокруг Выгореции стала стремительно накаляться, а ее экономическое положение резко ухудшилось. Среди серии правительственных указов, направленных на «искоренение раскола», был и указ 1838 г., запрещавший выговцам переписку и распространение книг. Окончательное угасание Выголексинского общежительства произошло уже при следующем императоре, Александре II, в 1856-1857 гг., когда местные часовни были запечатаны, а их имущество описано. Те манускрипты, что не были вывезены самими старообрядцами еще до закрытия моленных, с годами разошлись по музеям, библиотекам и частным собраниям.

В 1912 г. II Всероссийский собор христиан Поморского церковного общества принял постановление об увековечении памяти отцов-основателей Выга, в связи с чем было решено обратиться к министру внутренних дел с ходатайством о передаче Выголексинского общежительства и прилегающих к нему кладбищ в ведение поморской общины. Однако воплощению этих планов помешала вскоре начавшаяся война… Сегодня о существовании Выгореции напоминают лишь несколько полуразрушенных деревянных построек первой половины XIX в. и рельеф местности. Впрочем, в 2012-м, ровно через сто лет после принятия соборного постановления, силами отдельных энтузиастов начались первые попытки реставрации разоренных обителей и возвращения утраченной беспоповцами земельной собственности. Как знать, быть может, со временем найдутся и энтузиасты возрождения местных традиций книжной живописи и каллиграфии?..

Подробнее об истории и искусстве Выгореции см., в частности: Неизвестная Россия. К 300-летию Выговской старообрядческой пустыни. Каталог выставки. М., 1994.

Психология карьеры