Храм Святой Софии в Констанстинополе Княгиня Ольга входит в собор. София киевская Догадки и факты

Святая София - всемирно известный памятник истории, архитектуры, монументальной живописи, возведенный в первой половине 11 века при княжении Ярослава Мудрого в период расцвета Киевской Руси. Существуют также версии, согласно которым строительство храма Святой Софии началось еще во времена Владимира Великого , предшественника Ярослава. Название собора происходит от греческого слова «София» - «Мудрость».

Построенный как главный храм митрополита Руси, в те времена Софийский собор был общественно-политическим и культурным центром государства. В соборе происходили церемонии «посажения» послов, около него собиралось киевское вече, здесь велось летописание и находилась созданная Ярославом Мудрым первая в древней Руси библиотека .

Это было одно из самых больших зданий Киева домонгольского периода, которое вершилось тринадцатью куполами, покрытыми листовым свинцом. В те времена фасады храма не штукатурились; их украшали декоративные ниши, орнамент, живопись.

В 1240 году во время нашествия на Киев орд Батыя собор был разграблен, но уцелел; в 16 веке им владели греко-католики; в 30-40 годах 17 века здесь был основан мужской монастырь.

На рубеже 17-18 веков собор был перестроен в формах барокко. Изменения в его облике происходили и в 18-19 веках.

В 30-е годы 20 века храм прекращает богослужения, здесь создается историко-архитектурный заповедник , работающий по сей день. Лишь изредка, в дни больших церковных и государственных праздников, в Софийском соборе проходят торжественные службы. Все остальное время Святая София принимает гостей. Сюда приходят тысячи людей отовсюду, чтобы полюбоваться древнекиевской монументальной живописью , увидеть сохранившиеся внутри архитектурные формы 11 века, резной иконостас 18 века, комплекс барочных сооружений вокруг главного храма.

Особую ценность представляют настенные росписи Софии Киевской 11 века - 260 м² мозаик и около 3 тысяч м² фресок . К сожалению, это лишь третья часть всей живописи, украшавшей здание в старину. Остальное - живопись 17 и 18 столетий, представляющая менее значительный интерес. Открыты на стенах храма и древнерусские надписи - граффити , процарапанные острым предметом по фресковой штукатурке. Особенно важны те, что содержат сведения об исторических событиях и культуре Киевской Руси, в т.ч. древняя славянская азбука , которая проливает свет на историческое происхождение кириллицы.

В соборе находится огромный мраморный саргофаг, в котором некогда покоились останки великого князя Ярослава Мудрого, макет Древнего Киева, постоянно работающие выставки.

В 1990 году весь комплекс Софийского собора, учитывая его уникальность, внесен в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО , а в 1987 году Международное жюри Гамбургского фонда присудило заповеднику Европейскую медаль за сохранение исторического наследия.

Несмотря на музейный характер древнего комплекса, он и сегодня исполняет роль символа государства и единства Украины.

Знакомство с Софийским собором - неотъемлемая часть некоторых экскурсионных маршрутов столицы. Во время туристы чаще всего останавливаются на Софийской площади перед собором, чтобы полюбоваться древним храмом, величественной колокольней, а также сфотографировать знаменитый киевский символ.

Пешеходная позволяет узнать больше о далеком прошлом Софийского собора, о его судьбе в княжеские времена, а также о мастерах, создавших эту святыню.

Также встреча с Софией Киевской возможна в ходе экскурсии по предпочтению туристов.

Cлайд 1

Собор Святой Софии в Киеве Это – самый величественный и знаменитый из всех храмов Древней Руси. Это - самый грандиозный из всех известных в наше время соборов византийской художественной традиции.

Cлайд 2

Собор Святой Софии в Киеве В XI веке собор был 13-ти купольным, но позднее подвергся серьёзной перестройке, и число куполов уменьшилось. Тринадцать куполов символизировали Иисуса Христа и двенадцать апостолов. Четыре главы, ближайшие к центральной, напоминали о евангелистах: Матфее, Марке, Луке, Иоанне. Христос Вседержитель расположен в куполе горного Неба, а в алтаре, на стене центральной апсиды – строгая фигура Богоматери. Её руки вознесены вверх в непрестанном молении. Вишнёвый цвет её одеяния символизирует страдания.

Cлайд 3

Собор Святой Софии в Киеве Мозаика (узор из цветного стекла - смальты) украшала главные части храма: купол как символ Церкви Небесной и алтарь – символ Церкви земной. Здесь, в алтаре, совершается великое таинство: к Христу идут апостолы. Их шаг размерен. Коренастые фигуры исполнены внутренней энергии. Руки застыли в жесте прощения. Глаза обращены к Христу. Апостолы ждут причастия.

Cлайд 4

Собор Святой Софии в Новгороде Собор построен из плинфы (плоского кирпича) и камня. Он в полтора раза выше Софии Киевской. Пять куполов храма высоко подняты над монолитным кубическим храмовым зданием, строго отделяясь от него. Внешний облик новгородской Софии гораздо строже Софии киевской, стены массивнее, лишены выступов, изредка прорезаются узкими окнами.

Cлайд 5

Собор Святой Софии в Новгороде Собор изнутри был расписан фресками, от которых до нашего времени дошли немногочисленные фрагменты: изображение святых Константина и Елены, пророков. Во время Великой Отечественной войны храм пострадал от обстрела и был разграблен оккупантами. В настоящее время собор восстановлен, но многие фрески погибли безвозвратно.

Cлайд 6

Церковь Покрова на Нерли Церковь Покрова на Нерли была построена в 1165 году по приказу Андрея Боголюбского в том месте, где Нерль впадает в Клязьму, в память о его сыне, юном Изяславе, павшем в бою с волжскими булгарами. Церковь уединённо стоит на бескрайних просторах владимирских равнин, выглядит покинутой и печальной, но имеет мировую славу.

Cлайд 7

Храм Покрова на Нерли Красив резной убор церкви. В центре каждого фасада (кроме восточного), наверху, находится рельефная фигура библейского царя Давида. Царь играет на лире, а его слушают львы, птицы и грифоны. Птица – древний символ человеческой души, а лев – символ Христа. Лев будто спит с открытыми глазами, подобно тому, как Бог не дремлет, храня человечество. Лев – царь зверей, а Христос – царь небесный. Последнее толкование связывало льва с идеей княжеской власти: ведь земные правители считались наместниками Бога на земле.

Cлайд 8

Храм Покрова на Нерли Изображения Девы Марии в резьбе храма нет, но весь облик церкви, такой стройный и изысканный, напоминает ее образ, запечатленный церковным писателем Епифанием, особо отличив тонкость ее рук и перстов. Вобще говоря, любую церковь можно уподобить Богоматери, поскольку Мария в церковной традиции символизирует Церковь земную. В храме Покрова на Нерли это умозрительное положение стало наглядным.

Cлайд 9

Золотые Ворота Золотые Ворота являются единственным монументом военно-инженерной архитектуры Древней Руси. Золотые Ворота были построены по приказу Андрея Боголюбского в 1158-1164 гг. Вход в Золотые ворота был закрыт дубовыми воротами, покрытыми арабской позолоченной медью. Ворота служили не только средством фортификации, но и триумфальным въездом в столицу княжества иностранных послов, знатных особ, княжеских войск.

Cлайд 10

Золотые ворота Золотые Ворота Владимира – это уникальные из существующих, только единственные Золотые Ворота, которые «остались в живых» (хотя с некоторыми переделками) из существовавших в Средние века в Иерусалиме, Константинополе, Киеве. В настоящее время в Золотых Воротах размещена экспозиция военной истории.

Cлайд 11

Успенский собор Владимирский Успенский собор был построен на высоком берегу Клязьмы в 1158-1160 гг. при князе Андрее Боголюбском. В сентябре 1164 года в собор была принесена самая почитаемая икона – икона Богоматери. С тех пор этот образ называется Владимирской иконой Божьей Матери. Во времена правления Всеволода III, после пожара 1185 года, собор был перестроен и стал пятиглавым. До 1432 года Московские правители получали титул Великого князя в Успенском соборе.

Cлайд 12

Успенский собор Успенский собор сохранил несколько фрагментов фресок неизвестных художников XII века и творения Андрея Рублёва, блестящего живописца, расписавшего храм в 1408 году. Фреска - «Страшный суд», по замыслу художника, должна не устрашать, а ободрять верующих, вселяя в них уверенность в совершении справедливого суда. Поэтому лики апостолов полны мягкой доброты и милосердия, а ангелы со склоненными головами тихо печалятся о преходящей судьбе мира.

Собор святой Софии – символ Киевской Руси периода расцвета. София киевская подчеркивала величие и могущество древнерусского государства времен Ярослава Мудрого.

Киевская Русь конца X в. – первой половины XI в.

В конце X в. – первой половине XI в. происходит усиление княжеской власти, государство приобретает черты централизованной монархии, на смену язычеству приходит христианство. По инициативе князя Владимира Святославовича – отца Ярослава Мудрого — происходит крещение Руси. Начинают возводиться первые каменные храмы.

Для Руси того времени эталоном для подражания и главным партнером во внешней политике была Византийская империя. В столице Византии — Константинополе — к началу XI в. уже более 400 лет возвышался собор святой Софии.

Собор был крупнейшим зданием Европы того времени и оставался таковым еще на протяжении 500 лет.
Собор был возведен в могущественной Византийской империи во времена правления императора Юстиниана Великого (527-565 г.г.).
В русских летописях начала XII в. столицу Византии — Константинополь — называли Царьградом.

Строительство собора святой Софии

София киевская

В первой половине XI в. в Киеве был построен храм с таким же названием, как и собор в Константинополе – собор святой Софии .

Историки ведут спор о времени строительства Софии киевской. Часть историков относит строительство храма к началу XI в.
Одни из них приводят дату 1017г. и ссылаются на текст новгородской летописи.
Другие предполагают, что строительство начал еще Владимир Великий и ссылаются на археологические источники.
Третья часть историков придерживается классической точки зрения, и опирается на Повесть временных лет :
« В год 6545 (1037) заложил Ярослав город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь святой Софии, митрополию, и затем церковь на Золотых воротах — святой Богородицы Благовещения, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины» .

Кто же построил Софийский собор?

Нам не известны имена зодчих, которые спроектировали и построили собор святой Софии, а также имена мастеров, которые выполнили работы внутри собора, богато украсив его фресками и мозаикой. Предполагают, что это были византийские мастера. Очевидно, к строительству привлекались и местные мастера.

София киевская

Участь страны – участь храма

В своей многовековой истории храм разделил участь страны: он неоднократно подвергался разорению и опустошению. В 1240 году Киев осадили войска Бату-хана и после двухмесячной борьбы захватили город. Киев превратился в руины. Лишь немногие здания уцелели, среди них был и разграбленный Софийский собор.

Реконструкция храма

Первой реконструкцией храма занялся киевский митрополит Петр Могила. Работы, начатые в середине XVII в., были завершены лишь в начале XVIII века. Внешний вид Софийского собора в ходе реконструкции изменился, он был перестроен в стиле украинского барокко.

Софийский собор — архитектурный шедевр Древней Киевской Руси; один из немногих памятников архитектуры XI в., который с изменениями сохранился до наших дней.

Во-первых, Киевская Святая София - это древнерусский символ, а во-вторых - это свидетель старинной и современной истории. Каждый гражданин этой непревзойденной державы просто вынужден хотя бы один раз в жизни посетить столь великолепное место. А туристы, которые приезжают в Украину из самых отдаленных уголков Земли, в первую очередь и стремятся увидеть архитектурный шедевр, воспетый в исторических мемуарах и хрониках.

Где он находится

Святая София - символ Древней Руси и не только. Хотя этот храм и обладает музейным статусом исторического монумента, с давних времен он был свидетелем каждой конкретной эпохи и современником всех поколений. Вид храма и отношение к нему справедливо подтверждали все факты о состоянии государства и общества.

Коренной киевлянин или иностранный турист, перед тем как попасть к заветному храму, вынужден пройти огромную площадь, которую окружают модерновые застройки, миновать монумент великому гетману Богдану Хмельницкому, установленному в позапрошлом столетии. Затем, дабы наконец-то увидеть архитектурный шедевр, нужно пройти под аркообразной колокольней вдоль высоких стен, датируемых началом XVIII столетия. И даже при всем том, что Святая София Киевская находится практически в центре мегаполиса - это все равно тихий и уютный уголок. Но очень тяжело поверить в то, что так здесь было всегда.

Попав в собор впервые, человек начнет удивленно оглядываться в разные стороны, ведь широкое и низенькое снаружи строение внезапно величаво возносится кверху, площадь становится большей, а прямиком на прихожанина смотрит Оранта - Богоматерь в золотом сиянии. Человек почувствует себя либо всемогущей особой, либо хлипким существом. Но теперь ему станет намного легче представить себе шумное вече, которое собиралось под стенами этого здания, дабы принять самое важное для государства решение.

Догадки и факты

Святая София (символ Древней Руси) был возведен и освящен в XI столетии, а точнее, в первой его половине. Но и сегодня ученые-историки выдвигают несколько дат его создания. Так, предполагается, что достопримечательность была воздвигнута на протяжении одного их этих годов: 1011-го, 1017-го или 1037-го.

Две последние даты основаны на записях разнообразных хроник - Новгородской и «Повести временных лет» соответственно. Подтверждением первой считаются результаты исследования пометок на стенах храма, а также пересмотр нескольких фактов старинных письменных записей.

Также неоспоримым является тот факт, что история идеи и воздвижения церкви имеет неразрывное отношение к Имеют к этому отношение и три известных монарха державы - княгиня Ольга, князь Владимир и князь Ярослав Мудрый.

Как утверждают хроники, первоначальная Святая София - символ Древней Руси - и лавра, окружающая храм, были возведены Ольгой в Киеве. Может быть и так, что это произошло за некоторое время до посещения княгиней Царьграда. И не исключено, что образы храму были преподнесены Константинопольским патриархом. Новая церковь строилась из дерева, а потому в 1017 году, и никак не позже, она сгорела во время киевского пожара.

Владимир и Ярослав Владимирович

Согласно другим сведениям из летописей, новый собор Святой Софии в Киеве заложил Святослав Владимирович. Это была большая церковь из дерева. Она располагалась в поле (за чертой тогдашней столицы), в том месте, где князь одержал победу над печенегами.

Архитектурным, политическим и духовным прообразом храма стал в Константинополе. Он впечатлял своим внешним видом и, вероятнее всего, являлся незабвенной памятью для княгини Ольги. И если допустить факт крещения женщины, то следует отталкиваться от того, что происходило это именно в Константинополе, в церкви Святой Софии. А в корсуньской церкви Святой Софии увенчивали и крестили собственно князя Владимира. Именно потому возведение храма на Руси не было случайностью.

При Ярославе храм должен был достичь своего наивысшего расцвета и подчеркивать независимость и силу Киевской Руси.

Величие собора

Практически одновременно с освящением Святая София (история создания описана в нашей статье) обзавелась и кафедрой митрополитов киевских. Двор резиденции митрополитов оградили стеной. Но даже по меркам того времени его территория просто впечатляла своими размерами. Поэтому здесь могли заниматься религиозными и государственными делами не только власти и духовенство, но возле стен имели право собираться и обычные горожане на вече или для того, дабы отпраздновать восхождение нового князя на престол.

Как он выглядит

И все же большинство ученых уверены, что Святая София в Киеве была построена во времена До наших дней здание смогло сохранить роскошь старинной архитектуры и живописное величие XI столетия. В этой церкви гармонично сочетаются фреска и мозаика. Основные части интерьера выделяются с помощью мозаики (алтарь и центральный купол). Вся остальная территория декорировалась фресками. Сегодня прихожане и гости могут увидеть 260 м 2 подлинных мозаик, датируемых XI столетием, и приблизительно 3 тыс. кв. м фресковой росписи.

Собор посвятили Софии, воплощающей мудрость, а потому архитектуре и живописи церкви полагалось укреплять и утверждать христианство и власть феодалов. В алтаре и центральном куполе прорисованы лики основных персонажей и эпизоды христианского вероучения. Они набраны из смальты по сырой штукатурке. Мозаика храма состоит из 177 колеровых оттенков.

В медальоне центрального купола изображен Христос-Вседержитель. А вокруг зенита раньше располагались четыре архангела, но в мозаичном виде сохранилась только одна фигура. Остальные уже дописаны маслом.

Музеем стать

В середине 1930 годов властями тогда Советской Украины было решено, что Святая София (символ Древней Руси) должна стать музеем-заповедником. В соборе начали осуществлять исследовательские и А в конце прошлого века работа музея получила признание мира. Сегодня это Национальный заповедник «София Киевская».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей» №24 Древние храмы Руси Софийский собор Автор работы: учитель русского языка и литературы Ключникова Ирина Владимировна Г.Гуково, Ростовская область 2014 год "Судьба храма – судьба России – судьба человека" Воды тихой речки отражают Окруженный деревцами Храм. Годы и столетья пролетают – Каждый день молитвы слышны там. Свечи здесь пылают и лампады, Блики их на образах горят, Девы Пресвятой святые взгляды Прямо в душу ласково глядят. Так отрадно плакать и молиться, И так близко Небо там к земле, Что потом печально возвратиться В грешный мир, лежащий весь во зле. Но душа опять будет вновь стремиться В чудный мир, обратно, к тишине, В мир святой, где может возродиться Та любовь, что спит еще во мне. Новгородский Кремль, или Детинец , как его называли в Новгороде в древности, заложенный князем Ярославом, - древнейший из сохранившихся в России кремлей (впервые упоминается в летописи 1044г.). Кремль был административным, общественным и религиозным центром Новгорода. Здесь проходило вече, выборы посадника, отсюда выступили на битву со шведами дружины Александра Невского, его стены защищали главный - Софийский собор и резиденцию Новгородского владыки. Именно в Кремле велось летописание, собирали и переписывали книги.

Фото 1900 года.

История новгородского кремля неразрывно связана с историей самого Новгорода. Еще в год крещения новгородцев в X (десятом) веке, здесь был построен первый христианский храм. Это была деревянная дубовая церковь «о 13 верхах», храм Святой Софии. Когда церковь сгорела в 1045 году, князь Ярослав Мудрый и старший сын его Владимир, посаженный на княженье в Новгород, повелели заложить каменный храм Софии Премудрости Божьей. Он стал первым из каменных построек Русского Севера. В настоящее время София Новгородская - древнейший храм России. Строительство Софийского собора продолжалось 5 лет с 1045 по 1050 год. Расположенная на высоком холме, окруженная мощными стенами кремля, многоглавая величественная София была видна издалека. Ее четкие и ясные пропорции, замечательная внутренняя роспись, мозаика, иконы, драгоценная утварь, великолепные светильники свидетельствовали о величии и богатстве Новгорода. Храм отличается лаконизмом, сдержанностью и простотой архитектурного решения.

Первоначально храм не имел штукатурки и побелки, выразительность кладки, живописность камня придавали собору необыкновенно величавый и торжественный облик. Западный фасад с древнейших времен украшен росписью. Эта роспись обновлялась в XIX в. Древняя живопись XVI в. сохранилась лишь на средней части композиции.

В Софийский собор ведут три входа: южный, западный и северный. Главный - западный вход с XII в. украшают бронзовые двери. Двери открывают в особо торжественных случаях.

Врата были изготовлены в Магдебурге западно-европейскими мастерами в середине XII в., возможно, заказчиком врат был плоцкий епископ Александр (его изображение есть на одной из пластин). На сорока восьми бронзовых пластинах проиллюстрированы библейские и евангельские сюжеты. Это сцены сотворения мира, Рождества Христова, Распятия, Вознесения.

Интересны ручки в виде львиных голов. В их раскрытые пасти вставлены стержни, к которым прикреплены рукоятки в виде змей - все это символизирует ад. В пастях львов видны человеческие головы - это грешники, которых ад сей поглощает.

Первоначально главы собора имели шлемовидную форму, а центральный купол был покрыт золотом в начале XV в. Об этом упоминает летописец: «А в 1408 году архиепископ Иоанн святую Софию свинцом и маковицу большую златоверхую устроил». На центральном кресте Софии - маленький голубь. Красивая легенда рассказывает, как витал он над храмом 400 лет назад, когда лютовали в Новгороде войска Ивана Грозного. Ужаснувшись увиденному, голубь сел на крест оплакивать жертвы и окаменел от горя. Легенда имеет продолжение: пока сидит на кресте Софии сей голубь - стоять Великому Новгороду, а голубь слетит, тут и городу конец. В 1922 году, в ходе изъятия церковных ценностей, собор был ограблен. В 1929 году он был закрыт, и в нём открылся антирелигиозный музей. В музее были представлены сокровища, хранившиеся в ризнице собора, как пример «баснословных богатств церкви» . Фото собора времён войны, большая часть которых сделана в период нацистской немецко-испанской оккупации города, продолжавшейся с 15 августа 1941 по 20 января 1944 года.

Немцы позируют на фоне памятника Тысячелетию России. Над памятником немцы надругались. Разбили его и разбросали фигуры по земле. Бросили не землю колокола звонницы

Во время оккупации Новгорода немецко-фашистскими войсками храм был повреждён и разграблен. После войны - полностью восстановлен и стал отделом Новгородского музея-заповедника. В 1991он был передан РПЦ и 16 августа 1991 освящён лично патриархом Алексием II. В 2005-2007 произведена реставрация куполов собора. Сегодня Кремль - это культурный и туристский центр. Здесь находятся главные экспозиции Новгородского музея-заповедника, реставрационные мастерские, работают библиотека, филармония, училище искусств, художественная и музыкальная школа. Храм Святой Софии - главное сооружение города, как бы олицетворял и сам Новгород. Не случайно древние новгородцы, идя на бой с врагом, клялись "постоять и умереть за святую Софию". Собор в представлении жителей олицетворял независимость Новгорода.
Психологические комплексы