Стрибог бог славян какой камень соответствует. История персонажа

Стрибог – Владыка воздушного пространства, Повелитель ветров и бурь. Ветры, согласно «Слову о Полку Игореве» , суть Стрибожьи внуки: «Се ветри, Стрибожи внуци, веютъ съ моря стрелами на храбрыя плъкы Игоревы» .

Удел Стрибога – меж Землёй и Небом, меж обителью людей и Обителью Богов.

2. СТРИБОГ: ЗНАЧЕНИЕ ИМЕНИ

Стрибог упоминается в многочисленных христианских «Поучениях против Язычников» , например, в «Слове о поучении против Язычников» 17 в.: «Ещё и иныя идолы мнози бяху по имени Утъляд или Осляд, Корша или Корсъ, Дашуба или Дажбогъ, Стриба или Стрибогъ» .

Само Имя Стрибога связывают со старославянск. «стърга» – «распространять», «простирать» (Стрибог – как Бог Ветров и воздушного пространства). А тако же с «сътъерти» – «стереть», «сразить», «уничтожить» (Стрибог – в Его Воинском Проявлении).

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля находим среди прочих слова:

1) Стрый – отцов брат, дядя по отцу;

2) Стрыти ,стрывати – стирать, сокрушать;

3) Стрела – копейцо, пускаемое с лука.

Однокоренные и родственные Имени Стрибога слова: СТР емительный и бы СТРЫЙ ,СТР ела и СТР емление, про СТР анство и СТР ах.

Согласно народным верованиям:

1) Ветры – Стрибожьи вестовые, Божские посланцы;

2) Ураган – воплощение Гнева Могучего Бога (Стрибога в Его Карающем Проявлении), наводящего ужас и страх на всех тех, кто живёт не по Прави;

3) Стриж – птица Стрибога, прилетающая на Русь по весне вместе с тёплыми ветрами.

3. СТРЫЙ-БОГ

Стрибог – Стрый-Бог, Старый Бог. Ветры буйные – Стрибы младые – вести Ему приносят, требы наши Ему возносят, а тако же костров жертвенных наших дымы клубят-вьют – Знаки Свыше нам подают.

4. ДЫХАНИЕ РОДА

Во Вселенной Стрибог – Космический Ветер, Дуновение Изначального, олицетворение Дыхания Всебога Рода, Вечной Пульсации Миров. Выдох Рода – рождение бесчисленных Вселенных, Его Вдох – Великое Возвращение всего сущего к Истоку Бытия. Стрибожьи ветры, дующие в Поднебесной, суть земное отображение Вселенского Дыхания Рода. В Голубиной Книге сказано:

Оттого зачались Буйны Ветрушки – От Самого-то от Дыхания Родова…

Дыхания Вечности гул в песнях ветров услышь, Древнюю Веду Древних Богов прочти – узри Вещим Оком, Мудрости Вышней отверстым. И вмиг Дуновеньем незримым сметёт Старый Бог с пробуждающейся души твоей всё наносное, всё иншее – всю маяту слепую, невежества твоего мёртвые пелены!

5. ОТ ЖАРА СВАРОЖЬЕЙ КУЗНИ…

Стрибог – Тот, Кто рождён от Жара Сварожьей Кузни, Формообразующий Вихрь Творческой Мощи Отца-Сварога, разделивший и упорядочивший неразделённую и бесформенную Первоматерию – Плоть Великой Матери-Прародительницы.

6. ДЕТИ СТРИБОГА

Дети Могучего Стрибога – четыре Ветра четырёх Сторон Света:

1) Посвист-Хладовей – ледянящий души Серверный Ветер;

2) Догода-Тепловей (Погода) – тёплый Южный Ветер;

3) Сумрачный Западный Ветер – посланец Смерти;

4) Светлокрылый Восточный Ветер – вестник Рассвета.

От сих четырёх сынов Стрибога народились все остальные ветры – Стрибожьи внуки.

7. ВЕТРЫ – ТОКИ СИЛЫ

Есть ветры земные – токи воздуха в пространстве, и есть ветры иные – токи Силы в тонком теле человека, струящиеся втайне под покровами нашей плоти, раскручивающие ветряные колёса, кои расположены вдоль оста (позвоночника) человека. И как ветры земные доносят до Богов рекомые нами славы и воскладаемые на Огонь требы, так ветры иные доносят до Богов наши внутренние требы, приносимые нами на сокровенном внутреннем Огне.

8. СТРИБОГ КОЛОГОДНЫЙ

В Кологоде выделяют четыре Святодня, посвящённых Стрибогу особливо:

1) Стрибог Вешний – 5 цветеня/апреля, когда начинают дуть тёплые ветры;

2) Стрибог Летний или Ветрогон – 8 серпеня/августа, когда ветры приносят первые вести о грядущей осени;

3) Стрибог Осенний или Листобой – 20 вересеня/сентября, когда ветры приносят осенние холода;

4) Стрибог Зимний или Весновей – 21 лютеня/февраля, когда ветры приносят первые вести о грядущей весне. Како речено во Слове Вещем:

СТРИБОГ-ВЕСНОВЕЙ ТЕПЛОМ ПОПРИГРЕЙ ПЛАМЕНЕМ СВАРОЖЬИМ ГРЯДИ НА ПОРОЖЬЕ БУДИ СОЛНЦЕ ЯСНО ВОДИ ВЕСНУ КРАСНУ СВЕТЛУ СУРЬЮ ЛЕЙ БЛАГА МНОГИ ДЕЙ! ГОЙ! СЛАВА!

А тако же:

ПРИМИ СТРИБОЖЕ ПОКЛОНЫ НАШИ ПРИМИ СТРИБОЖЕ ТЕПЛО ОГНЕЙ НАШИХ ПРИМИ СТРИБОЖЕ ТЕПЛО РУК НАШИХ ПРИМИ СТРИБОЖЕ ЖАР СЕРДЕЦ НАШИХ ВОЗРЕЙ СТРИБОЖЕ НАД ОБЛАКАМИ ПОВЕЙ СТРИБОЖЕ ТЕПЛЫМИ ВЕТРАМИ НА НАШИ ДОМЫ НА НАШИ ДВОРЫ ТЕПЛОМ ВЕСЕННИМ ТВОИ ПОТВОРЫ ОГНЕМ СВАРОЖЬИМ РАСТОПИ ЗИМУ СЛАВЬСЯ СТРИБОЖЕ ВО ЯРЕ СИЛЕ! ГОЙ! СЛАВА!

9. ИЗОБРАЖЕНИЯ СТРИБОГА

Стрибога изображают в облике бородатого Старца, плывущего на струге во волнам Мирового Окиян-Моря либо летящего на воздушном корабле над Землёй (плывущего на лодье по синим Хлябям Небесным), держащего в руках копьё и трубящего в рог. Тако же Стрибог может изображаться в облике Разящего Лучника, держащего в руках лук со стрелами.

10. СТРИБОГ РАЗЯЩИЙ

Стрибог – Бог грозный, над полями битв реющий, копьём разящий. В смерчах и ураганах – битвах воздушных – ярится Стрибог, вержет наземь дивей облачных, стрит-разит инших остриём копейным на Световидов Крест – на все четыре стороны Света. И Стезями Вещего Бога – спиралями Небесных зарений – восходит незримо во Свет, что сего Света светлей…

11. ВЕТЕР СТРАНСТВИЙ

На все четыре Стороны – на все четыре Ветра – Белый Свет окрест расстилается, путями-дорогами сопрядается, дивами дивными полнится. Как от Алатыря-Камня четыре Стези расходятся – от Рода Самого четыре Сословия ведутся:

1) Оратайское – Сословие землепашцев – честных тружеников (Стихия – Земля);

2) Купеческое – Сословие людей, честный торг ведущих (Стихия – Вода);

3) Ратайское – Сословие воинов хоробрых (Стихия – Огонь);

4) Волховское – Сословие людей, Богам Родным паче маяты мирской преданных (Стихия – Воздух).

И ждут честны оратаи Даров Стрибожьих – ветров, тепло и влагу животворящую приносящих.

И ждут сметливые купцы Даров Стрибожьих – ветров, надувающих паруса их ладей быстроходных.

И ждут хоробрые воины Даров Стрибожьих – ветров, распаляющих пламя сторожевых костров.

И ждут Мудрые волхвы Даров Стрибожьих – Ветров Тайных, возносящих их помыслы выше птиц летучих и туч идучих, – Ветров, летящих незримо сквозь пространство и время – за Кромку этого Мира, за виднокрай, куда проникает один лишь взгляд Ока Мудрости Вещего Бога, в рассветающую Самосиянным Светом Всебога Рода дальнюю даль…

12. ИЗ ВЕДЫ СТРИБОГА

1) ВОЗВЕЙ СТРИБОЖЕ УГОРЬЯ ОСТРОЖЕ НЕВЗГОДЫ ИСТОРЖЕ ВИХРИ ВОРОШЕ ПОВЕЙ СТРИБОЖЕ ВЕТРА ВСЕПОГОЖИ ВО ПОЛЕ ПРИГОЖЕ СТАНЬ НЕБОХОЖЕ ВЕТРА СТРИГУЧИ С НЕБЕСНОЙ КРУЧИ ДО НАС ИДУЧИ БЛАГО ДАРУЮЧИ ПЕПЕЛ РАЗВОРОШИ УГЛИ РАСТРЕВОЖИ ОГОНЬ ДОБУДИ ПОЛЫМЯ РАЗБУДИ КРЫЛА РАЗВЕВАТИ ДУБРОВЫ КАЧАТИ ПО СВЕТУ ЛЕТАТИ УСТАЛИ НЕ ЗНАТИ ПО ДОЛУ ХОРОВОДИ СЕРЕДИ НАС ХОДИ СЛАВУ ГОРОДИ ДА ТАКО БУДИ! ГОЙ! СЛАВА!

2) ВЕЙ СТРИБОЖЕ ВЕЙ СЕЙ ВЕТРАМИ СЕЙ СТРИ СТРЕЛАМИ БУРЬ ЯРИ СУРЬЮ СТРУЙ СИЛЫ НЕ ЖАЛЕЙ МОРОКОВ РАЗВЕЙ ОСТРИЯ ВОСТРИ ВО ПРОСТОР ПРОСТРИ ДЕД ВЕТРАМ ВОЗРЕЙ НАД ЗЕМЛЕЮ ВСЕЙ ХЛЯБЯМИ ВОДИ ДИВИИ ЛОДЬИ СОРОКА ОГНЕЙ ВИХОРЬ-КРУГОВЕЙ УГЛИ РАСПАЛИ ПЛАМЯ ВСПОЛЫМИ! ГОЙ! СЛАВА!

3) ГОЙ ДИВЕ СТРИБОЖЕ ЕСИ ВО СВАРОЖЬЕ ВОЗВЕЙСЯ ВОЗВЕРТИ ТЫ ВО КОЛОВЕРТИ ВЕТРОМ ОБЛИЧАЙСЯ ВИХРЕМ ВЕЛИЧАЙСЯ ОГНЬ-ПЛАМЕНЬ ТЫ РАЗДУЙ О ЯВИ ВОЗРАТУЙ БО ОБЕРЕГ ЕСИ ТЫ ВСЕЙ НАШЕЙ ВЕСИ ТОБОЙ ХЛЯБИ ПИТЫ ТОБОЙ ТУЧИ ВИТЫ ЧИСТЫ ТРЕБЫ ВЗЯТЫ А ИНШИ ПОРАТЫ ДО СВАРГИ ВОСХОЖЕ БУДЬ СЛАВЕН СТРИБОЖЕ! ГОЙ! СЛАВА!

4) ГОЙ ВЕТЕР-ВЕТРИЛА! ГОЙ СТРИБОЖЬЯ СИЛА! ОТ СЕМИ МОРЕЙ ОТ СЕМИ КАМНЕЙ ОТ СЕМИ ВЕТРОВ ОТ СЕМИ КОСТРОВ ПОДИ ПО ДОЛЕ ГУЛЯЙ ПО ВОЛЕ ОКРУТИ-ВЕРТИ ВО КРУГОВЕРТИ НАД МОРЕМ НАД ОКИЯНОМ НАД ОСТРОВОМ БУЯНОМ НАД КАМНЕМ АЛАТЫРЕМ НАД МАРИНЫМ ПУСТЫРЕМ ВЕЗДЕ ЛЕТАЙ А НАС НЕ ЗАМАЙ ДО ИРЬЯ ВСХОДИ А НЕМОЧЬ ОТВОДИ ОТ ЛЮДЕЙ ЛИХО А ГРЯДИ ТИХО НА НАШИ ПОЛЯ ПО НАШУ ДОЛЮ ГОЙ ВЕТЕР-ВЕТРИЛА! ГОЙ СТРИБОЖЬЯ СИЛА! ГОЙ! СЛАВА!

5) ВЕТРЫ СТРИБОГА БОЖЬЯ ПОДМОГА РЕЮЩИ СМЕЛО НАД КАМЕНЬЕМ БЕЛЫМ НАД МОРЕМ-ОКИЯНОМ НАД ОСТРОВОМ БУЯНОМ НАД ГОРОЙ ВЫСОКОЙ НАД ПАДЬЮ ГЛУБОКОЙ НАД ВСЯКОЙ ВЕСЬЮ ПОЮЩИ ПЕСНЮ О ВОЛЬНОЙ ВОЛЕ О БОЖСКОЙ ДОЛЕ О СЛАВНОЙ СЛАВЕ О СТЕЗЕ ПРАВИ ВЕЛИЧАЙТЕСЬ МНОГО ВЕТРЫ СТРИБОГА! ГОЙ! СЛАВА!

6) ВЕТРЫ СТРИБОЖЬИ СИЛЫ СВАРОЖЬИ ВЕТРЯНО ПЛЕМЯ МЕЖ НЕБОМ ДА ЗЕМЬЮ НАД СИНИМ МОРЕМ НАД ЧИСТЫМ ПОЛЕМ НАД ВСЯКОЙ БРАНЬЮ НАД ВСЕМ РОСТАНЬЕМ ВАШИ ВЛАДЕНЬЯ ТРЕБЫ-ХОТЕНЬЯ ЛЮДСКИ МОЛЕНЬЯ БОЖСКИ ВОЛЕНЬЯ ДО СВАРГИ ВСХОЖИ ОБРАТНО ТОЖЕ ДАРЫ ВО МЕРУ СЛАВЫ ПО ДЕЛУ СЛАВЬТЕСЬ СТОРУКИ СТРИБОЖЬИ ВНУКИ! ГОЙ! СЛАВА!

7) ВЕЛИК ДИВ СТРИБОГ ДУЙ ТЫ НА ВОСТОК НА СЕВЕР ДУЙ НА ЮГ НА ЗАПАДНОЙ ЛУГ ВЕЙ ПО ВСЕ ПОРОГИ ВОРОШИ ДОРОГИ КРЫЛА ПРЯМИ БОЛЕ ВИХРИ ВЗДЫМИ ГОРЕ ЛЕТИ ВО ПРОСТОРЕ ПУТЬ ПРОТОРЕ ДОЛЕ ТРУБИ ВО СВОЙ РОГ ВЕЛИК ДИВ СТРИБОГ! ГОЙ! СЛАВА!

8) ВОЗВЕЙ СТРИБОЖЕ СТРЕЛУ ВОСХОЖУ ЗЕМНЫЕ ТЯГИ САМ ПРЕВОЗМОЖЕ УГЛИ ВОРОШИ ОГОНЬ ВОРОЖИ ВОСТРИ ОСТРОЖЕ МЕЧИ ДА НОЖИ ХЛЯБИ ТРЕВОЖИ ЗЕМЛЮ СТОРОЖИ СТРЕЛУ ВОСХОЖУ ВОЗВЕЙ СТРИБОЖЕ! ГОЙ! СЛАВА!

9) ВЕТЕР-ВЕТРИЛА МОГУТНА СИЛА СО МАЛЫ ДЕТУШКИ СО БУЙНЫ ВЕТРУШКИ СТРИБОЖЬИ ВНУЧИИ СТРЕЛЫ ЛЕТУЧИЕ ВО СВЕТЕ БЫСТРЫЕ ВО ЯРИ ИСТЫЕ ПО ВЕК ЛЕТАЙ А НАС НЕ ЗАМАЙ ОТ ВЕКУ ВВЕК ЛЮДЯМ ОБЕРЕГ! ГОЙ! СЛАВА!

10) СТРИБОЖЕ ТРУБНО ВОЗЗВАШЕ НА ВОЗДУСЯХ ВОССЕДАШЕ С ПОЛЫМЯ ТРЕБЫ ПРИМАШЕ ДО СВАРГИ ЗЛАТОЙ ВОЗДАШЕ РАЗВЕЙ ТЫ НАШИ КРУЧИНЫ РАСТОЧИ ИНШИ ЛИЧИНЫ ЯКО СВАРОГОМ ЯВЛЕНО ДА БУДЕ ТОБОЙ ВОССТАВЛЕНО! ГОЙ! СЛАВА!

11) СТРИБО ЛЕТИ СТРЕЛЫ МЕТИ ИНО СТРИТИ ДОБРУ БЫТИ РОДУ ГОЖЕ НЕБОХОЖЕ КРИВУ РАТИ ПРАВИ РАДИ ЯКО БЫСТЕ ЯКО БУДЕ ДОБРУ БЫТИ ДОБРО БУДЕ! ГОЙ! СЛАВА!

12) СТРЫЕ ВИТЕ СУРЕ СЫТЕ БОЖЕ ВЕСЕ ПОДНЕБЕСЕ ЯРЕ ЛЕТЕ СТРЕЛЫ МЕТЕ ОГНЕ КРЕСЕ СЛАВЕН ЕСЕ! [СЛАВЕН ЕСЕ СЛАВЕН ДНЕСЕ СУРЕ СЫТЕ СТРЫЕ ВИТЕ!] ГОЙ! СЛАВА!

13) СТРИБО ВЕЙ МРАК РАЗВЕЙ ВСПОЛЫМИ ОГОНЬ-ПЛАМЕНЬ В ЗВОНЦЫ БЕЙ УГЛИ ГРЕЙ РАСПАЛИ ГОРЮЧ-КАМЕНЬ! ГОЙ! СЛАВА!

14) СТРИБО ВИЛЕ ВЕТРЕ СИЛЕ СТРИБО СТРЫЕ ВЕЗДЕ СЫЕ СТРИБО РАЕ НЕ ЗАМАЕ СТРИБО ДАРЕ ВЯЩЕ СЛАВЕ! ГОЙ! СЛАВА!

15) ВОССЛАВИСЯ ЛЕПЫЙ БОЖЕ ВО РОГ ПРОТРУБИ ДОГОДЕ ЗЕМЛЕ ПРИНЕСИ ДОСТАТОК А С НАМИ БЛАГОЙ ПРЕБУДИ! ГОЙ! СЛАВА!

16) ПОСВИСТ-ЛИСТОБОЙ СТРИБОЖИЙ ВЕСТОВОЙ ТЫ ЛЕТИ ЗА СЕМЬ ВЫСОКИХ ЛЕСОВ ЗА СЕМЬ ГЛУБОКИХ МОРЕЙ ТЫ НЕ ТРОНЬ МОВО СЛЕДА УНЕСИ ЛИХИЕ БЕДЫ С ЛИЦА АЛОЙ ЗАРИ ПОДЫМИ ПЕРО ВОРОНЬЕ СУХОВЕРТЬ УНЕСИ ТЫ ЗА СЕМЬ ВЫСОКИХ ЛЕСОВ ЗА СЕМЬ ГЛУБОКИХ МОРЕЙ! ГОЙ!

Слава Роду!

Писано Велеславом – волхвом Русско-Славянской Родноверческой Общины «РОДОЛЮБИЕ» на Родной Земле в лето 4414 от Основания Словенска Великого (лета 2005 от н.х.л.) – во славу Родных Богов!

Стрибог (Ветровей, Ветродув, Стриба) – славянский Бог Воздуха и Ветра, отец всех ветров. Стремительный Стрибог первым узнает новости и старается успеть везде, он участвует во многих славянских мифах, помогает другим Богам. Стрибог – Бог стихии Воздуха, один из славянских стихийных Богов, к которым традиционно обращаются в заговорах и обрядах.

Стрибог – один из Сварожичей, детей Бога Сварога , Небесного Отца. Однако, Стрибог рожден не Матерью Ладой . Славянский Бог Ветра появился, когда Сварог ударил своим молотом по Алатырь-камню. Это было во времена, когда Боги готовились к первой войне между Правью и Навью, где встретились светлые и темные Боги славян.

У Стрибога много сыновей и внуков. Среди них Догода – Бог Хорошей Погоды и Теплого Ветра. Посвист – Бог Бурь и Холодных Ветров. Подага – Бог Жарких Ветров. Сиверко – Бог Северного Ветра. Полуденник и Полуночник – легкий дневной ветерок и ветерок ночной.

Легенды и мифы о славянском Боге Стрибоге

Славянский Бог Ветра Стрибог участвует во многих славянских мифах. От быстрого Бога Ветра и его сыновей мало что может укрыться в мире Яви, поэтому славянские Боги обращаются к ним, когда хотят узнать новости. Стрибог и его сыновья часто бывают и вестниками Богов. Иногда для этого Стрибог оборачивается птицей Стратим.

Стрибог вместе с другими Богами-Сварожичами помогал найти Перуна , похищенного Скипер-Зверем . Стрибог летал над миром в образе птицы Стратим и искал Перуна вместе с другими Богами, но нигде в мире Яви не встретили Боги Перуна. Когда Перуна помог найти его волшебный конь, Стрибог и его сыновья-ветра помогли разрушить гору земли и песка, под которой был спрятан спящий Перун.

Оберег – символ Бога Стрибога

Символ славянского Бога Ветра называется Стрибожич, или Вихрь , и напоминает ветряную мельницу или закручивающийся вихрь. Оберег Стрибога постоянно находится в движении, подобно самому Богу Воздуха. Такие символы встречаются на украшениях, вышивке, в северной домовой резьбе. Оберег Стрибога носят, чтобы защититься от непогоды, от несчастных случаев и бедствий. Знак Стрибожич дает почувствовать радость жизни, помогает в работе, особенно если человек хочет добиться славы, признания.

Ещё один символ Стрибога называется Птица оберег . Этот знак изображен на славянских Резах Рода.

Атрибуты Бога Стрибога

Животное – все птицы.

Геральдика, предметы – перо.

Треба (подношение) – мука, зерно, ленты, хлеб.

Стрибог в северной традиции гадания и магии

На славянской Резе Стрибога изображен символ Птица, связанный со стихией воздуха.

Номер Резы – 16.

Реза Стрибога выпадает, когда спрашивающему необходимо научиться быстро ориентироваться в ситуации, менять решение при необходимости, пользоваться моментом. Бог Ветра учит радоваться жизни, получать удовольствие от её непостоянства и перемен. Однако, не стоит становиться и слишком ветреным человеком.

Подробнее о значении Резы Бога Стрибога в гадании в статье «Реза Рода Стрибог» .

Праздники, где чествуют Стрибога, Бога славян

8 августа – летний день Стрибога, время, когда теплые летние ветра постепенно сменяются осенними.

21 августа (серпеня), по новому стилю, русские отмечали День Стрибога (Стрыя). Современные культурологи, почему то убеждены в том, что наши предки были наивно-дремучими, и поклонялись силам стихии и духам, словно туземцы, пребывающие на уровне родоплеменного строя, не развившиеся выше звериного мифологического сознания. Между тем, дело обстоит ровно наоборот.

Это нынешние учёные наивны и невежественны, не могут постичь то, что для наших предков было ясно как день. Не деревянным идолам они поклонялись, а знали об истинном устройстве мира куда больше современных академиков. При чём, с самого раннего детства. Те малочисленные осколки знаний о мировоззрении славян, которые дошли до нас, это всего лишь ответы взрослых на вопросы, заданные им детьми.

Ну что вы, например, ответите четырёхлетнему ребёнку, услышав его вопрос о том, что такое интерференция световых волн? Примерно такая история приключилась, на мой взгляд, и со всем тем огромным массивом знаний, который ныне зовётся «мифологией». Осознав это, совершенно иначе начинаешь осмысливать «верования тёмных язычников древней Руси». Вот, что нам говорят учёные о том, кто такой Стрибогъ:

«Стрибог (др.-рус. Стрибогъ) - в древнерусском язычестве божество с не вполне ясными функциями - возможно бог ветров или связан с атмосферой.

Согласно «Повести временных лет», идол Стрибога был установлен в Киеве в 980 году князем Владимиром в числе прочих богов. Стрибог как дед ветров упомянут в «Слове о Полку Игореве» («Се ветри, Стрибожи внуци, веют с моря стрелами на храбрыя плъкы Игоревы»), что, вероятно, указывает на атмосферные функции Стрибога. Стрибог упоминается также в древнерусских поучениях против язычества».

Честно говоря, подобные толкования более походят на попытку оскорбить моих родителей и их родителей. Немного мягче говорят о Стрибоге этнографы и культурологи:

«Стрибог (Стрый, Ветрыла) – один из верховных богов в древнеславянской культуре. Был рожден из дыхания Рода. Брат Сврога и дядя Семаргла, Даждьбога и Перуна.

Стрибог вместе со Сварогом и Семарглом одолел Чернобога в Изначальной войне. Он бился с Перуном плечом к плечу против ужасного Скипера. Также Стрибог помогал Хорсу в борьбе с Месяцем. Таким образом, Стрый является достаточно воинственным богом, не пропустившим ни одного более-менее крупного сражения между обитателями Ирия и их врагами.

Наши предки считали Стрибога богом ветра, иногда называя его Рассеивателем богатства (по причине крутого нрава). Стрибог фактически являлся безраздельным правителем воздушного пространства (как Паральда у Парацельса и розенкрейцеров). Ему подчинялись все птицы и эфирные духи-ветра. Изображался седовласым могучим стариком в лазурных одеждах с золотым луком в руках. Жил он на краю Прави и редко общался с другими богами, приходя лишь тогда, когда была необходима его помощь в битве с силами тьмы.

Ветры, в особенности те, что вызывают смерчи, всегда были явлением таинственным и несколько пугающим. Славяне заклинали смерчи, призывали на помощь Перуна, бросали в них ножи, камни, били палками. Все ветры, тихие ли, сильные ли, ласковые ли - все они дети и внуки Стрибога. Имена их: Посвист, Сиверко, Подага, Полуденник и Полуночник».

Уйти от догматизма о том, что язычество это многобожие, не получается, практически, ни у кого. Между тем, можно же предположить, что слово «бог» для наших предков было наполнено совершенно иным смыслом, далёким от религиозного мировоззрения, пронизанного мистицизмом и верой в чудеса. А русские ни в какие чудеса не верили, и точно знали, что они потомки Бога Рода.

Род, это тот, кто создал всё, что может человек видеть, чувствовать, и фиксировать другими доступными ему способами. Род имел и другие имена: - Спас (Spaсe), и Слов:




А изображался он так:




Считается, что это оригинал Спаса Нерукотворного, который хранился в московском кремле, а на знамёнах полков и на иконах, были списки именно с этого изображения. Исследователи предполагают, что из кремля плащаница была похищена польскими солдатами во время интервенции 1612г. и передана в дар Папе, главе католической церкви. Некоторые исследователи идут в своих версиях ещё дальше. Они утверждают, что все крестовые походы на Россию совершались именно ради добычи этого артефакта.

Сегодня уже почти никто не знает о том, что вплоть до двадцатого века в России ещё прекрасно помнили о том, что Иисус был вовсе не Иисусом, а воплощением бога Слова на Земле, посланным к потомкам Исраэля, чтобы вразумить их, и убедить в том, что нарушать все установленные нормы морали, это нехорошо.

Так вот отец того, кого принято называть Иисусом, на самом деле и был богом по имени Род (Слов/Спас). Он вообще отец всех нас. Всех тех, кто помнит, что он наш отец. И это наша песнь Роду, оказалась каким-то образом в библии: - «Отче наш, сущий на небесах…». Отец, а не господь! Разница существенная.

Отцом он был и для Сварога с Макошью. И тут, похоже, мы снова сталкиваемся с тем самым случаем, когда не понимаем изначального смысла некоторых слов. Говоря сегодня, «Богородица», у нас мгновенно срабатывает вложенный в наши головы стереотип о том, что слово богородица означает «та, кто родила бога». Но мне думается, что ранее это слово было наполнено иным смыслом. Святая Мария тут абсолютно ни при чём. Богородица, это та, которую создал бог Род. А учитывая, что Стрибог это дыхание Рода, то складывается уже знакомая нам по христианскому учению, Святая троица:

Род это Бог – отец,
- Сварог это Бог – сын,
- Стрибог это Святой дух.

Вот вам и «Во имя Отца и Сына, и Святага духа». Как говориться, Аминь!

Христиане верят, что, Святой Дух на протяжении всей истории нисходил на отдельных людей с целью облечь их сверхъестественными способностями: на пророков, священников, праведных иудейских царей, апостолов, христианских мучеников и всех святых. А наши предки не верили, а знали, что Святой дух, или Стрибог, это дыхание Бога-отца Рода. Энергия, которая делает человека практически равным Создателю, нашему общему отцу богу Роду (Слову/Спасу).

Стрибог вовсе не старик с раздутыми щеками, и не деревяшка покрытая резьбой, и не дух ветров и ураганов, но это то, что помогает человеку совершать невозможное, с точки зрения для тех, кто предпочитает верить и не сомневаться. Это озарения и открытия, знания, трудовые и ратные подвиги. Ведь большинство из нас, пользуясь понятием «сила духа», даже не пытаются вникнуть в его смысл. А ведь, сильными духом называют тех, кого заслуженно считают героями.

А теперь стоит задуматься над происхождением некоторых русских слов, ежедневно используемых в обиходе, которые связаны с понятием Стрибога, или Стрыя:

Быстрый (Бывший Стрыем, который словно ветер),
- Шустрый – то же, что и предыдущее, только в значении «убегать», «улепётывать»,
- Вострый/острый (Находящийся во Стрые),
- Пёстрый – возможно, что в прошлом «пострый». Означает «после», или «поверх» Стрыя. Понятно, что там, где бушевал ураган, всё становится пёстрым.

Разумеется, это мои собственные предположения, и я не настаиваю на том, что всё написанное, претендует на истину. Но водном я твёрдо убеждён: - Язычество, это не религия, и не многобожие. Это наука об устройстве мира, в которой вместо языка формул, используется язык доступных пониманию образов. Такую науку нет нужды зубрить. Знания о всех естественных науках, с молоком матери, каждый ребёнок в каждом славянском племени и роде получал в виде сказок, и былин. Вот это и есть подлинное ОБРАЗОвание, а вовсе не то, что этим словом принято именовать сейчас.

Знания, это не информация, которую человеку вкладывают в голову другие люди. Как известно, любая мысль изречённая, уже есть ложь. Знания, это азы, точнее асы, которые есть образы, стимулирующие ребёнка к самостоятельному познанию устройства мира. Они не навязывают чужие заблуждения и ложные представления о сути вещей и процессов. Асы дают возможность познать мир таким, каков он есть на самом деле. А выдуманные, невежественным безо́бразным умом человека науки, лишь запутывают и уводят от истины.

Конечно, это не означает, что не нужно изучать математику, химию и физику. Но приступать к их изучению можно только тогда, когда для этого уже имеется подготовленная почва. Когда человек уже в состоянии самостоятельно мыслить, а не запоминать и зубрить. Для этого и необходимо было образное описание процессов, происходящих в природе. Пренебрежительное отношение к язычеству, подобно критике сопромата первоклассником.

Стрибог в представлениях наших славянских предков повелевал ветрами и различными атмосферными явлениями. Имя Стрибог со старославянского имеет двойной перевод как дед или брат отца. Cтрибог бог славян часто упоминается в летописных источниках, что исключает спорность его существования. Согласно «Повести временных лет» его кумир был установлен в Киеве князем Владимиром.

  • Значение имени бога

    Значение имени Стрибог вызывает жаркие споры у лингвистов и историков. Индоевропеисты считают, что этимология слова пришла из иностранных языков иранской группы. По их теории оно пришло от архаизма «dievas-pater», что переводится как Отец-Небо.

    Сторонниками этой теории стали Т. В. Гамкрелидзе и Вяч. Вс. Иванов, внесшие немалый вклад в изучение славянской ранней культуры. Согласно их предположениям, приставка dievas постепенно перешла в иранскую частицу baga которая переформировалась в православное bоgъ. Вторая частица pater была в последсвтвии перефразирована в «старый».

    Однако лингвист и историк О. Н. Трубчев опровергает эти предположения. Опираясь на собственные многолетние исследования он выдвинул теорию, что в основе имени лежит старославянское «sterti». Это обозначает «простирать, распространять». Такая трактовка полностью отвечает приписываемым качествам Стрибога, как одушевленной воздушной силы природы.

    Как изображали Стрибога словяне

    Стрибог в славянской мифопоэтике описывается, как мудрый старец с седыми волосами. Взгляд его голубых глаз видит сквозь пространство, и может охватить все поднебесное царство. Он стар, но не лишен сил. В этом образе сочетается сила и вера в бесконечность воздушного начала.

    Точное представление о внешности и взгляде на вопросы изображения божества пришли с изучением сохранившихся кумиров. Найденный на раскопках Суздальского капища Cтрибог бог славян был вырезан из каменной стеллы. На изображении четко видно вырезанные продольные линии, изображающие волосы. Они свободно распущены по плечам. Лоб божества перехвачен подобием тесьмы. Историки предполагают, что это имитация плетенного узелкового налобного украшения.

    Особое внимание привлекают глаза, вырезанные с особой детализацией. Всю остальную плоскость лица занимают длинная борода и усы. На камне были найдены остатки серебряного покрытия, что говорит о цвете волос которым наделяли наши предки Стрибога. Таким образом, перед зрителем предстает образ немолодого но крепкого старца, внимательно следящего за представшим перед ним человеком.

    Атрибутика божества

    Стрибог изображается во всех скульптурных изваяниях с луком в руках. По преданиям серебряный лук выпускал стрелы, превращающиеся в потоки ветра. В некоторых вариантах Cтрибог бог славян вырезался с повернутыми к зрителю ладонями, от которых исходил волнистые линии. Это подтверждает теорию, что Стрибог сам порождал ветер и облака.

    Явление Стрибога в Яви

    В текстах «Книги Коляды» и в «Велесовой Книге» описывается, что Стрибог появился в мире Яви из огненных брызг. Это произошло, когда Сварог своим молотом ударял о камень Алатырь.

    Однако присутствует другая версия, в которой Cтрибог бог славян вышел из дыхания Рода. Эта версия так же имеет место, поскольку божество является братом Даждьбога и Семаргла.

    Опираясь на описанные в различных источниках былинные события, Стрибог помогал своим братьям в битве против Чернобога. О нем упоминается в сказании о битве Перуна со Скипером, где божество помогало одержать победу. Многократные указания на участия Стрибога в боевых эпизодах подтверждают, что он был воинственным божеством связанным со справедливой и оборонительной войной.

    За что отвечал Стрибог?

    По собранным данным Стрибог отвечал за все воздушное пространство. В его владении находились:

    • небо;
    • ветра;
    • облака и тучи;
    • воздушные потоки;
    • различные сущности связанные с воздухом.

    Cтрибог бог славян имел власть над птицами, ему покорялись эфирные духи. Об этом неоднократно сказано в различных сказках, посвященных божеству. В былинах его часто поминали как Небо-Отец. Его высоко почитали мореходы, поскольку удачный исход путешествий целиком зависел от попутного ветра и благосклонности воздушной стихии.

    Летописные источники

    О том, что Стрибог является не вымышленным персонажем говорит частое упоминание его не только в летописных сохранившихся документах, но и в устном народном творчестве. Источники в которых его имя упоминается без искажений:

    • «Слово о полку Игореве»;
    • «Книга Коляды»;
    • «Велесова книга»;
    • «Повесть временных лет»;
    • различные поучения против язычества.

    Cтрибог бог славян глубоко вошел в народный фольклор. О нем упоминается во многих былинах, чаще всего посвященных знаменитым путешественникам (напр. Садко).

    Место Стрибога в пантеоне

    В пантеоне крупных городов Cтрибог бог славян занимал важное место. Наиболее крупные капища Новгорода, Киева и Ростова его кумир был установлен вместе с Родом и Перуном. В описании одной из глав «Повести временных лет» жители Пскова имеют дополнительное именование, как «стрибожьи внуки».

    Это говорит о глубоком почитании, которое Стрибог вызывал повсеместно у славянских народов. Летописный документ подкрепляется множественными находками кумиров, одинаково изображающих пожилого сильного мужчину с серебряными волосами.

    Как славили божество предки

    В славянском календаре Стрибог имел четыре праздника:

    • 21 февраля ― приход теплых ветров;
    • 5 апреля ― летние теплые воздушные течения;
    • 14 июля ― буйство горячих потоков;
    • 20 сентября ― наступление холодов.

    Cтрибог бог славян чествовался в эти дни выходом в поле, где по ветру пускались дары. У божества просили теплых ветров и ясной погоды, которые позволяли собрать богатый урожай.

    Преподносились самые различные предметы от лент до муки и зерна. В качестве особого дара в поле оставлялась сваренная на молоке каша, ржаной хлеб и мед. Частично через былины дошли некоторые напевы, служившие ритуальным обращением. Во всех фигурировало упоминание славян, как внуков Стрибога.

«Велес» Славянский интернет-магазин © Лѣта 7518 от С.М.З.Х. - продажа славянской одежды, аксессуаров, оберегов, оружия, кумиров, книг, картин, изделий из кожи...
Весь ассортимент

Выберите удобный язык

Читайте и смотрите нас

— Владыка воздушного пространства, Повелитель ветров и бурь, рожденный из дыхания Рода. Удел Стрибога – меж Землёй и Небесами, меж обителью людей и Обителью Богов.

Наши Предки почитали его, не менее иных Сварожичей. Ведь он, как повелитель стихий, посылает живительную влагу и несущие жизнь облака, но, в тоже время, он насылает на землю ураганы и засуху. Стрибог посылает в мир Яви свои ветры-стрелы и помогает солнечным лучам-стрелам оплодотворять землю, он может оборачиваться своим помощником, мифической птицей Стратим.
Ветер обычно представляли в образе седовласого старика, обитающего на краю света, в глухом лесу или на острове посередине моря–океяна, либо летящего на воздушном корабле над Землёй (плывущего на ладье по синим Хлябям Небесным), он держит в руках копье и трубит в рог. Согласно другому описанию, Стрибог изображается в облике Разящего Лучника, держащего в руках лук со стрелами. Вот одно из описаний Стрибога:

«Стрибог – Бог грозный, над полями битв реющий, копьём разящий. В смерчах и ураганах – битвах воздушных – ярится Стрибог, вержет наземь дивей облачных, стрит — разит инших остриём копейным на Световидов Крест – на все четыре стороны Света. И Стезями Вещего Бога – спиралями Небесных зарений – восходит незримо во Свет, что сего Света светлей…»

Во Вселенной Стрибог – Космический Ветер, Дуновение Изначального, олицетворение Дыхания Всебога Рода, Вечной Пульсации Миров. Выдох Рода – рождение бесчисленных Вселенных, Его Вдох – Великое Возвращение всего сущего к Истоку Бытия.
Стрибожьи ветры, дующие в Поднебесной, суть земное отображение Вселенского Дыхания Рода.
В Глубиной Книге сказано:

«Оттого зачались Буйны Ветрушки – От Самого-то от Дыхания Родова… Дыхания Вечности гул в песнях ветров услышь, Древнюю Веду Древних Богов прочти – узри Вещим Оком, Мудрости Вышней отверстым. И вмиг Дуновеньем незримым сметёт Старый Бог с пробуждающейся души твоей всё наносное, всё иншее – всю маяту слепую, невежества твоего мёртвые пелены»

Имя Стрибога восходит к древнему корню «стрег» что означает «старший», «дядя по отцу». Другие исследователи объясняют происхождение имя Бога от иранского stri-boga «Возвышенный Бог» или индоевропейского «Отец-Бог».
Стрибог, Стрибо, Стриба — Бог-Отец, Старый Бог, дед ветров (соотносимый с Рудрой) является верховным царем ветров. Его почитали и как истребителя всяческих злодеяний, разрушителя злоумышлений. Стрибог — посредник между Вышним и Нижним мирами… Его упоминали и почитали вместе с Даждьбогом.
Ветер, как дождь и солнце считались важнейшими для земледельца потому и почитали Стрибога земледельцы. Мореплаватели так же молили Стрибога, чтобы он дал «ветра в парус». Не удивительно, что идол Стрибога был установлен в Киеве в числе семи важнейших славянских божеств. Главные храмы Стрибогу находились на морских островах, близ устьев рек, где часто останавливались купеческие корабли (например, на острове Березань близ устья Днепра). К нему перед выходом в открытое море подходили корабли русов, и купцы приносили Стрибогу богатые дары.

Символ Стрибога

Данный символ помогал людям оберегать свои жилища и поля от непогоды. Морякам и рыбакам даровал спокойную водную гладь. Мельники строили ветряки, напоминающие знак Стрибога, дабы мельницы не стояли.
В году выделяют четыре дня, посвящённых Стрибогу особливо:
1)Стрибог Вешний – в апреле, когда начинают дуть тёплые ветры;
2)Стрибог Летний или Ветрогон – в августе, когда ветры приносят первые вести о грядущей осени;
3)Стрибог Осенний или Листобой – в сентябре, когда ветры приносят осенние холода;
4)Стрибог Зимний или Весновей – в феврале, когда ветры приносят первые вести о грядущей весне.
В «Слове о полку Игореве» ветры названы Стрибожьими внуками:

«Вот Стрибожьи вылетели внуки —
Зашумели ветры у реки,
И взметнули вражеские луки
Тучу стрел на русские полки»

У Могучего Стрибога есть дети — четыре Ветра четырёх Сторон Света:
Посвист-Хладовей – ледянящий души Серверный Ветер, в черных одеждах;
Догода-Тепловей (Погода) – тёплый Южный Ветер, облаченный в красные одежды;
Сумрачный Западный Ветер – посланец Смерти, одетый в белые одежды;
Светлокрылый Восточный Ветер – вестник Рассвета, в зеленых одеждах.
От сих четырёх сынов Стрибога народились все остальные ветры – Стрибожьи внуки.

Сиверко (Северный ветер) — несет холод от Ледовитого океана, очень суров и только к лету немного добреет;
Восточный ветер — как азиат имеет характер неожиданный, таинственный и коварный;
Полуденик вместе с Полуночником резвятся днем и ночью.
Ураган – воплощение Гнева Могучего Бога (Стрибога в Его Карающем Проявлении), наводящего ужас и страх на всех тех, кто живёт не по Прави;
Эти ветра выпускали из своих открытых ртов вихри, вьюги и метели. В других сказаниях ветры трубят в огромные рога, выдувая бури и шторма.
Вот такие дети и внуки у Стрибога.
На все четыре Стороны – на все четыре Ветра – Белый Свет окрест расстилается, путями-дорогами сопрядается, дивами дивными полнится. Как от Алатыря-Камня четыре Стези расходятся – от Рода Самого четыре Сословия ведутся:
1) Оратайское – Сословие землепашцев – честных тружеников (Стихия – Земля);
2) Купеческое – Сословие людей, честный торг ведущих (Стихия – Вода);
3) Ратайское – Сословие воинов хоробрых (Стихия – Огонь);
4) Волховское – Сословие людей, Богам Родным паче маяты мирской преданных (Стихия – Воздух).
И ждут честны оратаи Даров Стрибожьих – ветров, тепло и влагу животворящую приносящих.
И ждут сметливые купцы Даров Стрибожьих – ветров, надувающих паруса их ладей быстроходных.
И ждут хоробрые воины Даров Стрибожьих – ветров, распаляющих пламя сторожевых костров.
И ждут Мудрые волхвы Даров Стрибожьих – Ветров Тайных, возносящих их помыслы выше птиц летучих и туч идучих, – Ветров, летящих незримо сквозь пространство и время – за Кромку этого Мира, за виднокрай, куда проникает один лишь взгляд Ока Мудрости Вещего Бога, в рассветающую Самосиянным Светом Всебога Рода дальнюю даль…
По преданию, Стрибог ярился по земле ветрами, а также вместе с Перуном повелевал громами и молниями. Он вместе со Сварогом и Сварожичами победил Черного Змея. Он помогал Перуну в его борьбе со Скипером-зверем, а Хорсу — в борьбе с Месяцем.
Во многих источниках упоминается Стрибог:

«И славили мы… Перуна и Стрибога, которые громами и молниями повелевают. А Стрибог также ветрами ярится по земле».
«Книга Велеса», Род 1, 2:7

«…Стрибы свищут в степях, и бури гудят до полуночи».
«Книга велеса», Трели IV, 5:3

«Се ветри, Стрибожи внуци, веют съ моря стрелами на храбрые плъкы Игоревы».
«Слово о полку Игореве»

«Живет Стратим-птица на Окиане-море,
Стратим-птица вострепенится,
Окиян-море восколыхнется,
Топит она корабли гостиные со товарами драгоценными».
«Голубиная книга» Стрибог

Даже в XIX веке на Дону мельники призывали Стрибога, которого они называли Стрыбом. Старикам помогали дети такой песней:
«Повей, Стрыбу, нам из неба,
Треба нам на завтра хлеба!»
Проходило совсем немного времени - налетал ветер, начинали вращаться крылья ветряной мельницы, а вслед за ними и жернова, перемалывающие зерна в муку.
Есть ветры земные – токи воздуха в пространстве, и есть ветры иные – токи Силы в тонком теле человека, струящиеся втайне под покровами нашей плоти, раскручивающие ветряные колёса, кои расположены вдоль оста (позвоночника) человека.
И как ветры земные доносят до Богов рекомые нами славы и воскладаемые на Огонь требы, так ветры иные доносят до Богов наши внутренние требы, приносимые нами на сокровенном внутреннем Огне.

Заповеди Родных Богов.
Заповеди Стрибога.

1.Одухотворенный Семейный Союз, да освященный всеми стихиями и Богами Небесными.
2.Мужчина, не имеющий детей, не исполняет долга перед Родом своим и Расой Великой, ибо чада его есть продолжение Рода древнего его
3.Да не погаснет огонь сердец и очагов ваших ежели жить будете по Совести своей, а не по наущению чужеродному.
4.Да не оскверните вы тленом Святу землю ваших Предков, коя полита потом и кровью дедов ваших.
5.Облегчайте уход близким вашим через кроды великие и лоды просторные, дабы могли Души близких ваших с дымом кродным подняться во Сваргу Пречистую к Предкам вашим.
6.Почитайте память Предков своих жертвоприношениями бескровными, ибо что пожертвуете вы им, то и возымеют они.
7.Не губите Души своя, стремясь за благами земными, ибо все блага Мира Яви не создадут мельчайшего блага Мира Прави.
8.Не выполнение Заповедей многих лишает человека помощи Богов и Предков его, ибо только тем, кто соблюдает заповеди и два Великих Принципа помогают Боги.
9.Завершайте все споры меж Родами вашими братским миром, а победы над ворогом -победным пиром.
10.До создания союза семейного, пусть сердце ваше всегда будет покорно родительской воле, ибо жизнь без родительского благословления — хуже неволи.
11.Не ходите, люди Родов Расы Великой, супротив чистой Совести своей, и древних законов Родов ваших, ибо на окольных путях жизни вашей, нет покоя для Души вашей.
12.Берегите, люди Расы Великой родителей своих и старцев Родов ваших. Ибо нет никого роднее и мудрее для вас, чем родители и старцы Родов ваших.
13.Не сотворяйте, люди Родов Расы Великой, вольный ветер в головах своих, громовые тучи в речах своих, и грозовую бурю в сердцах своих.
14.Помните, люди Родов Расы Великой, что богатство и процветание Родов ваших изначально заключено в малых чадах ваших, коих вам надлежит воспитать в любви, благости и трудолюбии.
15.Ведайте, люди Родов Расы Великой, что смысл жизни и процветание Родов ваших покоится на четырех древних основах, кои есть: Вера, Совесть, Любовь и Воля.
16.Созидайте, люди Родов Расы Великой, по велению сердца своего, ибо сердце ваше неиссякаемый источник вдохновения и Божественной силы.

И конечно же о Стрибоге рассказывались легенды. Вот одна из них:

Hа Свистун-горе.
Однажды ночью налетел на деревню бурный ветер с восточной стороны, крыши с домов снес, хлеба желтеющие побил, мельницу порушил ветряную. Утром подсчитали мужики убыток, почесали затылки, покряхтели… Делать нечего - надо урон восполнять. Засучили рукава - и за работу. А один - шорник Вавила, он по части упряжи большой был мастак, - до того обиделся на ветер, что решил найти на него управу. И нигде иначе, как у верховного владыки всех ветров.
В тот же день выковал Вавила у кузница башмаки железные, вырезал клюку дубовую - от зверей отбиваться, положил в котомку нехитрую снедь и пустился в путь-дорогу. Старик-мелыник (все они, мельники, говорят, колдуны!) подсказал ему, где искать Стрибога: за горами, за долами, на Свистун-горе.
Целый год шел Вавила уж и башмаки железные поизносил! - пока не изошел на Свистун-гору. Видит, сидит на камне седой крылатый старец-исполин, дует в рог золоченый, а над головой старца орел парит. Вот он, Стрибог!
Поклонился Вавила в ноги Стибогу, о своей беде поведал.
Выслушал Бог, брови нахмурил и трижды протрубил в рог. Тотчас предстал пред ним крылатый великан в зеленых одеждах и с гуслями в руках.
- А ну-ка повтори свою жалобу на ветра Восточного! - приказал Стрибог Вавиле.
Тот все повторил слово в слово.
- Что скажешь? Чем оправдаешься? - гpoзнo поглядел Верховный Бог на бесчинника.
- Разве я учил тебя деревни разорять? Ответствуй, буян!
- Вина моя невелика, о Стрибоже, - молвил тот. - Рассуди сам. В других деревнях меня и в песнях славят, и Ветром-Ветрилою, и Ветром Вегровичем величают, кашку и блины выставляют мне на крыши, бросают с мельницы горстями муку, дабы я крылья мельничные вздымал. А в их деревне, — он указал перстом на Вавилу, — и плют встречь меня, и злые наговоры по мне пускают, портя людей и скотину, а народ клянет меня, безвинного, на чем свет стоит: дескать, это я нанес ветром хворь-поветрие. Рыбаки там, на воде свистят по ветер и накликают бурю. Долго терпел я всяческие обиды, но наконец, терпенье мое лопнуло, когда разорили юнцы муравейник, палками его разметали по ветру, а вечером принялись старый веник жечь да искрами на ветру любоваться. А ведь этакое бесчинство старыми людьми от веку заповедано. И я не вынес обиды… Прости меня, Стрибог!
Помолчал, поразмыслил крылатый старец-исполин, да и говорит:
- Слышал, человече? Ступай назад, перескажи ответ Восточного ветра своим неразумным собратьям. Впрочем, нет: ноги в долгом пути собьешь, вон, башмаки то железные уж продырявил. Сей же час обидчик вашей деревни отнесет тебя в родные края. Надеюсь, впредь вы с ним поладите. Прощай!
…На восходе солнечном косари в Ярилиной долине увидали диво дивное: мужик по небу летит! Пригляделись - да ведь это шорник Вавила к ним спускается, словно бы на невидимом ковре-самолете!
Стал Вавила на траву, поклонился в пояс кому-то незримому, а потом рассказал мужикам о своем хождении к Свистун-горе и о справедливом Стрибоге.
С той поры в деревне все крыши целы, хлеба ветром не сбиваемы, а мельница мелет исправно. И такой почет ветрам, как здесь, вряд ли где еще оказывается!

Энциклопедия болезней