Трактование в православии смысла святая троица. Что такое Троица Святая? Церковь Святой Троицы

Троица - великий православный праздник, символизирующий полноту Божьей благодати, когда людям явилась третья Святая ипостась - Дух Святой, в 2019 году отмечается 16 июня.

Перед Своим вознесением, воскресший и пребывавший с избранными учениками, Апостолами, Иисус повелел им не отлучаться из Иерусалима, пока не сойдет на них Дух Святой, после чего вознесся на небо.

Библейское описание Пятидесятницы

Троицей этот праздник назвал в честь полноты Божьей, Бога Отца, Сына и Святого Духа, которым Творец крестил Апостолов на пятидесятый день от Воскресения Господнего. Отсюда второе название этого праздника - Пятидесятница.

Святая Троица

В молитве, ежедневном причастии пребывали Апостолы и верные последователи Иисуса Христа, среди которых были:

  • ученики;
  • женщины, сопровождавшие учителя во время Его земной жизни;
  • Мать Мария;
  • Его братья.

Учитель не сказал, когда явится Дух Святой, и как это будет, только сказал, чтобы все пребывали в ожидании.

Читайте также:

В день Пятидесятницы в Иерусалиме собралось большое количество евреев, которые приехали на празднование дня первых плодов (Числа 28:26), принося добровольные пожертвования Всевышнему. Это был великий еврейский праздник с участием священников, левитов, бедных и богатых.

Праздник Седмиц, еще одно название этого дня, когда в храм приносился хлеб или хлебные колосья (Левит 23:15-21), ежегодно отмечался в Иерусалиме.

Ученики Иисуса Христа находились в доме, он наполнился внезапно шумом несущегося с неба ураганного ветра, над каждым учеником появились огненные языки, которые «почили на них». (Деян. 2:1-8)

Этот свет над головами Апостолов был сродни Благодатному огню, который сходит в Иерусалиме, в субботу перед православной Пасхой.

Святой Дух сошел на учеников Христовых и наполнил их всеми благодатными духовными дарами

В том же миг все Апостолы заговорили на иных языках, крещенные Духом Святым. Свидетелями этого явления стали все, прибывшие на праздник дня первых плодов. Услышав речь Петра, и найдя подтверждение предреченного еще в Старом Завете события (Иоил. 2:28-32), многие евреи приняли Христа своим Спасителем. В тот день крестилось около трех тысяч евреев из разных мест.

Важно! Сошествие Духа Святого положило начало Церкви Христа, это день ее рождения. Некогда простые рыбаки получили особый дар нести весть о приходе Миссии в массы, совершая благовестие в силе духа и дерзновения, полученного на празднике Пятидесятницы.

История появления праздника в православии

С этого дня ежегодно каждое воскресенье через 50 дней или семь недель после Апостолы и окружающие их христиане отмечали день Сошествия Святого Духа. Торжества Седмицы завершались крещением прилагаемых к Церкви.

Квинт Тертуллиан, раннехристианский теолог, писатель более 31 сохраненных трактатов, в 220-230 годах писал, что праздник Троицы затмил собою все языческие обряды этого времени.

Троица в православии обозначает единство Отца, Сына и Святого Духа

Официальное признание Церковью Пятидесятница получила в 381 году во время Вселенского Константинопольского Собора, на котором был утвержден догмат, признающий равенство всех трех ипостасей Святой Троицы.

На Соборе был принят Символ христианской веры - Верую в Бога Отца, Сына и Святого Духа.

Символ Веры

Верую в Бога Отца, Всемогущего Творца, создавшего небо и землю.

Верую в Иисуса Христа, Его Сына Единственного, Спасителя людей, который рожден от Девы Марии при зачатии Духом Святым, был мучим во время Понтия Пилата, умер через распятие, похоронен и воскресший после нисхождения в ад, взошел на Небеса, сел одесную Всевышнего, чтобы с Ним судить людей, живых и почивших.

Верую в Духа Святого, Святую Вселенскую Церковь, вечную жизнь через прощение и воскрешение. Аминь.

Аминь в переводе означает утверждение «Да будет так!»

Также смотрите:

Символ Веры читается в храмах и на домашних молитвах от Троицы и до Пасхи.

Отличие Троицы от других праздников

Пасхальные богослужения заканчиваются Пятидесятницей, после нее в церковном календаре недели нумеруются неделями после Троицы.

Понедельник после праздника Крещения Духом Святым назван Днем Святого Духа. С него и до Пасхи читается Символ Веры, а после Воскрешения Иисуса и до дня Пятидесятницы во время церковных и домашних молитв читается песнопение: «Христос воскрес из мертвых, смертию смерть подолал, живым из гроба встал», которое не поется после Дня Святого Духа.

Богослужение на Троицу начинается молитвой, она читается перед началом по окончании всякого праздника и дела, когда призывается Дух святой, как надежный помощник.

Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, везде пребывающий и всё наполняющий, Источник благ и Податель жизни, приди и вселись в нас и очисти нас от всякого греха и спаси, Благой, души наши.

Преподобным Иоанном Дамаскиным и Космою Маиумским были составлены праздничные каноны еще в восьмом веке, они были изложены в Первом полном Византийском уставе проведения службы на Троицу.

Для сведения! На вечерней службе не происходит целования иконы, прихожане прикладываются к Евангелию.

На всенощной перед праздником читается канон Пятидесятнице. Утреннюю Литургию сменяет праздник Святого Духа, на нем молитвы читаются, стоя на коленях.

Праздничная стихира помогает понять смысл этого действия. Еврейский народ, в среде которого родился Бог Сын, через свое неверие лишен Божьей благодати. Христиане всего мира, язычники по плоти, наполнены Божественным светом. Преклонив колени, как символ преклоненного сердца, с глубокой верой поклоняемся третьей Ипостаси Божественной Троицы - Богу Духу.

Составил первые молитвы:

  • Первое прошение посвящено исповеданию перед Творцом грехов и просьбе о помиловании во имя Жертвы, дарованной людям Иисусом Христом, Богом Сыном.
  • Вторая молитва - воззвание о даровании всем людям Духа Святого.
  • Третье взывание к Христу, Миссии, Богу, который сошел в ад и забрал у сатаны ключи жизни, помиловать усопших родных наших.

Во время праздника исполняется Тропарь:

Благословен ты, Христос Бог наш, который даровал мудрость рыбакам, соделав их Апостолами, послал им Святого Духа и помог приобрести весь мир, слава Тебе, Бог - Человеколюбец.

Традиции украшения храмов и домов в день Пятидесятницы

По народной традиции на Троицу храмы и дома украшают зеленью, в народе этот праздник называют зелеными святками.

Украшение зеленью храма на праздник Троицы как символ расцвета христианской души

С одной стороны, это историческая основа. Аврааму Бог явился в виде трех старцев, которые возлежали под дубом.

На пятидесятый день после выхода из Египта Всевышний на зеленой горе Синай даровал народу 10 заповедей, которые и сейчас являются основой христианства.

По обычаю в честь этих событий все храмы украшались и раньше зеленью. Зелень на Пятидесятницу символизирует расцвет христианской души, которую разбудил Божественный Дух через благодать Бога Отца и Сына.

Срубленные на Троицу березки символизирует силу благодати. Пока дерево питалось через корни, росло в земле, оно жило, а как только его срубили, погибло. Так и человеческая душа живет, пока питается Божественной силой, а отойдет человек от Церкви, сразу погибает. Иисус есть Лоза, а мы Его ветви, питающиеся милостью, прощением через исповедь и причастие.

Для сведения! Последующая неделя за Светлой седмицей скоромная, она заканчивается Неделей Всех Святых, после чего наступает Петров пост.

Всевышний показал себя триединым в Троице единосущной и нераздельной, не стоит пытаться умом понять этот догмат, объяснить его человеческим разумом. Каждая Ипостась Троицы имеет Свое лицо, но это не три Бога, а единая Божественная сущность.

День Святой Троицы. Пятидесятница

Во что христиане верят относительно Святой Троицы?

Говоря самыми простыми словами, христиане верят, что есть только один Бог, и этот Бог существует в трех Личностях (Лицах). Эти три Личности – Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух.

Некоторые христиане используют для объяснения Троицы эту диаграмму. Отец и Сын, и Святой Дух – один Бог, а не три имени одной и той же Личности. Личности отличны друг от друга: Отец – не Сын, Сын – не Святой Дух, а Святой Дух – не Отец.

Троица и Библия

Бог – одно абсолютно совершенное божественное Существо в трех Личностях. Мы называем Отца, Сына и Святого Духа Личностями, поскольку они обладают личностными свойствами. Между ними существуют личностные взаимоотношения.

Когда христиане говорят о своей вере в одного Бога в трех Лицах (Троицу), они не имеют в виду одного Бога в трех Богах, или одной Личности в трех Богах.

Они верят в одного Бога, познаваемого в трех Личностях.

Отец – Бог, первое Лицо Троицы; Сын – Бог, второе Лицо Троицы; Святой Дух – Бог, третье Лицо Троицы.

Почему христиане верят в Троицу?

Библия ясно говорит, что есть только один Бог, но все три Личности именуются Богом.

Есть только один Бог:

· Слушай, Израиль: Господь Бог наш, Господь един есть ().

· Прежде Меня не было Бога, и после Меня не будет ()

Отец – Бог:

· Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа ().

Сын – Бог:

· …Слово было Бог (). Иисус именуется Словом.

· Я и Отец одно ().

· Фома, ученик Иисуса, обратился к Нему: «Господь мой и Бог мой» ().

Иисус не упрекнул Фому в ошибке. Наоборот, Иисус принял это обращение. Другие люди в Писании, например Павел и Варнава (), запрещали людям поклоняться им как богам.

· А о Сыне: «престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего – жезл правоты…» ().

· Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца ().

О Божественности Иисуса также говорится в следующих стихах: ; ; ; ; ; ; ; ; .

Святой Дух – Бог:

· Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? …ты солгал не человекам, а Богу ().

Более 60-ти раз Писание одновременно упоминает Отца, Сына и Святого Духа.

· -17: «И крестившись Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с неба глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

· Мф.28:19: «…итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа…»

· 2Кор.13:13: «Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца), и общение Святого Духа со всеми вами».

· -6: «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас».

· -6: «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего…»

См. также ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; и .

Ошибочные представления о Троице

З аблуждение № 1: «Слова «Троица» нет в Библии; это учение было выдумано христианами в IV веке.»

Истина: действительно, слова «Троица» в Библии нет, тем не менее вера в Троицу имеет под собой библейское основание. Термина «Библия» тоже в Библии нет.

Слово «Троица» использовалось для объяснения вечных взаимоотношений между Отцом, Сыном и Святым Духом. Троица отражена во многих библейских отрывках (см. ниже). Ложные представления процветали в первые века христианства, немало их и сейчас. Первым христианам постоянно приходилось отстаивать свои убеждения. Ниже перечислены мыслители (и литературные творения) ранней Церкви, которые отстаивали учение о Троице задолго до 300 г. н. э.

96 Климент, третий епископ римский
90-100 Учение двенадцати апостолов, «Дидахе»
90? Игнатий, епископ антиохийский
155 Иустин Мученик, великий христианский писатель
168 Феофил, шестой епископ антиохийский
177 Афинагор, богослов
180 Ириней, епископ лионский
197 , раннехристианский апологет
264

Заблуждение № 2: «Христиане верят, что есть три Бога.»

Истина: христиане верят, что есть только один Бог.

Некоторые, возможно, считают христиан политеистами (теми, кто верит в многочисленных богов), потому что они называют Отца Богом, Сына Богом и Святого Духа Богом. Но христиане верят только в одного Бога. Библия говорит, что есть только один Бог. Но она также употребляет слово «Бог» применительно к трем отличным друг от друга Личностям. На протяжении столетий люди пытались придумать Троице простое объяснение. Каждая иллюстрация имеет свои ограничения, но некоторые из них могут быть полезными. Например, говорили, что:

Бог – это не 1 + 1 + 1 = 3

Бог – это 1 x 1 x 1 = 1

Традиционно считается, что Св. Патрик в качестве иллюстрации Троицы использовал трилистник клевера. Он спрашивал: «Здесь один листочек или три? Если один, то почему у него три лепестка одинакового размера? А если три, то почему только один стебелек? Если ты не можешь объяснить такую простую загадку, как клевер, то как можешь ты надеяться понять такую глубокую тайну, как Святая Троица?»

Заблуждение № 3: «Иисус не Бог.»

Истина: Иисус – Бог, второе Лицо Святой Троицы.

1. Слова Самого Иисуса · Он прощал грехи. Мы можем простить грех, совершённый против нас, но не можем простить грех, совершённый против других. Иисус прощал все грехи. (; ) · Он принимал поклонение, как Бог, следовательно Он равночестен Отцу. (; ) · Он называл Себя Сыном Божиим – этот титул иудеи с полным основанием воспринимали как претензию на равенство с Богом. ()

Уникальные черты Бога Черты Иисуса
Творение – «дело Его рук» (; ; ). Творение – «дело Его рук». Всё сотворено Им и для Него (; ; ).
«Первый и последний» (). «Первый и последний» ().
«Господь господствующих» (). «Господь господствующих» (; ).
Неизменный и вечный (; ). Неизменный и вечный (; ; ).
Судья всех народов (; ). Судья всех народов (; ; ; ).
Единственный Спаситель; никакой другой бог не может спасать (; ). Спаситель мира; без Него нет спасения (; ; ; ).
Избавляет от грехов Свой избранный народ (; ; ). Избавляет от грехов Свой избранный народ ().
Слышит и молитвы призывающих Его и отвечает на них (; ; ; ). Слышит и молитвы призывающих Его (; ; ; ).
Никто не может забрать нас из Его руки ().
Ему поклонялись ангелы (; см. ). Ему поклонялись ангелы ().

Заблуждение № 4: «Божество Иисуса меньше Божества Отца.»

Истина: Иисус равен Богу Отцу. Отвергающие эту истину могут опираться на следующие аргументы и стихи. (Эти ереси восходят ко временам Ария, 319 г. н. э.)

Стихи, ошибочно используемые в поддержку учения о том, что Христос был сотворён:

1. Кол.1:15: если Христос «рождён прежде всякой твари», то был ли Он сотворён?

Ответ: выражение «рождённый прежде» (букв., «первородный») не может означать, что Христос был сотворён, поскольку Павел говорит, что всё творение было создано Им и для Него, а также что Он существовал прежде всего творения, и что всё Им стоит (). Традиционно «первородный» был главным наследником. В контексте первой главы Послания колоссянам Павел говорит, что Христос, будучи Сыном Божьим, является главным наследником всего творения ().

2. Ин.3:16: означает ли выражение «единородный Сын», что Иисус имел начало?

Ответ: «единородный» (моногенес ) не означает, что Иисус имел временное начало; это означает, что Иисус – единственный, «уникальный» Сын Бога. В Ветхом Завете на греческом языке Исаак назван «уникальным» сыном Авраама, хотя у него были и другие дети (). Иисус – Единородный Сын Бога, потому что Он есть совершенный Бог и единственный вечный Сын Отца ().

Стихи, ошибочно используемые в поддержку учения о том, что Христос по Своей природе менее Отца:

1. Ин.14:28: если «Отец более» Иисуса, как Иисус может быть Богом?

Ответ: Во время Своей человеческой жизни на земле Иисус добровольно разделил нашу природную ограниченность, чтобы спасти нас. Следовательно слова «Отец Мой более Меня» нужно относить ко Христу как к Человеку.

2. 1Кор.15:28: Если Иисус Бог, то почему Он подчиняется Отцу?

Ответ: здесь речь идёт о воле Христа как Человека.

3. Мк.13:32: Если Иисус Бог, как Он мог не знать времени Своего возвращения?

Ответ: Иисус добровольно уничижил Себя Самого, чтобы испытать ограничения человеческой жизни. Как это ни парадоксально, Иисус при этом оставался всеведущим Богом (). Именно таких парадоксов и следует ожидать, если, как говорит Библия, Бог решил прожить полноценную человеческую жизнь ().

Заблуждение № 5: «Отец, Сын и Дух – всего лишь разные титулы Иисуса, или три различных способа, которыми Бог являл Себя людям».

Истина: Библия ясно показывает, что Отец, Сын и Святой Дух – разные личности.

Некоторые полагают, что учение о Троице противоречит истине о том, что есть только один Бог. Они утверждают, что один Иисус является единственным истинным Богом, а следовательно, Иисус – это «имя Отца и Сына и Святого Духа» (), а не только имя Сына. Несомненно, есть только один Бог, однако мы должны позволить Библии объяснить, что это значит. А Библия ясно говорит, что Отец, Сын и Дух Святой – три личности:

· Отец посылает Сына (; )

· Отец посылает Духа (; )

· Сын говорит не от Самого Себя, а от имени Отца ()

· Дух говорит не от Себя, а от имени Иисуса ()

· Отец любит Сына, и Сын любит Отца ()

· Отец и Сын – два свидетеля ()

· Отец и Сын прославляют друг друга (), а Дух прославляет Иисуса-Сына ()

· Сын ходатайствует за нас перед Отцом (; греч. – параклетос); Иисус-Сын послал Святого Духа, другого Ходатая (в рус. переводе Утешителя, ; 26)

· Иисус Христос – не Отец, но Сын Отчий ()

В Иисус не называет Себя Отцом, Сыном и Святым Духом. Он говорит, что христианское крещение свидетельствует о вере человека в Отца, Сына, Которого Отец послал, чтобы умереть за наши грехи, и Святого Духа.

Заблуждение № 6: «Иисус в действительности не был совершенным Богом и совершенным человеком».

Многие люди издавна отвергали идею о том, что Иисус одновременно является совершенным Богом и совершенным человеком. Они пытались разрешить этот парадокс, называя Иисуса простым человеком, через которого говорил Бог, или Богом, Который лишь принял вид человека, или предлагали какие-то еще «простые» теории. Действительно, мы не можем до конца постичь своим умом, как в Иисусе Бог стал человеком. Но воплощение – истина о том, что Бог стал плотью, – является высшим подтверждением того, что для Бога нет ничего невозможного (; ). И Библия ясно излагает эту истину.

Библия ясно показывает, что Иисус был совершенным человеком:

В детстве Он развивался физически, интеллектуально, социально и духовно ().

Он уставал; Он спал; Он потел; Он испытывал голод и жажду; Он пролил кровь и умер; Его тело было похоронено (; ; ).

Павел также сказал, что правители века сего по незнанию распяли Господа славы ().

Вся полнота Божества пребывает во Иисусе ().

Ответ первых христиан на эти заблуждения

Раннехристианские богословы первых двух столетий нашей эры написали много книг в защиту христианства от опасностей:

· гонений со стороны Римской империи. Вплоть до начала IV века христианство было вне закона, и христиане часто подвергались зверским гонениям.
· ересей, извращающих основные учения христианства, особенно о божественности Иисуса Христа и природе Бога.

Апостольский Символ веры был одним из самых ранних утверждений веры, составленных для разъяснения основополагающих учений христианства. Он подчёркивает истинную человечность Иисуса, которую отрицали еретики того времени.

Верую в Бога Отца всемогущего, Творца неба и земли.
И в Иисуса Христа, Господа нашего, зачатого от Духа Святого, рожденного девой Марией, пострадавшего при Понтии Пилате, распятого, умершего и погребенного, сошедшего в преисподнюю, воскресшего из мертвых в третий день, вознесшегося на небеса и сидящего одесную Бога Отца всемогущего, откуда Он придет судить живых и мертвых.
Верую в Духа Святого, в единую, святую вселенскую церковь, в общение святых, в отпущение грехов, в воскресение плоти и в жизнь вечную.

Никейский Символ веры был написан руководителями Церкви в 325 г. н. э., а впоследствии дополнен. Он был написан, чтобы защитить веру Церкви в совершенную божественность Христа и официально отвергнуть учение Ария, который говорил, что Иисус – сотворённое, низшее божество.

Веруем в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, от Отца рожденного прежде всех веков, света от света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, единосущного Отцу, через которого сотворено все; ради нас, людей, и нашего спасения ради сошедшего с небес и принявшего плоть от Духа Святого и Марии девы, и ставшего человеком, распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного; и воскресшего в третий день по писанию, и восшедшего на небеса, и сидящего одесную Отца, и снова грядущего со славою судить живых и мертвых; Его же царствию не будет конца.

И в Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца исходящего, поклоняемого и прославляемого равно с Отцом и Сыном, говорившего в пророках. В единую святую вселенскую и апостольскую Церковь. Исповедуем единое крещение во оставление грехов. Ожидаем воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь.

Афанасьевский Символ веры , написанный около 400 г. н. э. и названный по имени Афанасия, великого защитника учения о Троице, говорит, что три Личности – не три Бога, а один Бог.

А всеобщая вера такова: мы чтим единого Бога в Троице, и Троицу в единстве, не смешивая ипостаси и не разделяя на части божественную сущность.

Ибо одна есть ипостась Отца, вторая – Сына и третья – Духа Святого.

Но божество и Отца, и Сына, и Святого Духа едино, слава равна, и величие одинаково вечно. Каков Отец, таков и Сын, таков и Дух Святой.

Отец не сотворен, Сын не сотворен, не сотворен и Дух Святой. Отец непостижим, и Сын непостижим, непостижим и Дух Святой. Отец вечен, и Сын вечен, вечен и Дух Святой.

Однако ж не трое вечных, но один вечный; равно как и не трое несотворенных или трое непостижимых, но один несотворенный, и один непостижимый.

Подобным же образом, Отец всемогущ, и Сын всемогущ, всемогущ и Дух Святой. Однако не трое всемогущих, но один всемогущий.

Так, отец есть Бог, Сын есть Бог, и Дух Святой есть Бог. Однако не три Бога, но один Бог.

А также Отец есть Господь, Сын есть Господь, и Дух Святой есть Господь. Однако не три Господа, но один Господь.

Ибо как христианская истина побуждает нас каждую Ипостась в отдельности исповедовать Богом и Господом, так вселенское благочестие запрещает нам говорить о трех Богах или трех Господах.

Отец никем не создан, не сотворен и не рожден.

Сын Отцом одним не создан, не сотворен, но рожден.

Дух святой от Отца (и Сына) не создан, не сотворен и не рожден, но исходит.

Итак, один Отец, а не три Отца; один Сын, а не три Сына; один Дух Святой, а не три Святых Духа.

В этой Троице нет первого и последнего, нет большего или меньшего, но три Ипостаси меж собой одинаково вечны и равны; следовательно, как уже сказано, надлежит поклоняться Троице в единстве и единству в Троице.

А потому, кто желает спастись, тот так думай о Троице.

Но для вечного спасения нужно также безусловно верить в воплощение Господа нашего Иисуса Христа.

Таким образом, истинная вера состоит в том, чтобы веровать и исповедовать, что Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, есть и Бог, и человек. Бог, от природы Отца рожденный прежде всех времен, и человек, от природы матери рожденный во времени; совершенный Бог и совершенный человек, в котором разумная душа и человеческое тело, равный Отцу по божеству, и меньший Отца по человечеству. Но хотя он и Бог и человек, однако не два Христа, но один Христос.

Он един не превращением божественного в человеческое, но восприятием человеческого в божество.

Он един совершенно, однако не слиянием природ, но единством личности.

Ибо равно как разумная душа и тело вместе есть один человек, так и Бог и человек есть один Христос, пострадавший ради нашего спасения, сошедший в ад, в третий день воскресший из мертвых, вознесшийся на небеса и воссевший одесную Отца, откуда Он придет судить живых и мертвых.

В пришествие Его все люди воскреснут из мертвых с телами своими, чтобы дать отчет в делах своих.

И делавшие доброе пойдут в жизнь вечную, а делавшие злое – в огонь вечный.

Вот вера вселенская. Кто не будет верно и твердо держаться ее, тот не может спастись.

Догмат, сформулированный на Халкидонском Соборе 451 г. в защиту истины от лжеучителей, утверждает, что Иисус – совершенный Бог и совершенный Человек.

Последуя святым отцам, мы единогласно учим исповедовать одного и того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в божестве и совершенного в человечестве; истинного Бога и истинного человека, имеющего душу и тело; единосущного Отцу по божеству и единосущного нам по человечеству, во всем нам подобного, кроме греха; рожденного прежде веков от Отца по божеству, в последние же сии дни рожденного ради нас и нашего спасения ради от Марии девы Богородицы по человечеству; одного и того же Христа, Сына, Господа, единородного, в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого (различие двух естеств никак не упразднется их союзом, но свойства каждого естества сохраняются, соединенные в одном Лице и в одной Ипостаси); на два Лица не рассекаемого и не разделяемого, но одного и того же Сына и единородного Бога Слово, Господа Иисуса Христа; как издревле говорили о Нем пророки, и как Сам Господь Иисус Христос научил нас, и как передал нам символ отцов наших.

*) В греческом тексте этого стиха Святой Дух назван «Вечным Духом».

День Святой Троицы - один из важнейших для каждого православного верующего праздников. Он наполнен глубоким сакральным смыслом: события евангельской истории, вспоминаемые в этот день, сыграли важную роль в становлении христианской религии.

Троица является переходящим праздником: ежегодно ее отмечают на пятидесятый день после Светлого Христова Воскресения, из-за чего это событие называют также Пятидесятницей. В это время исполнилось пророчество Христа, которое тот дал своим ученикам перед Вознесением на небеса.

История и смысл праздника Святой Троицы

Согласно Новому Завету, перед восшествием на Небеса Христос неоднократно являлся апостолам, наставляя их, дабы подготовить к сошествию на них Святого Духа. Это и произошло спустя десять дней после Вознесения. Апостолы, находящиеся в комнате, где проходила их последняя трапеза со Спасителем — Тайная Вечеря — внезапно услышали необъяснимый шум с небес, подобный шуму ветра. Звук заполнил всю комнату, а после им был явлен огонь: он разделился на отдельные языки пламени, и каждый из апостолов воспринял его. С этого момента ученики Спасителя получили возможность говорить на всех языках мира, дабы нести свет христианского учения всем народам. По этой причине день Святой Троицы почитается также как день основания церкви.

В честь сошествия Святого Духа праздник и получил такое название: это событие обозначило триединство Бога. Три ипостаси Святой Троицы — Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух — существуют в единстве, творя мир и освящая его Божественной благодатью.

Праздник был установлен в конце четвертого века после принятия догмата о Божественном триединстве. На Руси празднование было утверждено спустя три столетия после Крещения. Со временем День Святой Троицы стал одним из самых любимых и почитаемых в народе праздников: помимо церковных установлений, появилось множество народных традиций и обычаев, которые стали неотъемлемой частью этого дня.

Празднование Троицы

В день Святой Троицы в храмах проходит торжественное праздничное богослужение, отличающееся необычайной пышностью и красотой. Согласно канону, священники проводят службу в одеждах зеленого цвета: этот оттенок символизирует животворящую, созидающую силу Святой Троицы. По этой же причине одним из главных символов праздника считаются березовые ветви — ими по традиции украшают храмы и дома — и свежескошенная трава, которой выстилают пол в церквях. Бытовало поверье, что пучок ветвей, использовавшихся в качестве церковного убранства, может стать прекрасным оберегом и защитить дом от невзгод, поэтому их часто забирали с собой и хранили в течение всего года.

Считалось, что травы в день Святой Троицы наделяются особой силой, поэтому собирательством целебных растений занимались именно в это время. Существовал даже обычай ронять слезы на пучок травы, ставя свечу в честь праздника — чтобы лето не принесло засухи, а почва была плодородной и радовала своими дарами.

В день Святой Троицы принято молиться о прощении грехов , а также о спасении душ всех усопших — в том числе умерших неестественной смертью. Молитвы читаются во время церковной службы, и верующие сопровождают их земными поклонами, которые вновь разрешаются после завершения череды пасхальных богослужений. Если нет возможности посетить храм, помолиться можно дома перед иконой: в день Святой Троицы любые искренние слова непременно будут услышаны.

Правильно встретив этот важный для всех христиан праздник, можно изменить свою жизнь в лучшую сторону . Пусть каждый ваш день будет наполнен радостью. Мы желаем вам благополучия и крепкой веры, и не забывайте нажимать на кнопки и

31.05.2017 06:10

Народные приметы на Троицу пугают своим содержанием. Согласно некоторым поверьям, если не посетить кладбище в...

  • епископ Каллист (Уэр)
  • П.А. Флоренский
  • С.В. Посадский
  • протопр.
  • инок Григорий (Круг)
  • свт. Григорий
  • митр.
  • прот.
  • прп.
  • свт.
  • А.М. Леонов
  • Свята́я Тро́ица – Бог, единый по существу и троичный в Лицах (); Отец, Сын и Святой Дух.

    Три Лица, имеют:
    – одну волю (желание и волеизъявление),
    – одну силу,
    – одно действие: любое действие Бога едино: от Отца через Сына в Духе Святом. Единство действия в отношении Бога следует понимать не как некую сумму трех взаимо-солидарных действий Лиц, а как буквальное, строгое единство. Это действие всегда правосудно, милосердно, свято…

    Отец – источник бытия Сына и Св. Духа

    Отец (будучи безначальным) является единым началом, источником в Святой Троице: Он вечно рождает Сына и вечно изводит Святого Духа. Сын и Святой Дух одновременно восходят к Отцу как к одной причине, при этом происхождение Сына и Духа не зависит от воли Отца. Слово и Дух, по образному выражению святого , суть «две руки» Отца. Бог един не только потому, что Его природа едина, но и потому, что к единственному лицу восходят те Лица, что из Него.
    Отец не обладает большей властью и честью, чем Сын и Святой Дух.

    Истинное знание о Боге-Троице невозможно без внутреннего преображения человека

    Опытное познание Троичности Бога возможно лишь в мистическом по действию Божественной , человеку, чьё сердце очищено от . Святые отцы опытно созерцали Единую Троицу, среди них можно особо выделить Великих Каппадокийцев ( , ), свт. , прп. , прп. , прп. , прп. .

    Каждое из Лиц Троицы живет не для Себя Самого, но без остатка отдает Себя другим Ипостасям, оставаясь при этом полностью открытым для их ответного действия, так что все три сопребывают в любви друг с другом. Жизнь Божественных Лиц есть взаимопроникновение, так что жизнь одного становится жизнью другого. Таким образом, бытие Бога Троицы осуществляется как любовь, в которой собственное существование личности отождествляется с самоотдачей.

    Учение о Святой Троице – основа христианства

    Православный христианин всякий раз исповедует истину о Пресвятой Троице, осеняя себя крестным знамением через .

    В более частной перспективе это знание необходимо:

    1. Для правильного, осмысленного понимания Святого Евангелия и апостольских посланий.

    Без знания основ учения о Троице невозможно не только уразуметь проповедь Христа - невозможно даже понять, Кто в действительности является этим Благовестником и Проповедником, Кто есть Христос, чей Он Сын, Кто Его Отец.

    2. Для правильного уразумения содержания Книг Ветхого Завета. Ведь несмотря на то, что Писание Ветхого Завета главным образом сообщает о Боге как о Едином Владыке, оно, всё же, содержит места, которые могут быть исчерпывающе истолкованы лишь в свете учения о Нём как о Троичном в Лицах.

    К таким местам относится, например:

    а) повествование о явлении Бога Аврааму в образе трёх странников ();

    б) стих псалмопевца: «Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их» ().

    В действительности Священные Книги Ветхого Завета содержат не два и не три, а множество таких мест.

    (Достойно замечания, что понятие «Дух» далеко не всегда обозначает третье Лицо Пресвятой Троицы. Иногда под таким обозначением подразумевается единое Божественное действие).

    3. Для понимания смысла и значения . Без знания учения об Отце и Сыне и Святом Духе нельзя понять, Кем и Кому принесена эта Жертва, каково достоинство этой Жертвы, какова цена нашего ).

    Если бы знание христианина было ограничено знанием о Боге как о Едином Владыке, он встал бы перед неразрешимым вопросом: зачем Бог Сам Себя принёс в Жертву Себе?

    4. Без знания о Божественном Триединстве нельзя полноценно понять и многих других положений христианства; например, истины о том, что «Бог есть любовь» ().

    Если бы мы, по неведению учения о Троице, знали о Боге только как Едином, то мы бы не ведали, на Кого, вне отношения к миру распространяется Его бесконечная , на Кого она изливалась до Творения мира, в вечности.

    Если бы мы полагали, что Любовь Бога распространяется только на Его творение, в частности на человека, легко было бы соскользнуть к мысли, что Он - Любящий, а не (Сам в Себе бесконечная) Любовь.

    Учение же о Троице сообщает, что Бог всегда пребывал и пребывает во внутритроичной Любви. Отец вечно любит Сына и Духа; Сын - Отца и Духа; Дух - Отца и Сына. При этом Каждая Божественная Ипостась любит и Себя. Стало быть, Бог не только Тот, Кто изливает Божественную Любовь, но и Тот, на Кого изливается Божественная Любовь.

    5. Незнание учения о Троице служит почвой для возникновения заблуждений. Слабое, поверхностное знание учения об Отце и Сыне и Святом Духе тоже не является гарантией от уклонения в . История Церкви содержит массу тому подтверждений.

    6.Не зная учения о Пресвятой Троице, невозможно заниматься миссионерской работой, во исполнение заповеди Христа: «идите, научите все народы…» ().

    Как объяснить учение о Св. Троице не-христианину?

    Примечательно: с утверждением, что в устройстве мира усматривается разумность, могут согласиться даже язычники и атеисты. В этом отношении
    данная аналогия может служить хорошим апологетическим средством.

    Суть аналогии состоит в следующем. Человеческий ум выражает себя через мысль.

    Обычно человеческая мысль бывает сформулирована в словесном выражении. Имея это в виду, мы можем сказать: человеческая мысль-слово рождается умом (от ума) по подобию того, как Божественное Слово (Бог-Слово, Сын Божий) рождается Отцом, от Отца.

    Когда мы хотим выразить нашу мысль (озвучить её, произнести), мы используем голос. В данном случае голос может быть назван выразителем мысли. В этом можно видеть подобие со Святым Духом, Который является Выразителем Слова Отца (Выразителем Бога-Слово, Сына Божьего).

    Святая Троица - Бог, единый по существу и троичный в Лицах

    (Ипостасях); Отец, Сын и Святой Дух.

    Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой - Единый и единственный Бог,

    познаваемый в трех равнославных, равновеликих, не сливающихся между Собою,

    но и нераздельных в едином Существе, Лицах, или Ипостасях.

    Образы Святой Троицы в материальном мире

    Как же Господь Бог может быть одновременно Один и Троица?

    Не надо забывать,

    что к Богу неприложимы привычные для нас земные измерения, в том числе

    пространством, временем и силами. А между лицами Святой Троицы нет

    никакого промежутка, ничего вставного, никакого сечения или разделения.

    Божественная Троица есть абсолютное единство. Тайна троичности Бога

    недоступна человеческому разуму (см. подробнее).

    Некоторыми видимыми примерами, грубыми аналогиями Её могут служить:
    солнце - его круг, свет и тепло;
    ум, рождающий неизреченное слово (мысль), выражаемое дыханием;
    сокрытый в земле источник воды, ключ и поток;
    присущие богообразной человеческой душе ум, слово и дух.

    Единая природа и три самосознания

    Будучи едиными по природе, Лица Святой Троицы различаются лишь личными свойствами: нерождённость у Отца, рождение - у Сына, исхождение у Св. Духа.

    Отец - безначален, не сотворен, не создан, не рожден; Сын - предвечно

    (вневременно) рождён от Отца; Святой Дух - вечно исходит от Отца.
    Личные свойства Сына и Св. Духа указаны Символе веры: «от Отца рожденного

    прежде всех век», «от Отца исходящего». «Рождение» и «исхождение» невозможно мыслить ни как однократный акт, ни как некоторый протяженный во времени

    процесс, поскольку Божество существует вне времени. Сами термины:

    «рождение», «исхождение», которые открывает нам Священное Писание,

    являются лишь указанием на таинственное общение Божественных Лиц,

    это лишь несовершенные образы их неизреченного общения. Как говорит

    св. Иоанн Дамаскин, «образ рождения и образ исхождения для нас непостижим».

    В Боге три Личности, три «Я». Но аналогия человеческих лиц здесь не применима,

    Лица соединяются не сливаясь, но взаимно проникая так, что не существуют

    один вне другого Лица Пресвятой Троицы находятся в постоянном взаимном

    общении между Собою: Отец пребывает в Сыне и Св. Духе;

    Сын во Отце и Св. Духе; Дух Святый во Отце и Сыне (Ин. 14:10).

    Три Лица, имеют:
    - одну волю (желание и волеизъявление),
    - одну силу,
    - одно действие: любое действие Бога едино: от Отца через Сына в Духе Святом. Единство действия в отношении Бога следует понимать не как некую сумму

    трех взаимо-солидарных действий Лиц, а как буквальное, строгое единство.

    Это действие всегда правосудно, милосердно, свято...

    Отец - источник бытия Сына и Св. Духа

    Отец (будучи безначальным) является единым началом, источником

    в Святой Троице: Он вечно рождает Сына и вечно изводит Святого Духа.

    Сын и Святой Дух одновременно восходят к Отцу как к одной причине, при этом происхождение Сына и Духа не зависит от воли Отца. Слово и Дух, по образному выражению святого Иринея Лионского, суть «две руки» Отца. Бог един не только

    потому, что Его природа едина, но и потому, что к единственному лицу восходят

    те Лица, что из Него.
    Отец не обладает большей властью и честью, чем Сын и Святой Дух.
    Истинное знание о Боге-Троице невозможно без внутреннего преображения

    человека.
    Опытное познание Троичности Бога возможно лишь в мистическом откровении

    по действию Божественной благодати, человеку, чьё сердце очищено от

    страстей. Святые отцы опытно созерцали Единую Троицу, среди них можно

    особо выделить Великих Каппадокийцев (Василия Великого, Григория Богослова,

    Григория Нисского), свт. Григория Паламу, прп. Симеона Нового Богослова,

    прп. Серафима Саровского, прп. Александра Свирского, прп. Силуана Афонского.

    Святитель Григорий Богослов:
    «Я еще не начал думать об Единице, как Троица озаряет меня Своим сиянием.

    Едва я начал думать о Троице, как Единица снова охватывает меня».

    Как понять слова «Бог есть Любовь»

    Согласно определению, данному Апостолом и евангелистом Иоанном Богословом,

    Бог есть любовь. Но Бог есть любовь не потому, что Он любит мир и

    человечество, то есть свое творение, - тогда Бог не был бы вполне Собой вне

    и помимо акта творения, не имел бы совершенного бытия в Себе,

    и акт творения был бы не свободным, но вынужденным самой «природой» Бога.

    Согласно христианскому пониманию, Бог есть любовь Сам в Себе, потому что

    бытие Единого Бога - это со-бытие́ Божественных Ипостасей, пребывающих

    между собой в «вечном движении любви», по слову богослова VII века преподобного Максима Исповедника.

    Каждое из Лиц Троицы живет не для Себя Самого, но без остатка отдает Себя

    другим Ипостасям, оставаясь при этом полностью открытым для их ответного действия, так что все три сопребывают в любви друг с другом.

    Жизнь Божественных Лиц есть взаимопроникновение, так что жизнь одного

    становится жизнью другого. Таким образом, бытие Бога Троицы осуществляется

    как любовь, в которой собственное существование личности отождествляется

    с самоотдачей.

    Учение о Святой Троице - основа христианства

    По слову св. Григория Богослова, догмат о Святой Троице есть важнейший

    из всех христианских догматов. Св. Афанасий Александрийский определяет саму христианскую веру как веру «в неизменную, совершенную и блаженную Троицу».

    Все догматы христианства покоятся на учении о Боге едином по существу

    и троичном в Лицах, Троице Единосущной и Нераздельной.

    Учение о Пресвятой Троице есть высшая цель богословия, поскольку познать

    тайну Пресвятой Троицы в ее полноте - значит войти в Божественную жизнь.

    Для разъяснения тайны Святой Троицы святые отцы указывали

    на человеческую душу, являющуюся Образом Божьим.

    «Ум наш - образ Отца; слово наше (непроизнесенное слово мы обыкновенно

    называем мыслью) - образ Сына; дух - образ Святого Духа», -

    учит святитель Игнатий Брянчанинов. - Как в Троице-Боге три Лица неслитно

    и нераздельно составляют одно Божественное Существо, так в троице-человеке

    три лица составляют одно существо, не смешиваясь между собой, не сливаясь

    в одно лицо, не разделяясь на три существа. Ум наш родил и не перестает

    рождать мысль, мысль, родившись, не перестает снова рождаться и вместе

    с тем пребывает рожденной, сокровенной в уме. Ум без мысли существовать

    не может, и мысль - без ума. Начало одного непременно есть и начало другой; существование ума есть непременно и существование мысли.

    Точно также дух наш исходит от ума и содействует мысли.

    Потому-то всякая мысль имеет свой дух, всякий образ мыслей имеет

    свой отдельный дух, всякая книга имеет свой собственный дух.

    Не может мысль быть без духа, существование одной непременно

    сопутствуется существованием другого.

    В существовании того и другого является существование ума».
    Само учение о Святой Троице есть учение

    «Ума, Слова и Духа - единой соприродности и божественности», как сказал о Ней

    св. Григорий Богослов. «Первый Ум Сущий, Бог единосущное в Себе имеет

    Слово с Духом соприсносущным, без Слова и Духа никогда не бывая» -

    учит св. Никита Студийский.

    Христианское учение о Святой Троице есть учение о Божественном Уме (Отце), Божественном Слове (Сыне) и Божественном Духе (Святом Духе) -

    Трех Божественных Лицах, обладающих единым и нераздельным Божественным Существом.
    Бог обладает всесовершеным Умом (Разумом). Божественный Ум безначален

    и бесконечен, беспределен и неограничен, всеведущ, знает прошлое, настоящее

    и будущее, знает не существующее как уже существующее,

    знает все творения прежде их бытия.

    В Божественном Уме присутствуют идеи всего мироздания,

    присутствуют замыслы о всех тварных существах.

    «Все от Бога имеет свое бытие и существование, и все прежде бытия находится

    в Его творческом Уме», - говорит св. Симеон Новый Богослов.
    Божественный Ум предвечно порождает Божественное Слово, Которым Он

    творит мир. Божественное Слово есть «Слово Великого Ума,

    превосходящее всякое слово, так что не было, нет и не будет слова,

    которое выше этого Слова», - учит св. Св. Максим Исповедник.

    Божественное Слово Всесовершенно, невещественно, беззвучно, не требует человеческого языка и символов, безначально и бесконечно, вечно.

    Оно всегда присуще Божественному Уму, рождается от Него извечно,

    почему Ум называется Отцом, а Слово - Единородным Сыном.
    Божественный Ум и Божественное Слово духовны, ведь Бог нематериален,

    бестелесен, невещественен. Он есть Всесовершенный Дух.

    Божественный Дух пребывает вне пространства и времени,

    не имеет образа и вида, выше всякого ограничения.

    Его Всесовершенное Бытие беспредельно, «бестелесное, и не имеющее формы,

    и невидимое, и неописуемое» (св. Иоанн Дамаскин).

    Божественный Ум, Слово и Дух всецело Личны, поэтому Они и названы

    Лицами (Ипостасями). Ипостась или Лицо есть личный способ бытия

    Божественной сущности, которая в равной мере принадлежит Отцу,

    Сыну и Святому Духу. Отец, Сын и Святой Дух едины

    по Своей Божественной природе или сущности, единоприродны и единосущны.

    Отец есть Бог, и Сын есть Бог, и Святой Дух есть Бог.

    Они совершенно равны по Своему Божественному достоинству.

    Каждое Лицо обладает всемогуществом, вездеприсутствием,

    совершенной святостью, высочайшей свободой, несоздано и независимо

    от чего-либо тварного, нетварно, вечно. Каждое Лицо несет в Себе все свойства Божества. Учение о трех Лицах в Боге означает, что отношения

    Божественных Лиц для каждого Лица тройственны.

    Невозможно представить себе одно из Божественных Лиц без того,

    чтобы сразу не существовали два Других.
    Отец есть Отец только в соотношении с Сыном и Духом.

    Что же до рождения Сына и исхождения Духа, то одно предполагает другое.

    Бог есть «Ум, Бездна Разума, Родитель Слова и чрез Слово Изводитель Духа,

    Который Его открывает», - учит св. Иоанн Дамаскин.

    Отец, Сын и Святой Дух - это три полноценные Личности-персоны,

    каждая из Которых обладает не только полнотой бытия,

    но и является всецелым Богом. Одна Ипостась не есть треть общей сущности,

    но вмещает в Себя всю полноту Божественной сущности.

    Отец есть Бог, а не треть Бога, Сын также есть Бог и Святой Дух - тоже Бог.

    Но и все Три вместе не есть три Бога, а один Бог. Мы исповедуем «Отца и Сына

    и Святого Духа - Троицу единосущную и нераздельную»

    (из Литургии святителя Иоанна Златоуста).

    То есть три Ипостаси не делят единую сущность на три сущности,

    но и единая сущность не сливает и не смешивает три Ипостаси в одну.

    Может ли христианин обращаться к каждому из
    трёх Лиц Святой Троицы?

    Несомненно:

    в молитве «Отче наш» мы обращаемся к Отцу, в иисусовой молитве к Сыну,

    в молитве «Царю Небесный, Утешителю» - к Святому Духу. Кем же каждое из Божественных Лиц осознаёт Себя и как нам правильно осознавать

    наше обращение, чтобы не впасть в языческое исповедание трёх богов?

    Божественные Лица не осознают Себя, как обособленные Личности.

    Мы обращаемся к Отцу, вечно рождающему Сына,

    выразителем Которого является вечно исходящий от Отца Святой Дух.
    Мы обращаемся к Сыну, вечно рождающемуся от Отца,

    чьим выразителем является вечно исходящий от Отца Святой Дух.
    Мы обращаемся к Святому Духу, как выразителю Сына,

    который вечно рождается от Отца.

    Таким образом наши молитвы не противоречат учению о единстве (в т.ч. воли и действия) и нераздельности Лиц Святой Троицы.

    По преданию, когда Блаженный Августин прогуливался по берегу моря,

    размышляя о тайне Святой Троицы, он увидел мальчика,

    который вырыл ямку в песке и переливал туда воду,

    которую зачерпывал ракушкой из моря. Блаженный Августин спросил,

    зачем он это делает. Мальчик ему ответил:
    - Я хочу вычерпать всё море в эту ямку!
    Августин усмехнулся и сказал, что это невозможно.

    На что мальчик ему сказал:
    - А как же ты своим умом пытаешься исчерпать

    неисчерпаемую тайну Господню?
    И тут же мальчик исчез.
    источник http://azbyka.ru/dictionary/17/svyataya_troitsa-all.shtml

    Молитва Пресвятей Троице

    Пресвятая Троице, помилуй нас;
    Господи, очисти грехи наша;
    Владыко, прости беззакония наша;
    Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

    Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй.
    Слава Отцу и Сыну и Святому духу и ніне и присно и во веки веков.

    Молитва к Богу Отцу

    Всемогущий Владыко, премудрый и всеблагий Господи,
    светоначальнаго Сына Пребезначальный Родителю,

    и Животворящаго Духа Твоего
    вечный и присносущный Самоизводителю,
    Егоже величество неизчетно, слава несказанна, и милость безмерна,
    благодарим Тя, яко воззвал еси нас от небытия

    и почтил еси драгоценным образом Твоим,
    яко даровал еси нам недостойным не точию познавати и любити Тя,
    но еже сладостнейше есть, и Отцем своим нарицати Тя.

    Благодарим Тя, Боже милосердия и щедрот, яко преступивших заповедь Твою
    не оставил еси нас посреди греха и сени смертныя,

    но благоволил еси Единороднаго Твоего Сына,
    Имже и веки сотворены суть, послати на землю нашего ради спасения,
    да вочеловечением Его и страшными страданьми мучительства диаволя

    и тли смертныя свободимся.

    Благодарим Тя, Боже любве и сил, яко,

    по вознесении на небо дражайшаго Спасителя нашего,
    умолен быв Крестом Его, низпослал еси и Духа Твоего Пресвятаго
    на избранные Его ученики и апостолы,

    да, силою богодухновенныя проповеди их,
    озарят весь мир нетленным светом Евангелия Христова.

    Сам убо, Человеколюбивый Владыко,

    услыши ныне смиренную молитву недостойных чад Твоих,
    да якоже создал еси нас за едину Твою благость,

    искупил еси ны за едино благоутробие Твое,
    тако и спасеши нас по единому безприкладному милосердию Твоему:
    зане от дел наших ниже следа спасения имамы,
    но чаяние праведныя мести и отлучения от пресветлаго лица Твоего:
    аще бо и о едином праздном глаголе взыскано будет в день Суда и испытания,
    о неизчетных наших беззакониях, имиже согрешихом пред Тобою, кий,
    бедные, имамы воздати ответ;
    сего ради весьма от дел наших отчаявшеся оправдания, к Твоей единей,
    всяк ум и всяко слово превосходящей, прибегаем благости, юже,
    аки твердое основание надежды имуще, молим Тя:

    согрешихом, очисти, Господи!
    Беззаконновахом, прости, Владыко!
    Прогневахом Тя, примирися, Долготерпеливе!
    И сохрани прочее ум, совесть и сердце наше от скверн мирских, избави
    и спаси ны от многомятежныя бури страстей и грехопадений,
    вольных же и невольных, ведомых и неведомых,
    и в тихое управи пристанище веры, любви и упования жизни вечныя.

    Помяни нас в милости Твоей, Господи,
    даруй нам вся, яже ко спасению, прошения,

    паче же чистое и безгрешное житие;
    сподоби нас любити Тя, и боятися от всего сердца нашего,

    и творити во всем волю Твою святую,
    молитвами Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и всех святых Твоих,
    яко Благ и Человеколюбец Бог еси,

    и Тебе славу и благодарение и поклонение возсылаем,
    со Единородным Твоим Сыном, и со Пресвятым и Благим

    и Животворящим Твоим Духом,
    ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

    Молитва к Богу Сыну

    Единородно Сыне и Слове Божий,
    изволивый нашего ради спасения воплотитися и смерть претерпети, ныне же,
    и с Пречистою Плотию Твоею, на небесех на Престоле со Отцем седяй,
    и всем миром управляяй, не забуди милосердием Твоим нас,
    долу сущих и многими напастьми и скорбьми искушаемых,
    иже аще и весьма нечисти и недостойни есмы, но в Тебе,
    Спасителя и Господа нашего, веруем

    и иного Ходатая и надежды спасения не вемы.

    Подаждь, о Искупителю всеблагий, да памятуем выну,
    коликих мучений души и Тела Твоего потребно бяше,
    во еже удовлити за грехи наши вечной правде Отца Твоего,
    и како даже до ада со Креста низшел еси пречистою душею Твоею,
    да нас власти и мучительства адова свободиши:
    памятуя же о сем, да блюдемся от страстей и грехов,

    бывших виною лютых страданий и смерти Твоея,
    и да любим правду и добродетель, еже всякаго дара Тебе в нас приятнейше есть.

    Яко искушенный по всяческим, сам веси, о Всеблагий,

    коль велика есть немощь духа и плоти нашея,
    а враг наш силен и злохитр, яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити:
    не остави убо нас Своею всесильною помощию, и буди с нами выну, храня и покрывая,
    наставляя и укрепляя, радуя и веселя дух наш.

    Мы же, на лоно любве и милосердия Твоего повергающеся, весь живот наш,
    временный и вечный, Тебе предаем, нашему Владыце, Искупителю и Господу,
    моля из глубины души, да, имиже веси судьбами,
    сотвориши нам прейти безбедно мрачную жития сего земнаго юдоль,
    и достигнута Богокраснаго чертога Твоего, его же обещал еси уготовати всем,
    верующим во имя Твое, и последующим Божественным стопам Твоим. Аминь.

    Молитва к Богу Духу Святому

    Царю Небесный, Утешителю всеблагий, Душе истины,
    от Отца предвечно исходяй и в Сыне выну почиваяй,
    независтный Источниче дарований Божественных, разделяя их коемуждо,
    якоже хощеши,

    Им же и мы недостойнии освятихомся и назнаменани есмы в день крещения нашего!

    Призри на молитву раб Своих, прииди к нам, вселися в ны, и очисти душы наша,
    да будем уготовани в жилище Пресвятыя Троицы.

    Ей, о Всеблагий, не возгнушайся нашея нечистоты и ран греховных,
    но исцели я всеврачующим помазанием Твоим.

    Просвети наш ум, да разумеем суету мира и яже в мире, оживи нашу совесть,
    да неумолчно возвещает нам, яже подобает творити и яже отметати,

    исправи и обнови сердце,
    да не источает прочее день и нощь помышлений злых и желаний неподобных,
    укроти плоть и угаси росоносным дыханием Твоим пламень страстей,
    имже помрачается в нас драгоценный образ Божий.

    Духа праздности, уныния, любоначалия и празднословия отжени от нас,
    подаждь же нам духа любви и терпения, духа кротости и смирения,

    духа чистоты и правды,
    да, исправив разслабленныя сердца и колена,

    неленостно течем по пути заповедей святых, и тако,
    избегая всякаго греха и исполняя всяку правду,

    сподобимся улучити кончину мирну и непостыдну,
    внити в Иерусалим Небесный и тамо поклонятися Тебе, купно со Отцем и Сыном,
    поя во веки веков: Троице Святая, слава Тебе!

    Молитва ко Пресвятей Троице

    Пресвятая Троице, единосущная Державо, всех благих Вина,
    что воздадим Тебе за вся, яже воздала еси нам грешным и недостойным прежде,
    неже на свет произыдохом, за вся, яже воздаеши коемуждо нас по вся дни,
    и яже уготовала еси всем нам в веце грядущем!

    Подобаше убо, за толикия благодеяния и щедроты,

    благодарити Тя не словесы точию,
    но паче делы, храняще и исполняюще заповеди Твоя:
    мы же, страстем нашим и злым обычаем внемше,
    в безчисленныя от юности низвергохомся грехи и беззакония.

    Сего ради, яко нечистым и оскверненным,

    не точию пред Трисвятое лице Твое безстудно явитися,
    но ниже имени Твоего Пресвятаго изрещи довлеяше нам,

    аще бы не Ты Сама благоизволила,
    во отраду нашу, возвестити, яко чистыя и праведныя любящи,
    и грешники кающияся милуеши и благоутробне приемлеши.

    Призри убо, о Пребожественная Троице, с высоты Святыя Славы Твоея
    на нас, многогрешных, и благое произволение наше, вместо благих дел, прииими;
    и подаждь нам духа истиннаго покаяния, да возненавидевше всякий грех,
    в чистоте и правде, до конца дней наших поживем, творяще пресвятую волю Твою
    и славяще чистыми помыслы и благими деяньми сладчайшее и великолепое имя Твое.
    Аминь.

    СИМВОЛ ВЕРЫ
    Веруем во единаго Бога Отца, Вседержителя,

    Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

    И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго,

    Иже от Отца рожденнаго прежде всех век;

    Света от Света, Бога истинна от Бога

    истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу,

    Имже вся быша.

    Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес,

    и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася.

    Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребена.

    И воскресшаго в третий день по Писанием.

    И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

    И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым,

    Егоже царствию не будет конца.

    И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго,

    Иже от Отца исходящаго,

    Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

    Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

    Исповедуем едино крещение во оставление грехов.

    Чаем воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

    дневник Лунный Свет

    Психокоррекция отклонений у детей