Где родился пророк Мухаммед и где похоронен? В каком городе родился пророк Мухаммед? В каком году родился пророк мухаммед Поход в аль-Худайбию и перемирие.

Имя

Имя Мухаммад значит «Восхваляемый», «Достойный хвалы». В Коране он называется по имени всего 4 раза, но называется также Пророком (ал-Наби), Вестником (Расул), слугой Бога (Абд), вестником (Башир), предупредителем (Надхир), напоминателем (Мудхаккир), свидетелем (Шахид), воззвавшим к Богу (Да’и) и др.

Согласно мусульманской традиции, после произношения или написания имени пророка Мухаммада, всегда говорится «Солля Ллаху алейхи ва саллям » (араб. صلى الله عليه وسلم ‎‎) - то есть «Благословит его Аллах и приветствует» .

Полное имя Мухаммада включает имена всех его известных предков по прямой мужской линии начиная от Адама , а также содержит кунью по имени его сына Касима (это имя значит «Делящий»; при жизни Мухаммада никто не мог называть своего сына Касим, так как эта кунья была закреплена за Мухаммадом). Полностью оно выглядит так Абу аль -Касим Мухаммад ибн ‘Абд Аллах ибн Абд аль-Мутталиб (имя Абд аль-Мутталиба - Шайба) ибн Хашим (имя Хашима - Амр) ибн Абд Манаф (имя Абд Манафа - аль-Мугира) ибн Кусаййа ибн Килаб ибн Мурра ибн Кааб ибн Луаййа ибн Галиб ибн Фихр ибн Малик ибн Ан-Надр ибн Кинана ибн Хузайма ибн Мудрик (имя Мудрики - Амир) ибн Ильяс ибн Мудар ибн Низар ибн Мадд ибн Аднан ибн Адад (произносят также - Удад) ибн Мукаввим ибн Нахур ибн Тайрах ибн Иаруб ибн Йашджуб ибн Набит ибн Исмаил ибн Ибрахим (Халиль ар-Рахман) ибн Тарих (это Азар) ибн Нахур ибн Саруг ибн Шалих ибн Ирфхашад ибн Сам ибн Нух ибн Ламк ибн Матту Шалах ибн Ахнух (это, как утверждают, пророк Идрис ; он был первым из рода человеческого, которому даровано пророчество и который писал тростниковым пером) ибн Иард ибн Махлил ибн Кайнан ибн Ианиш ибн Шит ибн Адам .

см. также: Список имён Мухаммада

Место Мухаммада среди Пророков Ислама

Печать пророчества

Пророчества о приходе Мухаммада в Библии

Исламская религия, признавая в качестве Священного Писания также и Библию , часто указывает на то, что в том числе и в Библии говорится о пророке Мухаммаде, как о Божьем Посланнике. Кроме того, мусульмане говорят об искажении сегодняшнего варианта Библии, которые, основываясь на хадисах , затронули и ту часть, в которой говорится о Мухаммаде. Христиане же не признают в Мухаммаде пророка. Даже те христиане , которые согласны с тем, что Библия имеет искажения, полностью отвергают позицию мусульман .

Арабский мир до Мухаммада

Основная статья : Арабский мир до Мухаммада

Аравия и Мекка при Мухаммаде до Ислама

Религия

Нужно заметить, что курайшиты-язычники, как и другие арабы-язычники, несмотря на свои языческие религиозные убеждения верили в Аллаха , клялись Им, просили у Него, но при этом также поклонялись идолам. В Коране говорится, что язычники считали, что идолы приблизят их к Аллаху: "Воистину, чистая вера может быть посвящена одному Аллаху. А те, которые взяли себе вместо Него других покровителей и помощников, говорят: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе». Согласно исламской историографии, сначала арабы (потомки Исмаила сына Ибрагима) были монотеистами, однако потом заимствовали идолов у "амаликов. При этом они продолжали почитать Каабу . Большинство из них были крайне консервативны по отношению к своей религии, находя причины такого консерватизма в том, что их отцы верили в тех же истуканов. Также среди арабов существовала кровная месть (Ислам отменил её), была традиция закапывать заживо новорождённых девочек, или же закапывать новорождённых детей, если они боялись не прокормить их (Коранически запрещено .

Экономика

Мекка, в которой жил Мухаммад, являлась торговым и финансовым центром Аравии. Город располагался на пересечении путей из Йемена в Сирию и из Эфиопии (Абиссинии) в Ирак .

Климат

Мекка располагалась среди бесплодных скал, земледелие в ней было невозможно. Земледелие было распространено только в оазисах , одним из которых был Ясриб (Медина). Существует мнение о том, что распространение Ислама и арабская экспансия в Персию, Сирию и Северную Африку была обусловлена осушением арабских степей и, как следствие, голодом. При этом, никаких достоверных сведений по поводу каких-либо существенных изменений климата не имеется , что ставит под сомнение такого рода выводы. К тому же имеются сведения о том, что мусульмане возвращались после завоевательных походов обратно в пустыню.

Политика

Внутри Мекки шла постоянная борьба за власть. В арабских источниках содержится немало информации о семейных и племенных междоусобицах, однако некоторые западные критики делают акцент на легендарности этих преданий. В связи с тем, что Мекка была крупным торговым городом, политические группировки, получавшие власть, были вовлечены во взаимоотношения с различными арабскими племенами, а также государствами, с которыми была связанна торговля Мекки.

Образ жизни кочевников

Год слона

Биография Мухаммада

Семья Мухаммада

Пророк Мухаммад был из племени «Курайш », которое имело очень высокое положение в арабской среде. Он относился к клану Хашим (хашимиты). Клан получил такое название в честь прадеда Мухаммада - Хашима. У Хашима при жизни было право на сбор скота для питания паломников и право на владение источником Замзам . Он был богатым человеком. Своё прозвище «Хашим» (его звали Амр) он получил из-за того, что разламывал хлеб на куски для паломников, приезжавших в хадж в Мекку («хашима» - разламывать хлеб для тюри). После его смерти право на кормление и поение паломников перешло к его брату, аль-Мутталибу, которого курайшиты называли аль-Файда - «сама щедрость». У Хашима был сын Абд аль-Мутталиб, которого назвали Шуайба. Он был очень почитаем в своём народе.

Рождение и детство

Пророк Мухаммад родился, по мнению ряда учёных, 20 или 22 апреля 571 года по григорианскому календарю в год слона, перед наступлением зари, в понедельник. Также многие источники указывают 570 год. Согласно некоторым преданиям, это произошло в 9 день месяца Раби аль-авваль в год Слона, в год неудачного похода Абрахи на Мекку, или в 40 г. правления персидского шаха Ануширвана.

Отец Мухаммада Абд Аллах умер незадолго до его рождения (за два месяца) или же через несколько месяцев после рождения Мухаммада. Имя матери Мухаммада - Амина бинт Вахб ибн Абд Манаф ибн Зухра ибн Килаб . Имя Мухаммад , что означает «Восхваляемый», дал ему его дед Абд Аль-Мутталиб.

Мухаммад был передан согласно обычаю кормилице Халиме бинт Аби Зу"айб, несколько лет жил в её семье в кочевом племени бедуинов Бану С"ад. В 4 года он был возвращён обратно в семью. В 6 лет Мухаммад потерял мать. Он выехал с ней в Медину на могилу отца, её сопровождали опекун Абд аль-Мутталиб и служанка Умм Айман. На обратном пути Амина заболела и умерла. Мухаммада взял к себе дед Абд аль-Мутталиб, но через два года он тоже умер. После смерти Абд аль-Мутталиба Мухаммада взял дядя по отцу Абу Талиб , который был очень беден. В 12 лет Мухаммад пас овец Абу Талиба , потом стал участвовать в торговых делах своего дяди.

Некоторые предания, связанные с рождением, детством и юностью Мухаммада носят религиозный характер и для учёного-атеиста идеологически не имеют актуальной исторической ценности. Однако, эти предания для мусульманских биографов Мухаммада, в частности первых веков Ислама, многие из который сами собирали материал и проверяли его на достоверность, колоссальные труды которых и составляют главный исторический источник для сегодняшних ориенталистов , являются не менее важными и достоверными (если эта достоверность доказана), как и другие, в целом признаваемые учёными-немусульманами.

В детстве с Мухаммадом произошёл случай, когда несторианский монах по имени Бахира предсказал ему великую судьбу . Абу Талиб поехал с караваном в Сирию, а Мухаммад, который был тогда ещё мальчиком, привязался к нему. Караван остановился в Бусре, где в келье жил монах Бахира, который был христианским учёным. Раньше, когда они проезжали мимо него, он не разговаривал с ними и вообще не появлялся. Утверждают, что сначала монах увидел Мухаммада, над которым было облако, покрывающее его своей тенью и выделявшее его среди остальных. Потом он увидел, что тень облака упала на дерево, а ветки этого дерева склонились над Мухаммадом. После этого Бахира оказал гостеприимство курайшитам, удивив их этим. Когда он смотрел на Мухаммада, то пытался увидеть особенности и признаки, которые сказали бы ему о том, что перед ним действительно будущий пророк. Он расспрашивал Мухаммада о его снах, внешности, делах и всё это совпадало с тем, что знал Бахира из описания пророка. Также он увидел печать пророчества между плечами именно на том месте, где она, по его сведениям, должна была быть. Потом монах сказал Абу Талибу , что тот должен беречь Мухаммада от иудеев, так как если они узнают о том, о чём узнал он сам, то будут оказывать враждебные действия.

Мухаммад до сорокалетнего возраста

В этом периоде можно выделить следующее:

Женитьба на Хадидже

В 25 лет Мухаммада наняла одна из самых знатных и богатых женщин племени курайш - Хадиджа бинт Хувайлид для поездки в Сирию . Она занималась торговлей и нанимала мужчин для ведения своих дел. С ним поехал слуга Хадиджы - Майсара. Согласно хадисам, Хадиджа получила большую прибыль от той поездки и, наслышанная от Майсары о качествах Мухаммада, решила выйти за него замуж. Ему было двадцать пять лет, ей было по свидетельству большинства источников - сорок лет (по другим данным, Хадидже было двадцать восемь лет. Приводятся также и другие сведения). . Однако, этот возраст, по мнению М. Уотта , возможно, преувеличен До Мухаммада она была замужем два раза. Мухаммад испытывал к ней сильную любовь как при жизни, там и после её смерти, о чём говорят многие хадисы, когда резал овцу, посылал часть мяса её подругам. Кроме того, он говорил, что наилучшая женщина миссии Исы была Марьям (Мария дочь Имрана, мать Иисуса), а наилучшей женщиной его миссии была Хадиджа. Аиша же говорила, что ревновала Мухаммада только к Хадидже, хотя той и не было в живых, а однажды, когда она воскликнула «Опять Хадиджа?», Мухаммад был недоволен и сказал, что Всевышний наделил его сильной любовью к ней. . В целом, это признаётся и теми, кто достаточно критически относится к деятельности Мухаммада и корыстные цели, как правило, не указываются ими в качестве причины женитьбы.

Начало пророческой миссии

Когда Мухаммаду исполнилось 40 лет, началась его религиозная деятельность (в Исламе пророческая миссия, посланническая миссия). Сначала у Мухаммада появилась потребность в аскетизме, он стал уединяться в пещере на горе Хира , где поклонялся Аллаху . Также он начал видеть вещие сны. В одной из таких ночей уединения к нему явился ангел Джабраил , посланный Аллахом , с первыми аятами Корана .

Люди начали постепенно вступать в Ислам, сначала это были жена Мухаммада Хадиджа и ещё восемь человек, среди которых будущие халифы Али и Усман . Потом люди стали принимать Ислам группами, как мужчины, так и женщины и пророк Мухаммад стал открыто призывать к Исламу (613 г.). До этого, в течении трёх лет, он вёл свою проповедь тайно. В Коране так сказано об этом: Провозгласи то, что тебе велено, и отвернись от многобожников.

Курайшиты начали оказывать враждебные действия Мухаммаду и новообращённым мусульманам. Мусульман могли оскорблять, избивать, подвергать голоду, жажде, зною, угрожать смертью. Всё это сподвигло Мухаммада на принятие решения о первом переселении мусульман.

Переселение в Эфиопию

Местоположение Абиссинии (Эфиопия)

Потом был аят:

Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение и пока религия целиком не будет посвящена Аллаху. Но если они прекратят, то враждовать следует только с беззаконниками.

Письмо Мухаммада к Аль-Мукаукасу, египетскому принцу​, Музей Дворца Топкапи, Стамбул

Хиджра из Мекки в Медину

Военные походы Мухаммада

Битва при Бадре

Первое крупное сражение между мусульманами и курайшитами, произошедшая во втором году по хиджре семнадцатого числа месяца Рамадан в пятницу утром (17 марта 624 г.г.) в Хиджазе (запад Аравийского полуострова). Крупная боевая победа мусульман и фактически поворотный пункт в их борьбе против курайшитов. Нужно заметить, что несмотря на огромную значимость этой битвы, среди почти 1000 (Г. Лебон указывает число 2000 ) мекканцев количество погибших составило 70 (Ибн Исхак говорит, что общее количество убитых курайшитов, которых им перечислили, было 50) человек, а из чуть более 300 мусульман - 14, таким образом участвовавших в битве погибло всего 6,4 %. Мухаммад, узнав что люди из Бану Хашим и некоторые другие выступили против своей воли, не желая воевать против мусульман, запретил убивать их. По этой же причине он запретил убивать своего дядю. Среди тех, кого было запрещено убивать был Абу аль-Бахтария, который воздерживался от нападок на Мухаммада и мусульман в мекканский период. Однако тот настоял на сражении с союзником ансаров и был убит.

После битвы при Бадре

Битва при Ухуде

После битвы при Ухуде

Битва у рва

Битва у рва состоялась 31 марта 627 года. Это была попытка, главным образом, курайшитов одержать верх над Мухаммадом. Общее количество язычников составило 10 000 человек в трёх армиях, включавших также племя Гатафан и Сулайм. Количество мусульман было 3000. Мусульмане вырыли ров вокруг Медины, что было впервые использовано на Аравийском полуострове. Его рыли на протяжении шести дней. Битва закончилась распадом коалиции язычников. Сражения так и не произошло, хотя была блокада, обстрелы из лука и неудачная попытка всадников пересечь ров.

Поход на Бану Курайза

После битвы у рва

Поход в аль-Худайбию и перемирие

Поход в Хайбар

Поход на Муту

Конец перемирия и завоевание Мекки

Принятие Ислама Абу Суфьяном

Дети Мухаммада

Все дети Мухаммада, кроме Ибрагима, были от Хадиджи. Первый ребёнок от Хадиджи - аль-Касим, потом родились ат-Тахир, ат-Таййиб, Зайнаб, Рукаййа, Умм Кульсум, Фатима. Мальчики умерли в раннем детстве. Девочки дожили до начала проческой миссии Мухаммада, все приняли Ислам, все переселились из Мекки в Медину. Все скончались до смерти Мухаммада, кроме Фатимы. Она умерла через шесть месяцев после его смерти.

Жены Мухаммада

Мухаммад в Коране

Имя Мухаммад употребляется в Коране только четыре раза (для сравнения Иса (Иисус) упоминается 25 раз, столько же упоминается Адам , Муса (Моисей) - 136 раз, Ибрахим (Авраам)- 69, Нух (Ной)- 43). Оно упоминается в 3:144, 145, 33:40, 47:2, 48:29 Также сура 47 называется "Мухаммад".

Чудеса Мухаммада

Под чудом (в арабском языке это слово «му’джаза», именно его переводят как «чудо». Оно образовано от глагола «а’джаза» и означает «делать неспособным (слабым, бессильным)» ) следует понимать что-либо, что не способен сделать обычным человек. Если же чудо должно свидетельствовать в пользу того, что человек является пророком , то это чудо должно быть непосредственно связано с этим человеком, то есть например, фонтан, забивший из скалы среди пустыни является чудом, но он не всегда может служить в качестве доказательства, а вот если это произойдёт, когда пророк ударит посохом о скалу, то это уже может считаться знамением. Главным чудом Мухаммада, безусловно, является Коран . Несмотря на то, что авторство Корана в немусульманских источниках может приписывать самому Мухаммаду, теоретически доказать это невозможно, так как сам он, будучи единственным передатчиком Корана, отвергал его человеческое происхождение (соответственно и своё авторство), никаких же письменных работ после себя он не оставил, потому как был безграмотен. Переданные хадисы говорят о том, что его речь не была сходна с Коранической . Коран отвечает вышеназванным требованиям к чуду. Он является чудом в частности, в его арабском значении), потому как никто не смог написать ничего подобного ему. Выдающиеся художественные достоинства Корана безусловно признаны всеми знатоками арабской словесности. (однако многие из них теряются при буквальном переводе). В Коране делается вызов (тахадди) людям, не признавшим за Мухаммадом пророка: Или же они говорят: «Он выдумал его». Скажи: «Сочините хотя бы одну суру, подобную этим, и призовите, кого сможете, кроме Аллаха, если вы говорите правду». . Если бы это было сделано, об этом было бы безусловно известно, так как у Мухаммада во все времена было очень много критиков, а написание чего-либо подобного Корану было бы избавлением от Мухаммада, который был для язычников (особенно курайшитов времён Мухаммада, соплеменниками, носителями того же языка, того же диалекта, что и Мухаммад, принимавшими все возможные способы для устранения Ислама), христиан и иудеев серьёзнейшей политической и общественной угрозой, а особенно во времена его непосредственной деятельности. Однако человечеству за всю его средневековую, новую и новейшую историю не удалось написать ничего подобного Корану . Таким образом это является чудом, а доказательствами того, что оно связано с Мухаммадом являются, например, аяты Корана, в которых говорится о Мухаммаде и том, что он пророк.

В жизнеописаниях и сводах хадисов описываются много чудес, например во время рытья рва вокруг Медины, верные предсказания, чудеса с различными физическими объектами итд. Выводы некоторых исследователей о том, что «Мохаммед не делал никаких чудес » абсолютно безосновательны, хотя бы потому, что существование такого Писания, как Коран не может подвергнуться сомнению.

Характер Мухаммада

Отношение людей к Мухаммаду при его жизни

Последователи

С Исламской точки зрения мусульмане («муслим» - покорный Богу) были всегда, начиная с Адама и Хавы (Евы). Число мусульман на данный момент во всём мире оценивается примерно в 1,1 до 1,2 миллиардов человек.

Врачевание Мухаммада

Пророк Мухаммад был не только сугубо религиозно-политическим деятелем . Мухаммаду принадлежат слова о том, что от любого заболевания есть лекарство. Если оно точно будет выбрано, то человек выздоровеет, по воле Творца, и что Аллах низвел болезни и вместе с ними лечебные средства. Кто-то знает о них, а кто-то - нет Мухаммад говорил, что исцеление (приносят) три (вещи): глоток мёда , надрез пиявки (кровопускание) и прижигание, но он запретил прижигание. Однако этот запрет, как говорят исламские учёные, не абсолютно категоричен и в случае особо крайней нужды допустим. При болезни живота, Мухаммад рекомендовал мёд . Мухаммад говорил о том, что масло чёрного тмина является средством от любой болезни, кроме смерти Мухаммад рекомендовал пользоваться индийским ладаном , так как исцеляет «от семи недугов», и ещё его курения нужно вдыхать тем, у кого болит горло , и класть в рот тем, кто страдает плевритом . Он сказал, чтобы люди не мучили своих детей, у которых воспаляются миндалины, надавливая на них, а использовали курения ладана .Он говорил своим последователям, что лучшими средствами для их лечения являются кровопускание и морской ладан (янтарь). Крупный мусульманский учёный Абдуль-Маджид аз-Зиндани, который говорит, что нашёл лекарство от СПИДА и что университет «Иман», ректором которого он является, предоставляет это лекарство бесплатно, рассказывает что благодаря своей работе фармацевтом, он смог правильно понять хадисы Пророка.

Источники биографии Мухаммада

Хадисы («передавать сообщение, рассказывать») - рассказ о высказываниях и поступках пророка Мухаммада, а также его сподвижников. Использование хадисов началось ещё при жизни пророка Мухаммада. Каждый хадис должен был иметь непрерывную цепочку передатчиков - иснад, то есть, перечень всех лиц, участвовавших в передаче, начиная от сподвижника (сахаба), впервые озвучившего хадис. Чем больше непересекающихся цепочек соответствовало хадису - тем достовернее он считался. Однако наличие непрерывного иснада являлось необходимым, но не достаточным условием определения достоверности хадиса. После составления цепочки, мухаддисы также проверяли биографии самих передатчиков. Если имелись сведения что передатчик страдал плохой памятью, был психически неурановешенным или просто слыл нечестным человеком - он считался слабым передатчиком и переданный им хадис не мог быть принят как достоверный. По степени достоверности хадисы классифицируются на достоверные (сахих), хорошие (хасан), слабые, недостоверные и выдуманные.

Нужно заметить, что хадисы не являются просто преданиями. Мухаммад говорил, что тот человек, который станет приписывать ему то, чего он не говорил, непременно займёт своё место в огне. Эти слова конечно же влияли на богобоязненных сподвижников.

Суть хадисов заключается в том, что они раскрывают более подробно предписание, которые содержатся в Коране. Например, в Коране говорится, что нужно совершать намаз . Хадисы же рассказывают как именно нужно это делать.

Один из сподвижников пророка Мухаммада Абу Хурайра рассказал 5354 хадиса.

Наиболее авторитетным мухадисом считается имам Мухаммад ибн Исмаил аль-Бухари (810-870), который обработал порядка 700 тысяч хадисов из которых лишь 7400 включил в свой сборник «аль-Джами" ас-Сахих» то есть чуть больше 1 %. Остальные хадисы аль-Бухари счёл недостоверными или слабыми. Одним из самых объёмных сборников является «аль-Муснад» имама Ахмада ибн Ханбала, который содержит 40 тысяч хадисов (всего Ибн Ханбал обработал около 1 миллиона хадисов).

  • «аль-Джами" ас-Сахих» имама аль-Бухари
  • «аль-Джами" ас-Сахих» имама Муслима
  • «Китаб ас-Сунан» имама Абу Дауда
  • «аль-Джами" аль-Кабир» имама ат-Тирмизи
  • «Китаб ас-Сунан аль-Кубра» имама ан-Наса’и
  • «Китаб ас-Сунан» имама Ибн Маджи
  • «ас-Сунан аль-Кубра» имама аль-Бейхаки
  • «аль-Муснад» имама Ахмада ибн Ханбала

Необходимо отметить, что сборники хадисов не являются в полном смысле этого слова биографиями пророка Мухаммада - это лишь собрание рассказов о пророке со слов его современником, включая его проповеди, описание поступков и т. п. Наиболее ранняя полноценная биография пророка Мухаммада, сохранившееся до наших дней - это книга ибн Хишама «Жизнеописание пророка Мухаммада рассказанное со слов аль-Баккаи, со слов Ибн Исхака аль-Мутталиба» датируется VIII веком (вторым веком по хиджре)

Пророк Мухаммед родился в 570 году в Мекке. Его семья была небогатой, но довольно знатной, принадлежала клану Хашим племени Курайш. Отец Мухаммеда Абдаллах умер во время торговой поездки незадолго до его рождения, и мальчик оказался под опекой деда Шейба ибн Хашим аль-Кураши (известного также как Абд аль-Муталлиб), главы клана Хашим. Климат Мекки считался неблагоприятным для маленьких детей, и в шестимесячном возрасте Мухаммеда передали на воспитание кормилице в семью кочевников. Мать Мухаммеда Амина умерла, когда мальчику было шесть лет, а через два года Пророк Мухаммед пережил еще одно крупное горе - смерть деда и опекуна Абд аль-Муталлиба. Опекуном мальчика стал Абу Талиб — сын Абд аль-Муталлиба, дядя Мухаммеда и новый глава клана Хашим. Абу Талиб был довольно крупным торговцем того времени, он водил караваны и нередко брал с собой в деловые поездки Мухаммеда.

Примерно к двадцати годам Пророк Мухаммед начал вести самостоятельную жизнь, без формальной опеки со стороны дяди. К тому времени он уже был довольно сведущ в торговле, умел водить караваны, но не имел достаточно средств, чтобы вести дела самостоятельно. Поэтому юноша был вынужден наниматься к более зажиточным торговцам. В 595 году Мухаммед стал вести дела богатой мекканской вдовы Хадиджи бинт Хувайлид, которая была настолько покорена его характером, умом и честностью, что предложила жениться на ней. Хадидже было в то время 40 лет, Мухаммеду - 25. Хадиджа родила Мухаммеду несколько сыновей, скончавшихся в младенчестве, и четырех дочерей: Рукайу, Умм Кулсум, Зайнаб и Фатиму. Пока Хадиджа была жива (она скончалась в 619 году), Мухаммед не имел других жен.

Пророк Мухаммед был склонен к уединенным благочестивым размышлениям и часто проводил в одиночестве по несколько дней, а раз в году - и целый месяц, в пещере на склоне горы Хира, у подножия которой лежит Мекка. По преданию, в 610 году, когда Мухаммеду исполнилось около 40 лет, ему во сне было видение, и он услышал обращенный к нему призыв: «Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил - сотворил человека из сгустка. Читай! И Господь твой щедрейший, который научил каламом, научил человека тому, чего он не знал» (96:1-5). Это послужило началом целой серии откровений, продолжавшихся до самой смерти Мухаммеда в 632 году. Примерно в 650 году эти откровения были записаны и собраны воедино в священную книгу мусульман - Коран.

Первоначально Пророк Мухаммед испугался начавшихся откровений и сомневался в их происхождении, думая, что им овладели джинны (злобные духи), однако жена Мухаммеда Хадиджа помогла мужу справиться с сомнениями и убедила его, что безымянный призрак был ангелом Джибраилом (Гавриил), а его видения исходили от Бога. Мухаммед уверился, что избран Богом в качестве посланника (расул Аллах) и пророка (наби), чтобы нести людям его слово. Первые откровения провозглашали величие единственного и единого бога Аллаха, отвергали распространенное в Аравии многобожие, убеждали в неотвратимости Судного дня, предупреждали о грядущем воскресении мертвых и наказании в аду всех, кто не верует в Аллаха.

Поначалу соплеменники воспринимали проповедь Пророка Мухаммеда с насмешкой, но постепенно вокруг него образовалась постоянная группа сторонников, призпавав-ших в нем пророка и внимательно слушавших его откровения. Мекканская верхушка почувствовала опасность этих проповедей, грозивших уничтожить одну из основ мекканской торговли - культ аравийских божеств, и начала притеснять последователей Пророка Мухаммеда — мусульман. Сам Мухаммед находился под защитой своего клана и его главы - дяди Абу Талиба, который, хотя и не принял ислам, считал своей обязанностью защищать члена своего рода. Примерно в 619 году умерли жена Мухаммеда Хадиджа и Абу Талиб, главой клана Хашимов стал Абу Лахаб, который отказал Мухаммеду в покровительстве.

Пророк Мухаммед стал искать сторонников вне Мекки. Он обращался с проповедью к торговцам, приезжавшим в город по делам, пытался проповедовать в других городах и становился все более известным. Примерно в 621 году группа жителей крупного оазиса Йасриб, расположенного примерно в 400 км к северу от Мекки, пригласила Мухаммеда выступить в качестве третейского судьи в их затянувшемся и запутанном межклановом конфликте. Они согласились призвать Мухаммеда пророком Аллаха и передать ему в руки управление своим городом. Сначала в Йасриб переселились большинство мекканских мусульман, а сам Мухаммед прибыл туда в 622 года. С первого месяца (мухаррам) этого года по лунному календарю мусульмане стали отсчитывать годы новой эры по хиджре (переселение), то есть по году переселения Пророка Мухаммеда из Мекки в Йасриб, который стал называться Мадинат ан-наби (Город пророка), или просто аль-Мадина (Медина) - Город.

Пророк Мухаммед постепенно превращался из простого проповедника в политического лидера общины (уммы). Главной его опорой были пришедшие с ним из Мекки мусульмане - мухаджиры и мединские мусульмане - ансары. В Медине был построен дом Мухаммеда, около него воздвигнута первая мечеть, установлены основы мусульманского ритуала - правила молитвы, омовения, поста и т. д. В откровениях, которые посещали Пророка Мухаммеда, подробно разъяснялись правила жизни общины: принципы наследования, раздела имущества, бракосочетания, провозглашались запреты на ростовщичество, азартные игры, вино, употребление в пищу свинины.

Пророк Мухаммед поначалу надеялся найти поддержку у иудеев Медины и даже подчеркнуто избрал киблой (направлением, которое надо соблюдать при молитве) Иерусалим, однако они отказались признать в Мухаммеде пророка и даже вступили в контакт с мекканцами - врагами Мухаммеда. Ответом на это был постепенный разрыв. Пророк Мухаммед все отчетливее стал говорить об особой роли ислама и его самостоятельности как отдельной религии. Иудеи и христиане порицаются как плохие верующие, ислам объявляется исправлением допущенных ими искажений воли Аллаха. В противовес субботе устанавливается особый мусульманский день для общей молитвы - пятница, главной святыней ислама провозглашается мекканская Кааба, которая становится киблой. Кааба представляет собой каменное здание высотой 15 м. В восточный угол здания вделан «черный камень» (оплавленный метеорит) - главный предмет поклонения в аль-Каабе. Согласно мусульманским легендам, «черный камень» - это белый яхонт из рая, дарованный Аллахом Адаму, когда тот, сброшенный на , добрался до Мекки. Черным камень стал позже из-за грехов и порочности людей, чтобы они не увидели рай, который можно было рассмотреть в глубине камня (увидевший рай должен попасть туда после смерти).

Одной из главных религиозных и политических задач Мухаммеда стало освобождение Мекки от господства многобожников и очищение Каабы от языческих идолов и ритуалов. К борьбе с неверующими мекканцами Пророк Мухаммед стал готовиться с самого начала жизни в Медине. В 623 году начинаются нападения мусульман на мекканские торговые караваны (газават - ми. ч. от газва - набег). В 624 году при Бадре небольшой мусульманский отряд, возглавляемый Мухаммедом, одерживает победу над мекканским ополчением, несмотря па численное превосходство мекканцев. Эта победа была воспринята как доказательство того, что Аллах на стороне мусульман. В ответ мекканцы в 625 году подошли к Медине, и около горы Ухуд состоялось сражение, в котором мусульмане понесли большие потери, однако мекканцы не развили свой успех и отошли. Военное поражение было связано и с внутренними сложностями в лагере мусульман. Часть мединцев, первоначально охотно принявшая ислам, была недовольна единовластием Пророка Мухаммеда и поддерживала тесные связи с мекканцами. Эта внутренняя мединская оппозиция неоднократно осуждается в Коране под именем «лицемеры» (мунафикун).

В течение нескольких лет Пророк Мухаммед собирал силы для решительной борьбы с Меккой, укрепляя свое положение в Медине и обеспечивая себе поддержку многих кочевых племен. В 628 году большое войско двинулось в сторону Мекки и остановилось неподалеку - в месте, называемом Худайбийа. Переговоры между мекканцамн и мусульманами завершились заключением соглашения о перемирии, согласно которому Мухаммед обязался прекратить наступление и отказаться от боевых действий против Мекки. За это мекканцы давали мусульманам возможность совершить паломничество к Каабе. Ровно через год Мухаммед и его сподвижники совершили в соответствии с договором малое паломничество (умра).

Тем временем сила мединской общины крепла. Были завоеваны богатые оазисы, лежавшие к северу от Медины, все новые и новые кочевые племена становились союзниками Пророка Мухаммеда. В этих условиях продолжались тайные переговоры Мухаммеда с мекканцами, многие из которых открыто или тайно принимали ислам. В начале 630 года мусульманское войско беспрепятственно вошло в Мекку. Мухаммед даровал прощение многим бывшим врагам, совершил поклонение Каабе и очистил ее от языческих идолов.

Однако Пророк Мухаммед не вернулся жить в Мекку и лишь однажды, в 632 году, совершил одно паломничество в Мекку. Победа над Меккой еще более укрепила уверенность Мухаммеда в себе и подняла его религиозный и политический авторитет в Аравии. В Мекку приехали вожди разных кланов и мелкие правители, чтобы договориться о союзе; многие из них выразили готовность принять ислам. В 631-632 гг. значительная часть Аравийского полуострова в большей или меньшей степени оказывается включенной в политическое образование, возглавляемое Мухаммедом.

В последние годы жизни Пророк Мухаммед готовил военную экспедицию против Сирии с целью распространения власти ислама на север. В 632 года Мухаммед после непродолжительной болезни неожиданно скончался (существует предание, что он был отравлен). Похоронен он в главной мечети Медины (Мечети пророка).

Основателем является пророк Мухаммед. Он родился в 570 г. от Р.Х. В арабском летосчислении этот год называется Годом Слона. Свое название год получил потому, что в это время правитель Йемена Абраха предпринял наступление па Мекку с целью ее захвата и подчинения своему влиянию всех арабских земель. Его войско передвигалось на слонах, что вызываю ужас у местных жителей, до этого времени не видевших этих животных. Однако на полпути к Мекке войско Абраха повернуло назад, а сам Абрах умер по дороге домой. Исследователи считают, что это произошло из-за эпидемии чумы, которая уничтожила значительную часть войска.

Мухаммед происходил из обедневшего клана влиятельного рода курейш. Члены этого рода должны были следить за сохранностью духовных святилищ. Мухаммед рано осиротел. Его отец умер еще до его рождения. Мать отдача его, по обычаю того времени, кормилице-бедуинке, у которой он рос до пяти лет. Его мать умерла, когда ему было шесть лет. Мухаммеда воспитывал сначала дед Абдалмутталиб , служивший смотрителем при храме Кааба, затем после его смерти — дядя Абу Талиб. Мухаммед рано приобщился к труду, пас овец, участвовал в снаряжении торговых караванов. Когда ему исполнилось 25 лет, он нанялся на работу к Хадидже , богатой вдове. Работа заключалась в организации и сопровождении торговых караванов в Сирию. Вскоре Мухаммед и Хадиджа поженились. Хадиджа была старше Мухаммеда на 15 лет. У них родилось шестеро детей — два сына и четыре дочери. Сыновья умерли в младенчестве.

Только любимая дочь пророка Фатима пережила отца и оставила потомство. Хадиджа была не только люби мой женой пророка, но и другом, во всех сложных обстоятельствах жизни она поддерживала его материально и морально. Пока Хадиджа была жива, она оставалась единственной женой Мухаммеда. После женитьбы Мухаммед продолжал заниматься торговлей, однако без больших успехов. Сказывалось изменение исторической ситуации.

Мухаммед много времени проводил в молитвах и медитации. Когда Мухаммед медитировал в одной из пещер в окрестностях Мекки, ему было видение, во время которого он получил первое послание от Бога, переданное через архангела Джебраила (библ. — Гавриил). Первыми людьми, поверившими проповеди Мухаммеда и принявшими ислам, стали его жена Хадиджа, его племянник Али, его вольноотпущенник Зайд и его друг Абу-Бекр. Первое время призыв к новой пере осуществлялся тайно. Начало открытой проповеди относят к 610 г. Меккаицы встретили се с насмешкой. В проповеди содержались элементы иудаизма и христианства. Мухаммед, по историческим сведениям, был неграмотным. Он воспринимал устные рассказы из Священного Писания от иудеев и христиан и приспосабливал их к арабской национальной традиции. Библейские сюжеты органично вошли в состав священной книги новой религии, связав воедино истории многих народов. Популярности проповеди Мухаммеда способствовало то, что он читал их речитативом, в виде рифмованной прозы. Постепенно вокруг Мухаммеда сложилась группа сподвижников из разных слоев мекканского общества. Однако весь первоначальный этап проповеди, вплоть до переселения в Медину, мусульмане подвергались гонениям и преследованиям со стороны мекканского большинства. В результате этих притеснений большая группа мусульман эмигрировала в Эфиопию, где их встретили с пониманием.

Число сторонников Мухаммеда в Мекке постоянно росло, однако росло и сопротивление новой религии со стороны влиятельных жителей города. После смерти Хадиджи и дяди Абуталиба Мухаммед лишился внутренней опоры в Мекке и в 622 г. вынужден был уехать в город своей матери Ятриб , который после этого стал называться Мединой - городом пророка. В Медине проживала большая группа евреев, и мединцы оказались более подготовленными к принятию новой религии. Вскоре после переселения Мухаммеда большинство населения этого города вступило в число мусульман. Это был огромный успех, поэтому год переселения стал считаться первым годом мусульманской эры — хиджры (переселение).

В мединский период Мухаммед развивал и углублял свое учение в направлении обособления от родственных религий — и . Вскоре влиянию исламской общины в Медине подчинилась вся южная и западная Аравия, и в 630 г. Мухаммед торжественно вступил в Мекку. Теперь мекканцы склонились перед ним. Мекка была объявлена священной столицей ислама. Однако Мухаммед вернулся в Медину, откуда в 632 г. совершил паломничество (хадж) в Мекку. В этом же году он умер и был похоронен в Медине.

Мухаммед (Мухаммад) (570-632), религиозный проповедник и политический деятель, основатель ислама.

Сын Абдаллаха из рода хашим племени курайитов, имевшего своей столицей Мекку - важнейший торговый и религиозный центр Аравийского полуострова.

Оставшись сиротой, Мухаммед довольно долго бедствовал, был пастухом и караванщиком. Женитьба на вдовой купчихе Хадидже вернула его в среду мекканской знати.

В 10-х гг. VII в. Мухаммед выступил с проповедью единобожия. Согласно мусульманскому преданию и утверждениям самого Мухаммеда, явившийся ему ангел Джебраил (архангел Гавриил в христианском Новом Завете) велел ему пророчествовать именем Единого Бога (Аллаха).

Мухаммед, по представлениям мусульман, - последний в ряду великих пророков Бога, среди которых были первочеловек Адам и спасшийся от потопа Нух (Ной), библейские прародители Ибрахим (Авраам), Исмаил, Исхак (Исаак), Якуб (Иаков), израильские цари Дауд (Давид) и Сулейман (Соломон), наконец, Иса ал-Масих (Иисус Христос, Мессия).

Мухаммед осуждал многобожие соплеменников, почитавших Аллаха лишь как верховное божество, призывал разрушить идолов. За свои идеи он подвергся преследованиям и в 622 г. выехал из Мекки в близлежащую Медину. Это переселение (хиджра) служит точкой отсчёта мусульманского летосчисления. Осуждая язычество, Мухаммед отвергал иудаизм (иудеи не признавали пророков со времён Ветхого Завета) и христианство (христиане, с его точки зрения, уклоняются в многобожие, поскольку обожествляют Христа).

Он стал основателем новой религии - ислама. Утвердив её в Медине и став главой союза мединских племён, Мухаммед начал священную войну (газават, джихад) за возвращение в Мекку и утверждение там веры.

В 628 г. он нанёс мекканскому войску сокрушительное поражение, а в 630 г. торжественно вступил в Мекку. Главный мекканский храм - Кааба («чёрный камень», в знак величия Аллаха посланный Им с небес на землю) - был очищен от идолов и стал основной святыней ислама. К Мухаммеду в Мекку явились посланцы многих арабских племён, изъявивших желание признать ислам и власть пророка.

После смерти Мухаммеда 8 июня 632 г. власть главы общины унаследовал его ближайший соратник Абу Бекр, ставший первым халифом («преемником» пророка), главой складывающегося арабского мусульманского государства.

Пророк Мухаммед (Магомет), основатель ислама, родился в Мекке приблизительно в 570 году (по некоторым версиям — 20 или 22 апреля 571 года). Отец Мухаммеда умер незадолго до его рождения, а когда мальчику было 6 лет, он потерял мать. Спустя два года скончался дедушка Мухаммеда, который отечески заботился о нем.

Мухаммед - биография

Юного Мухаммеда воспитал его дядя Абу Талиб.

В 12 лет Мухаммед вместе с дядей отправился по торговым делам в Сирию, и окунулся в атмосферу духовных исканий, сопряженных с иудаизмом, христианством, иными вероисповеданиями.

Мухаммед был погонщиком верблюдов, затем торговцем. Когда ему исполнился 21 год, он получил место приказчика у богатой вдовы Хадиджи. Занимаясь торговыми делами Хадиджи, он побывал во многих местах и везде проявлял интерес к местным обычаям и верованиям. В 25 лет он женился на своей хозяйке. Брак был счастливым.

Но Мухаммеда влекло к духовным исканиям. Он уходил в пустынные ущелья и в одиночестве погружался в глубокое созерцание. В 610 году в пещере горы Хира Мухаммед увидел светящуюся фигуру Бога, который приказал ему запомнить текст откровения и назвал его «Посланником Аллаха».

Начав проповедовать среди близких, Мухаммед понемногу расширял круг приверженцев. Он призвал своих соплеменников к единобожию, к праведной жизни, соблюдению заповедей при подготовке к грядущему божьему суду, рассказывал о всемогуществе Аллаха, создавшего человека, все живое и неживое на земле.

Свою миссию он воспринимал как поручение от Аллаха, а своими предшественниками называл библейских персонажей: Мусу (Моисей), Йусуфа (Иосиф), Закарию (Захария), Ису (Иисус). Особое место в проповедях было отведено Ибрахиму (Авраам), который был признан праотцом арабов и евреев, и первым, кто проповедовал единобожие. Мухаммед заявлял, что его миссия заключается в восстановлении веры Авраама.

Аристократия Мекки усмотрела в его проповедях угрозу своей власти и организовала заговор против Мухаммеда.

Узнав об этом, соратники пророка уговорили его покинуть Мекку и перебраться в 632 году в город Ясриб (Медина). Там уже обосновалась часть его сподвижников. Именно в Медине сформировалась первая мусульманская община, достаточно сильная для того, чтобы совершать нападения на караваны, идущие из Мекки. Эти действия воспринимались как наказание мекканцев за изгнание Мухаммеда и его сподвижников, а получаемые средства шли на нужды общины.

В дальнейшем древнее языческое святилище Кааба в Мекке было объявлено мусульманской святыней, и с этого времени мусульмане стали молиться, обращая свои взоры на Мекку. Жители самой Мекки долго не принимали новой веры, но Мухаммед сумел их убедить в том, что Мекка сохранит свой статус крупного коммерческого и религиозного центра.

Незадолго до своей кончины пророк посетил Мекку, где сломал все языческие идолы, стоявшие вокруг Каабы.

Мухаммед (Мохаммед; в европейской литературе часто Магомет, Магомед)

около 570- 632 гг.) — основатель ислама, почитается как пророк. Выходец из рода бану-хашим арабского племени курейшитов. Получив, по преданию, около 609 г. (или 610 г.) откровение от Аллаха, выступил в Мекке с проповедью новой веры. В 622 г. вместе с приверженцами был вынужден переселиться (т.н. хиджра) в Медину (Ясриб). В 630- 631 гг. мусульмане под руководством Мухаммеда подчинили Мекку и значительную часть Аравии. Мухаммед стал главой теократического государства. Почитаемая мусульманами могила Мухаммеда находится в Медине.

Источник: Исторический словарь

МУХАММЕД

ок. 570-632) — арабский религиозный и политический деятель, основатель ислама. У мусульман считается величайшим пророком, посланником Бога. Происходил из племени курейшитов рано осиротел, был пастухом, затем женился на богатой вдове и стал купцом. Около 610 г. выступил с проповедью новой религии, позднее названной им исламом. Курейшитская верхушка вначале враждебно отнеслась к деятельности М., и ему в 622 г. пришлось бежать из Мекки в Ятриб, позднее названный Мединатан-наби, т. е. городом пророка. 622 г. вошел в историю как основная дата ислама (хиджра), с него начинается мусульманский календарь. В Медине М. стал во главе мусульманской общины, в которой люди объединялись не по кровному родству, а по религиозному признаку. В 630-631 гг. мусульмане под руководством М. подчинили себе Мекку, а затем и значительную часть древних районов Аравии, где утвердился ислам. Гробница М. в Медине стала второй, после Каабы, святыней ислама.

Источник: Словарь исторических терминов

МУХАММЕД

Магомет (570/580 - 632) - религ.

и политич. деятель Зап. Аравии. Согл. мусульм. традиции и Корану, последний посланник аллаха, величайший пророк. По представл. европ. рационалистич. критики, М. - основоположник ислама, автор Корана. Совр. М. источ. не сохранилось; в Коране биографич. данных о М. нет. Сведения о жизни и деятельности М. появились после его смерти.

Пророк Мухаммед

Первая биография М., составл. Ибн Исхаком, дошла до нас в переработке Ибн Хишама (ум. 834). По пре-данию, М. - араб из рода хашим племени курейш, род. в Мекке; рано осиротел, был пастухом, затем сопровождал торг. караваны; после женитьбы на богатой вдове Хадидже вел ее торг. дело. В религ. отношении придерживался ханифизма, а ок. 610 выступил с проповедью новой религии - ислама. Не получив признания в Мекке, М. в 622 со своими немногочисл. последователями переселился (хиджра) в Медину, где возглавил мусульм. общину. После капитуляции мекканцев М. около 630, согл. преданию, вступил в Мекку. Почитаемая мусульманами могила М. находится в Медине.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах

Мухаммед

Мухаммед (Muhammad) (ок. 570-632), основатель ислама, пророк. Род. в Мекке, выходец из рода Бану-хашим племени курейшитов, осиротел в младенчестве; заслужил прозвище аль-Амин («Надежный»).

Женился на богатой вдове Хадидже. По преданию, погрузившись в религ. размышления, получил «откровения» от Аллаха (610), впоследствии изложенные им в Коране и определившие основы мусульм. религии. С 613 г. открыто выступал против идолопоклонничества и социальных зол, провозглашая идею единого Аллаха, истинного Бога, и неизбежности Страшного суда. После смерти в 619 г. Хадиджи и дяди-покровителя Абу-Талиба М. и его сторонников начали преследовать жители Мекки, что вынудило их в 622 г. бежать в Медину (хиджра) и там организовать первую мусульм. общину. После долгого ожесточенного сопротивления новой религии Мекка капитулировала, и большинство племен Аравийского п-ова приняли мусульманство. После внезапной смерти пророка в 632 г. образовался Халифат, породивший волну послед. арабских завоеваний. Хотя М. постоянно говорил, что он всего лишь «посланник» Аллаха, поколения мусульман-суннитов стремятся следовать его учению в словах и делах, как указано в хадисах, и видят в нем несравненный образец благочестивой жизни.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)

МУХАММЕД

араб., букв. — хвалимый), в европ. транскрипции — Магомет (р. предполо- жительно между 570 и 580 — ум. в 632), — религ. и политич. деятель З. Аравии. Согласно мусульм. традиции и Корану, — последний посланник аллаха, величайший пророк. По представлениям европ. рационалистич. критики, М. — основоположник ислама, автор Корана. Современных М. источников о нем не сохранилось; в Коране биографич. данных о М. нет. Сведения о жизни и деятельности М. появились после его смерти. Первая биография М., составленная Ибн Исхаком, дошла до нас в переработке Ибн Хишама (ум. 834). По преданию, М. — араб из рода хашим племени курейш, род. в Мекке; рано осиротел, был пастухом, затем сопровождал торг. караваны; после женитьбы на богатой вдове Хадидже вел ее торговое дело. В религиозном отношении придерживался ханифизма, а ок. 610 выступил с проповедью новой религии — ислама. Не получив признания в Мекке, М. в 622 со своими немногочисленными последователями переселился (хиджра) в Медину, где возглавил мусульманскую общину. После капитуляции мекканцев М. около 630, согласно преданию, вступил в Мекку. Почитаемая мусульманами могила М. находится в Медине.

Источн.: Das Leben Muhammed´s nach Muhammed Ibn Ishak, hrsg. von F. W?stenfeld, Abt. 1-4, G?tt., 1858-60 (на араб. яз.); Wellhausen J., Muhammed in Medina, В., 1882; Caetani L., Annali dell´ islam, v. 1-2, Mil., 1905-07. Лит.: Крымский А., Источники для истории Мохаммеда и лит-ра о нем, т. 1-3, М., 1902-10; Бартольд В. В., Мусульманский мир, П., 1922; Беляев Е. A., Арабы, ислам и араб. халифат…, М., 1965; Климович Л. И., Ислам, 2 изд., М., 1965; Смирнов Н. A., Очерки изучения ислама в СССР, М., 1954; Weil G., Mohammed der Prophet, sein Leben und seine Lehre, Stuttg., 1843; Margoliout D. S., Mohammed and the rise of Islam, L., 1905; Blach?re B., La probl?me de Mahomet, P., 1952; Buhl P., Das Leben Muhammeds…, (2 Aufl.), Hdlb., 1955; Gaudefroy-Demombynes M., Mahomet, P., 1957; Montgomery Watt W., Muhammad, Oxf.-L., 1961. См. также источн. и лит. при ст. Вакыди, Ибн Исхак, Ибн Сад. Л. И. Климович. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. — М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

Пророк Магомед (Мухаммед) до и после хиджры

Пророк Мухаммед (570–632) - реальное историческое лицо. Мухаммед родился в Мекке (ныне Саудовская Аравия), принадлежал к жреческому роду, но рано остался без родителей и детские годы провел в бедности. Мухаммед был женат на богатой женщине значительно старше его. По роду занятий будущий пророк был торговцем, много путешествовал, был очень впечатлительным и склонным к размышлениям.

Проповеди Мухаммеда не понравились жрецам Мекки, и в 622 г. из-за преследований ему пришлось бежать в Медину. С момента хиджры (бегства) Мухаммеда из Мекки мусульмане («покорные Аллаху») ведут свое отдельное летоисчисление. В Медине была построена первая мечеть, установлены правила молитвы и поведения в быту, ритуал бракосочетания, порядок наследования и т. д.

В 630 г. Мухаммед вернулся в родной город во главе вооруженного отряда. Жрецы и население Мекки после нескольких лет противоборства приняли Мухаммеда и его новое учение. Мекка сдалась без боя. Победа укрепила авторитет Мухаммеда в Аравии. Представители различных аравийских племен заключали с ним союзы и принимали ислам.

Быстрый триумф и распространение ислама были обусловлены рядом обстоятельств.

Во-первых, мусульманство было молодой религией, но сумело творчески переработать и вобрать в себя многое из христианства, иудаизма, зороастризма и т. д. Ислам содержал привлекательную идею загробной жизни. В джанне («сад» поарабски) - мусульманском раю - правоверного ждали тенистые сады с каналами и прудами, с реками молока, вина и меда. Обитателей джанны вознаграждали супругами-девственницами - гуриями. Им прислуживали вечно юные мальчики, а охраняли ангелы. В джаханнаме (ад), напротив, полагалось гореть в вечном огне, пить кипяток и гнойную воду, мучиться от жгучего холода и т. д. Всем немусульманам полагался только ад.

Среди 120 тысяч пророков, предшествовавших Мухаммеду, почетные места отводились Адаму, Ною, Аврааму, Моисею (Мусе), Иисусу (Исе) и другим. Правоверные считали, что в день Страшного суда Мухаммед и Иисус будут вместе вершить свой суд над людьми.

Во-вторых, новая религия отличалась простотой. Обращаемые должны были выполнять пять основных требований.

1. Признавать главный догмат - «Нет Бога, кроме Бога (Аллаха), и Мухаммед - пророк его».

2. Молиться пять раз в день, обратившись лицом к Мекке.

3. Поститься один месяц в году (рамадан, или рамазан).

4. Обязательно раздавать милостыню, своеобразный налог в пользу бедных (закят).

5. Не менее одного раза в течение своей жизни совершить паломничество в Мекку.

Эти требования были понятными, доступными, легко усваивались массами кочевников-скотоводов, воинами, торговцами Ближнего Востока.

В-третьих, для народов, принявших мусульманство, новое вероучение стало достаточным основанием для экспансионистских устремлений. Желание принести истинную веру, приобщить к ней другие земли стало для арабов идеологической основой ведения священной войны.

Мощная экспансия арабов затронула огромные территории. К середине VIII в. под властью арабских халифов находились Аравия, Сирия, Палестина, Месопотамия, Египет, Северная Африка, Пиренейский полуостров, Закавказье, Средняя Азия, Индия. Наступление арабов было остановлено на юге Франции в битве при Пуатье (731), у Константинополя это сделали византийцы (718), противоборствовали им и китайцы. Необходимость ведения военных действий и порядок распределения добычи в немалой степени обусловили формирование феодальных отношений в разных странах.

В-четвертых, важным преимуществом ислама стала его мощная объединяющая сила, центростремительная тенденция. Новое учение не только указывало путь к спасению и содержало в себе идею развития, движения, распространения, но и предложило новую систему ценностей, представленную в Коране. Соблюдение единых правил общежития, обязательных норм поведения, приверженность традиционной, а по существу, общечеловеческой этике превратили толпу в народ и вывели мусульманский средневековый Восток на первые позиции в общецивилизационном развитии.

Мухаммед организовал огромный религиозно-политический союз, во власти которого оказалась значительная часть Аравии. В сильном централизованном государстве, созданном Мухаммедом, верховный правитель был одновременно и религиозным вождем. Мухаммед стремился распространить свое влияние на Палестину и Сирию, но в 632 г. умер, не оставив мужского потомства. По одной из легенд, его отравили. Похоронен Мухаммед в Мединской мечети.

В исламе имелись некоторые ограничения, которые не пришлись по вкусу Владимиру I, выбиравшему религию для Руси. Эти ограничения связаны с тем климатом, который господствовал на территориях распространения ислама. Обрезание крайней плоти у мужчин представляется целесообразной гигиенической процедурой, которая позволяет не накапливаться канцерогенной смегме на головке полового члена. Запрет на употребление вина связан с тем, что в жарком климате пьяного развозит сильнее, чем в холодном, и с более серьезными последствиями. Утверждают, что Мухаммед видел, как его уважаемый, но совершенно пьяный дядя вдруг стал рубить горбы верблюдам. А во время своих путешествий по коммерческим делам Мухаммеду приходилось проезжать через деревню, в которой собирали виноград и делали вино. На обратном пути в этой же деревне он столкнулся с последствиями массового пьянства - убитые люди, сгоревшие дома, осиротевшие женщины и дети.

В советский период мусульмане в СССР не могли себе позволить быть ортодоксальными. В Советской армии не кормили бараниной или телятиной. А на разработках нефтяных и газовых запасов на севере Тюменской области при температурах –40…–50 °C абсолютно трезвому человеку делать было нечего. От друзей-аспирантов из азиатских республик, над которыми иногда начинали подшучивать по поводу участия в застольях, приходилось слышать замечательные культурологические объяснения. «Дорогой, ты не читал Коран и не понимаешь.

Биография Мухаммеда

Мухаммед запрещал пить вино, а по поводу водки и коньяка у него никаких распоряжений нет!»

Русские мужики любят иногда порассуждать о том, что Владимир Красное Солнышко был все-таки не прав, отвергнув ислам. В культовом фильме «Белое солнце пустыни» бойцу Красной Армии товарищу Сухову приходится спасать байский гарем, что позволило Федору Ивановичу помечтать на эту тему. Большинство современных российских мужчин хорошо знают, что Мухаммед разрешил иметь четырех жен не для того, чтобы мужчины развлекались групповым сексом или жили на деньги работающих супруг. Мудрый Мухаммед хотел обеспечить высокую рождаемость и решить проблему социальной защищенности женщин. Каждый современный мусульманин в соответствии с Кораном должен обеспечить всем своим женам равные и достойные материальные условия жизни. Поэтому большинство мужчин-мусульман обходятся одной женой.

ВВЕДЕНИЕ

Известные миру люди – о Пророке Мухаммаде

КОРАН – СВЯЩЕННАЯ КНИГА МУСУЛЬМАН

ИСЛАМСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О БОГЕ

«ПЯТЬ СТОЛПОВ ИСЛАМА»

СТОЛПЫ ВЕРЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

На протяжении многих веков лучшие умы человечества стремились найти рациональное объяснение причин возникновения специфической, иллюзорно-мистической, иррациональной формы мышления человека и понять религию как форму общественного сознания, как социальный феномен.

Возникнув на заре человечества и складываясь веками на основе неадекватного отражения в мышлении людей реальных объективных процессов в природе и обществе, религиозные представления и верования, а также закреплявшие их догмы, культы, ритуалы и обряды опутывали сознание человека паутиной несбыточных иллюзий, искажали его восприятие мира кривым зеркалом фантастических мифов и магических превращений, волшебства и чудес, заставляли создавать все более вычурные и сложные метафизические конструкции мироздания и загробного существования. Укрепляясь в сознании людей, фиксируясь в памяти поколений, религия становилась частью культурного потенциала народа, страны или даже многих стран.

Древние люди, создавая свои религии, заботились о чисто этнических потребностях и рассчитывали на «земляческую» помощь собственных богов. Иные из религий « с местной пропиской» отошли в небытие (порой вместе с породившими их народами), другие же при всей их территориальной ограниченности живут и по сей день.

Ислам - одна из трех (наряду с буддизмом и христианством) так называемых мировых религий, имеющая своих приверженцев практически на всех континентах и в большинстве стран мира. Мусульмане составляют подавляющее большинство населения многих стран Азии и Африки. Ислам является идеологической системой, оказывающей значительное влияние и на международную политику.

В сегодняшнем мире более 700 миллионов человек на вопрос: "Кто ты по вере?" - отвечают арабским словом муслим: "Человек, исповедующий ислам", мусульманин.

"Ислам" в переводе с арабского означает покорность, "мусульманство" (от арабского "муслим")- предавший себя Аллаху.

Основателем ислама является арабский "пророк" Мухаммад (Мухаммед или Магомет), значение которого на общие судьбы человечества трудно переоценить, поэтому на этой исторической личности надо остановиться особо.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОРОКА МУХАММАДА

Биография Мухаммада лишена особой фантастики (в отличие от евангельской биографии Иисуса). Но истоки мусульманской религии нужно искать, конечно, не в биографии отдельных лиц, а в социально-экономических и идеологических условиях, сложившихся в ту эпоху в Аравии.

Аравия была издавна населена семитическими племенами, предками теперешних арабов. Часть их жила оседло в оазисах и городах, занимаясь земледелием, ремеслами и торговлей, часть кочевала в степях и пустынях, разводя верблюдов, лошадей, овец и коз. Аравия была экономически и культурно связана с соседними странами - Месопотамией, Сирией, Палестиной, Египтом, Эфиопией. Торговые пути между этими странами шли через Аравию. Один из важных узлов пересечения торговых дорог находился в Мекканском оазисе, близ побережья Красного моря. Родоплеменная знать обитавшего здесь племени корейш (курейш) извлекала для себя много выгод из торговли. В Мекке образовался религиозный центр всех арабов: в особом святилище Кааба были собраны священные изображения и культовые предметы разных арабских племен.

Были в Аравии и поселения иноземцев, в частности иудейские и христианские общины. Люди разных языков и религий общались между собой, верования их влияли друг на друга. В IV веке в Аравии начался упадок караванной торговли, так как торговые дороги переместились на восток в Сасанидский Иран. Это нарушило экономическое равновесие, державшееся веками. Кочевники, потерявшие доход от караванного движения, стали склоняться к оседлому образу жизни, переходить к земледелию. Возросла нужда в земле, усилились столкновения между племенами. Стала чувствоваться нужда в объединении. Это не замедлило отразиться и в идеологии: возникло движение за слияние племенных культов, за почитание единого верховного бога Аллаха; тем более что евреи и отчасти христиане подавали арабам пример единобожия. Среди арабов возникла секта ханифов , чтивших единого бога. В такой обстановке и развернулась проповедническая деятельность Мухаммада, вполне отвечавшая общественной потребности. В его проповедях, собственно, не было почти ничего нового по сравнению с религиозными учениями иудеев, христиан, ханифов: основное у Мухаммада - строгое требование почитать только единого Аллаха и быть безусловно покорным его воле. Само слово "ислам" означает покорность.

"Свидетельствует Аллах, что нет божества, кроме него, и ангелы, и обладающие знанием, которые стойки в справедливости: нет божества, кроте него, великого, мудрого! Поистине, религия пред Аллахом - ислам…" (3:16-17).

Во время джахимейи – так именуется доисламская эпоха, когда арабы не знали истинного Бога, — в Мекке устраивались большие торговые ярмарки. В святилище Кааба ("куб") и на запретной территории ("харам") нельзя было ссориться, проливать кровь. Ибо все это могло оскорбить религиозные чувства разных арабских племен, каждое из которых поклонялось своим божествам, но одинаково чтило Каабу.

В центре языческой Каабы стоял Хубал; древние арабы чтили это божество племени курейш как повелителя небес и луны, властелина громов и дождя. Изваяние Хубала в образе человека с золотой рукой было выполнено из сердолика (золото заменило некогда отбитую каменную руку). Находившийся с древних времен в Каабе черный камень (по мнению ученых, имевший метеоритное происхождение) олицетворял небесную силу Хубала.

Вокруг главного божества располагались многочисленные идолы – бетилы, изображавшие другие аравийские божества (до 300 в Каабе).

Жили в Мекке и иудаисты, и христиане, а так же ханифы – аскеты, благочестивые люди, исповедовавшие строгое единобожие. Пантеон языческой Мекки состоял из множества богов, один из которых носил имя Аллах.

Мухаммад родился в Мекке 29 августа 570 года от Рождества Христова — был понедельник, 12 раби аль-ауваль, год Слона (по лунному календарю) – отмечается 12 числа месяца раби ал-аввай по лунному календарю. Маулид – день рождения пророка совпадает с днем смерти Мухаммада. Символичное совпадение дат рождения и смерти, т.е. рождения для вечной жизни, было дано Мухаммаду Творцом в знак его особой миссии носителя Откровения, последнего, как считает ислам, Пророка в истории человечества.

Согласно преданиям, рождение Мухаммада было предсказано пророками Ибрахимом (Авраамом), Исмаилом, Мусой (Моисеем) и Исой (Иисусом Христом). В этих "двойных" именах нет ничего странного, поскольку ислам относится к так называемым авраамическим религиям, и мусульмане наряду с иудеями и христианами почитают одних и тех – же ветхозаветных пророков, а так же Иисуса Христа как одного из них.

Мухаммад происходил из храброго и знаменитого племени Курейш. Дед его Абд ал-Мутталиб был старейшиной племени, хранителем Каабы, то есть очень почитаемым человеком. Отец его Абдулла бин Абдул Мутталиб умер, так и не увидев своего сына. В течение 4 лет Мухаммад жил обычной жизнью мальчика из кочевого племени в аравийской степи, куда увезла его из Мекки кормилица Халима. С матерью Аминой мальчику было суждено прожить всего два года. В 6 лет он остался полным сиротой.

Вначале воспитанием будущего пророка занимался его дед Абд ал-Мутталиб, а после его смерти — дядя Абу Талиб. В семье дяди Мухаммад вел относительно самостоятельную жизнь, присутствуя при обсуждении важнейших общественных дел, при спорах на религиозные и моральные темы, при рассказах о торговых путешествиях, о приключениях в далеких странах, о преданиях старины и обычаях разных племен и народов. Всё это способствовало его духовному развитию.

Мухаммад о своем детстве и юности говорил впоследствии просто и лаконично: "Я был сиротой". Сирота достигает зрелости раньше других детей. Он чувствует страдания сирот и сопереживает им в жизни.

В возрасте 12 лет Мухаммад совершил свое первое длительное путешествие с караваном своего дяди Абу Талиба в Сирию, выполняя посильную для своих лет работу. Продолжительное (полгода) и увлекательное путешествие позволило подростку познакомиться с разнообразными ландшафтами его родины — Аравии, ближе познать жизнь простого народа.

Примерно к 20 годам Мухаммад начал совершенно самостоятельную жизнь, без формальной опеки Абу Талиба. К этому времени полностью определился род его занятий — он был человеком, сведущим в торговле, умел водить караваны, нанимаясь к зажиточным торговцам в качестве приказчика, проводника караванов или торгового агента. По словам арабских историков, Мухаммад слыл человеком безукоризненной репутации, отличался прекрасные характером, честностью и добросовестностью, умом и сообразительностью, верностью данному слову.

В 25 лет Мухаммад женился на богатой вдове Хадидже. Брак их оказался на редкость счастливым. Хадиджа стала для своего мужа не только любимой женой, но и лучшим другом, советчиком и помощником на его трудном поприще пророка. Она родила ему детей: Касема, Абдуллу, Зейнаб, Рукаю, Ум-Кульсум и, наконец, Фатиму-захра ("прекрасную", "блестящую"). К огромному горю родителей, сыновья их умерли в детстве.

Еще во время торговых путешествий, наблюдая религиозные верования разных народов, особенно иудеев и насара (христиан), сравнивая их с идолопоклонством своих единоплеменников, Мухаммад отмечал положительные и отрицательные качества этих религий. Он много размышлял о вере, о Боге и окончательно пришел к выводу, что Бог (Аллах) — один, и никакой идол не может его заменить. Сделанный руками людей, идол не может исполнять функции Аллаха. Поэтому поклоняться идолам — преступление перед единым Аллахом. Мухаммад молился Всевышнему Аллаху в полном одиночестве. Благополучный брак дал Мухаммаду обеспеченную жизнь, позволявшую иметь достаточно свободного времени, которое на протяжении многих лет он посвящал религиозным исканиям. Духовное напряжение, побуждавшее Мухаммада к раздумьям о цели и смысле жизни, об основах мироздания, с годами все крепло и, наконец, оформилось в убеждение, что именно ему уготовано узнать истинного Бога и выполнить миссию возвещения соплеменникам истинной веры.

Пророк Мухаммед (Магомет), основатель ислама, родился в Мекке приблизительно в 570 году (по некоторым версиям - 20 или 22 апреля 571 года). Отец Мухаммеда умер незадолго до его рождения, а когда мальчику было 6 лет, он потерял мать. Спустя два года скончался дедушка Мухаммеда, который отечески заботился о нем. Юного Мухаммеда воспитал его дядя Абу Талиб.


В 12 лет Мухаммед вместе с дядей отправился по торговым делам в Сирию, и окунулся в атмосферу духовных исканий, сопряженных с иудаизмом, христианством, иными вероисповеданиями.

Мухаммед был погонщиком верблюдов, затем торговцем. Когда ему исполнился 21 год, он получил место приказчика у богатой вдовы Хадиджи. Занимаясь торговыми делами Хадиджи, он побывал во многих местах и везде проявлял интерес к местным обычаям и верованиям. В 25 лет он женился на своей хозяйке. Брак был счастливым.

Но Мухаммеда влекло к духовным исканиям. Он уходил в пустынные ущелья и в одиночестве погружался в глубокое созерцание. В 610 году в пещере горы Хира Мухаммед увидел светящуюся фигуру Бога, который приказал ему запомнить текст откровения и назвал его «Посланником Аллаха».

Начав проповедовать среди близких, Мухаммед понемногу расширял круг приверженцев. Он призвал своих соплеменников к единобожию, к праведной жизни, соблюдению заповедей при подготовке к грядущему божьему суду, рассказывал о всемогуществе Аллаха, создавшего человека, все живое и неживое на земле.

Свою миссию он воспринимал как поручение от Аллаха, а своими предшественниками называл библейских персонажей: Мусу (Моисей), Йусуфа (Иосиф), Закарию (Захария), Ису (Иисус). Особое место в проповедях было отведено Ибрахиму (Авраам), который был признан праотцом арабов и евреев, и первым, кто проповедовал единобожие. Мухаммед заявлял, что его миссия заключается в восстановлении веры Авраама.

Аристократия Мекки усмотрела в его проповедях угрозу своей власти и организовала заговор против Мухаммеда. Узнав об этом, соратники пророка уговорили его покинуть Мекку и перебраться в 632 году в город Ясриб (Медина). Там уже обосновалась часть его сподвижников. Именно в Медине сформировалась первая мусульманская община, достаточно сильная для того, чтобы совершать нападения на караваны, идущие из Мекки. Эти действия воспринимались как наказание мекканцев за изгнание Мухаммеда и его сподвижников, а получаемые средства шли на нужды общины.

В дальнейшем древнее языческое святилище Кааба в Мекке было объявлено мусульманской святыней, и с этого времени мусульмане стали молиться, обращая свои взоры на Мекку. Жители самой Мекки долго не принимали новой веры, но Мухаммед сумел их убедить в том, что Мекка сохранит свой статус крупного коммерческого и религиозного центра.

Незадолго до своей кончины пророк посетил Мекку, где сломал все языческие идолы, стоявшие вокруг Каабы.

Психологические комплексы