Карл Маркс – биография, основные идеи Марксизма, прибавочная стоимость. Вклад карла маркса в развитие экономической науки Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

"Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации"

Факультет Учет и Аудит

Кафедра "Экономическая история и история экономических учений"


"Карл Маркс, его вклад в науку"


Выполнила: студентка 1 курса группы У1-3

Козлова А.А.

Проверила: д.и.н., профессор кафедры Экономической истории и истории экономических учений

Разманова Н.А.


Москва 2014


Введение

Биография

"Учителя Маркса"

Вариант периодизации истории

Заключение


Введение


Карл Генрих Маркс (1818-1883 гг.) - один из величайших экономистов, философов, политологов, журналистов и общественных деятелей 19 в. Карл Генрих Маркс - один из самых влиятельных и уникальных мыслителей XIX века. Его уникальность состоит в том, что уже полтора столетия его идеи используются в работе различных ученых, а также различных социальных движениях; идеи Маркса использовались в качестве государственных идеологий в некоторых странах, а сам Маркс стал объектом сакрализации (либо в положительную сторону, либо в отрицательную). Он занимает чрезвычайно важное положение в экономической истории, поэтому, на мой взгляд, изучать его вклад в данную науку просто необходимо. Актуальность изучения данной темы напрямую связана с возрастанием интереса к трудам К. Маркса в современном мире. На основе вышесказанного можно сделать вывод, что цель данной работы - характеристика основных направлений учения Маркса и исследование возможности их применения в экономической, социальной и политической жизни XXI в. Чтобы достичь данной цели я исследую:

·Предпосылки экономических учений;

·Основные направления деятельности (диамат, классовая борьба, прибавочная стоимость и др.) и применимость их в современной жизни;

·Марксизм как живой/мертвый "организм" экономики;

"Ни один человек не оказал на мир большего влияния, чем Карл Маркс в XX веке".

маркс экономическая концепция гегельянство

Биография


К. Маркс рожден в Германии в г. Трире; он был третьим ребенком в семье Генриха и Генриетты Маркс. Генрих маркс - адвокат еврейского происхождения, сторонник идей Просвещения, обладающий либеральными взглядами. Карл, после окончания гимназии в Трире (1835), получал высшее образование на юридическом факультете Боннского университета, затем Берлинского. В это же время он примкнул к кружку гегельянцев, что оказало весомое влияние на стиль его мышления. В 1841 г. Маркс получил докторскую степень Йенского университета по философии. Изначально в его планы входило начать работу в должности доцента Боннского университета, но его буйный темперамент политического борца "рвался" наружу. Именно поэтому он работал политическим публицистом долгое время. В 1843 г. Женился на Женни фон Вест-фален, с которой переживал огромные трудности: постоянное безденежье, смерть трех детей, скитания (последняя его "остановка" - Англия, где он и скончался в 1883 г).


"Учителя Маркса"


Предпосылки учения Маркса - это ничто иное, как смесь гегельянства и английских экономических концепций. Так, в идеях Фейербаха и диалектике Гегеля он находил идеал философской мысли; углубляя и развивая это научное достояние, он создал исторический материализм, который впоследствии использовал при написании большинства своих работ (по характеристике Энгельса). Как философ Карл имеет недостатки: он слишком практичен и излишне прикован к проблемам своего времени, он признавал прогресс универсальным законом.

Второй "компонент" знаний Маркса, как упоминалось выше, английская политическая экономия, которая дала толчок развитию теории трудовой стоимости. Уже давно были выдвинуты мысли, что стоимость товаров равна времени, затраченному на их производство; также говорилось о прибавочной стоимости, но никто так и не смог объяснить, откуда же она берется и куда "исчезает". Именно английская школа в лице Смита и Риккардо задала правильный тон исследования Маркса, который развил их мысли.


Основные направления деятельности


Диалектический материализм

Данное понятие в 1887 г. Применил И. Дицген, переписывающийся с Марксом; сам ученый данного понятия не использовал. В марксистскую литературу это определение ввел Г.В. Плеханов, также его использовал и В.И. Ленин. Основоположник же марксизма, "переделал" диалектику на фон материализма, что означает: мир живет, развивается и двигается вне человеческой головы; человек может влиять на мир, воспроизводя его в своем сознании.

К. Поппер являлся ярым критиков диамата, утверждал, что несуразно распространять его на математику и другие естественные науки. Ленин же, наоборот, в своих трудах опровергал критику как диамата, так и всего марксизма в целом. Так, в СССР, в ВУЗах, в рамках марксистко-ленинской философии, диамат был обязательным и на гуманитарных, и на естественных направлениях. После 1991 г. - распада СССР, диамат потерял былую поддержку и интерес государства, именно поэтому данный предмет "канул в лету".

Учение о прибавочной стоимости

"Марксистская политическая экономия - направление в экономической теории, основу которого составляет трудовая теория стоимости (А. Смит, Д. Рикардо), которую Карл Маркс расширил теорией прибавочной стоимости".

Учение о прибавочной стоимости (или теория классовой эксплуатации наемного труда) - это "ядро" экономического учения марксизма. Когда капиталист организует то или иное производство, он затрачивает определенное количество денег для покупки средств производства и рабочей силы только лишь для одного - для получения избытка над авансированной суммой - этот избыток и называется прибавочной стоимостью. Постоянный капитал, т.е. средства производства, не являются источником прибавочной стоимости, так как они лишь переносят свою стоимость на вновь произведенный товар. В процессе потребления, именуемого трудом, рабочая сила может создавать новую стоимость, даже большую, чем она сама стоит. Тем самым, труд рабочего выступает единственным источником прибавочной стоимости. Доходом капиталиста является разница между ценой товара и капиталом, который был затрачен на его производство. Маркс сначала исследовал процесс производства прибавочной стоимости различных форм; затем он продемонстрировал, что в процессе реализации и распределения прибавочная стоимость "расходится" на три категории:

Прибыль для капиталистов,

Процент для банкиров,

Рента для землевладельцев.

Труд сам по себе не имеет стоимости. Рабочий продает капиталисту свою рабочую силу, та, в свою очередь, когда становится тем или иным товаром, определяется количеством затраченного труда. При капиталистическом укладе желание предпринимателей "урвать" кусок побольше совершенно безгранично. Но главное не путать две величины - стоимость товара-рабочая сила и стоимость товара, произведенного рабочей силой.

Так же, Маркс раскрыл сущность постоянного и переменного капитала: постоянный равен мертвому труду, переменный - живому, способному создавать новую стоимость. Благодаря этой классификации отделима часть капитала, благодаря которой он и вырос, от той части, которая осталась неизменна. Капиталиста же интересует именно прибавочная стоимость, т.к. цель его работы - увеличение стоимости капитала.

Поняв сущность и природу прибавочной стоимости, Маркс исследует три пути увеличения производительности труда для капиталиста: простую капиталистическую кооперацию, разделение труда и мануфактуры, машины и крупную промышленность. Машины могут удешевлять товары и, следовательно, сокращать часть рабочего дня, т.е. они представляют собой "средство производства прибавочной стоимости".

Классовая борьба.

Классовая борьба (КБ) - борьба между классами, которые несовместимы по интересам или вовсе противоречат друг другу. КБ - это движущая сила истории всех обществ с классовой структурой.К. Маркс и Ф. Энгельс открыли великий закон исторического движения классовых обществ:". всякая историческая борьба - совершается ли она в политической, религиозной, философской или в какой-либо иной идеологической области - в действительности является только более или менее ясным выражением борьбы общественных классов, а существование этих классов и вместе с тем их столкновения между собой в свою очередь обусловливаются степенью развития их экономического положения, характером и способом производства и определяемого им обмена".

Источник КБ - это противоречивость классовых интересов. Противоречия могут быть антагонистическими (взаимоотношения, основанные на эксплуатации человека человеком: крестьяне-феодалы и др. и взаимоотношения между господствующими классами разных формаций: феодалы - буржуазия и др.) и неантагоническими. Капитализм "раскрыл изнутри" классовые противоречия между буржуазией и пролетариатом. Классовая борьба пролетариата принимает всемирный размах.

Вариант периодизации истории


Маркс выделил в качестве периодизации истории - общественно-экономические формации (ОЭФ). ОЭФ - это исторический тип общества, который основан на определенном способе производства и производственных отношений и выступающий как ступень прогрессивного развития истории.

Сам К. Маркс не выдвинул законченной теории ОЭФ, но обобщение его высказываний помогло ученым (В.В. Струве) сделать вывод, что он выделил пять формаций (в соответствии с формой собственности):

.Первобытно - общинная

2.Рабовладельческая

Феодальная

.Капиталистическая

.Коммунистическая

Данный подход позволяет отличить один период истории от другого, раскрыть общие черты разных стран, которые находятся на одной ступени, рассмотреть общество как единый "социальный организм". Смена формаций происходит в результате социальных революций. "Только та форма, - пишет Маркс, - в которой этот прибавочный труд выжимается из непосредственного производителя, из рабочего, отличает экономические формации общества, например, общество, основанное на рабстве, от общества наемного труда".

Марксизм

Марксизм - разработанная в 19 веке К. Марксом и Ф. Энгельсом система философских, экономических и идеологических взглядов, которая включает в себя:

·Диамат

·Вариант периодизации истории (ОЭФ)

·Обоснование законов экономики (теория прибавочной стоимости и др.)

·Теория классовой борьбы

·Теорию социальной революции и перехода к коммунизму

Другими словами, марксизм включает в себя все те направления, которые описаны выше в моем реферате. Марксизм - это идейная модель переустройства всего мира посредством революции. В целом, данное направление защищает идею демократию как справедливого устройства общества, которое освобождает человека. Следовательно, и тезис о должной диктатуре рабочего класса является вполне себе приемлемым и закономерным. Марксизм "опробовался" на практике в Западной Европе, начиная с 1848-1849 гг. После данных революций К. Маркс пропагандировал научный коммунизм, подготавливал кадры революционеров во многих странах мира путем создания интернациональной партии рабочего класса: "Международное товарищество рабочих", т.е. Первый Интернационал, основанный в 1864 г.

Дальнейшее теоретическое развитие марксизма в России происходило в трудах В.Г. Плеханова и В.И. Ленина, которые написали множество работ о диктатуре пролетариата, социализме, коммунизме, классовой борьбе. В октябре 1917 г. Марксизм стал основой для революции в России. В наши дни очевидно, что наиболее важнейшие положения марксизма не реалистичны и утопичны, однако марксизм - важная ступень развития мировой экономической, социальной, политической и научной мысли.

Заключение


В своей работе я рассмотрела важнейшие характеристики марксизма и научное учение Маркса. На основе сделанных исследований можно сделать вывод, что хоть марксизм и не находится "на вершине" в наши дни, но он все не утратил свою актуальность, ведь это является огромным культурным наследием для всего человечества. Некоторые идеи данной теории явно противоречат друг другу, но, на мой взгляд, это либо неправильная трактовка исследователей и переводчиков, либо неправильное написание и понятие его идей, т.к. многие его работы были изданы после смерти и "сконструированы" Ф. Энгельсом и др. По моим личным убеждениям, К. Маркс - самый величайший экономист человечества; он не только написал множество работ с подробным анализом происходящих в мире событий и ситуаций, но и смог "подчинить" своей теории множество стран, а такое, пожалуй, не удавалось ни одному из экономистов. Его главный труд - "Капитал" являлся и является в наши дни "Библией", настольной книгой для многих людей. Карл Генрих Маркс - один из самых цитируемых ученых в области общественных наук, ведь даже его ярые противники - "антикоммунисты" изучают его работы чуть ли не более досконально, чем его приверженцы.


Список использованной литературы\


1. Корш К. "Марксизм и философия" (1923)

Ленин В.И. Три источника и три составных части марксизма // Ленин В.И. ПСС, т.23

Каутский К. Экономическое учение Карла Маркса 1886

Багатурия Г.А. Маркс, Карл // Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв, В.Г. Панов. - Советская энциклопедия. - М., 1983.

Баллаев А.Б. Маркс, Карл // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ. - науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Стёпин, заместители предс.: А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, уч. секр.А.П. Огурцов. - 2-е изд., испр. и допол. - М.: Мысль, 2010. - ISBN 978-5-244-01115-9


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Карл Маркс (1818-83) -- мыслитель, немецкий экономист, философ и политический мыслитель, создатель (наряду с Фридрихом Энгельсом) марксизма. Родился 5 мая 1818 года, Трир. Скончался 14 марта 1883 года, в Лондоне.

Карл Маркс разработал принципы материалистического понимания истории (исторический материализм), теорию прибавочной стоимости, исследовал развитие капитализма и выдвинул положение о неизбежности его гибели и перехода к коммунизму в результате пролетарской революции.

Основные труды Карла Маркса: «Экономическо-философские рукописи» (1844); «К критике гегелевской философии права» (1844); «Святое семейство» (1845), «Немецкая идеология» (1845-46), обе совместно с Ф. Энгельсом; «Нищета философии» (1847); «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.» (1850); «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (1852); «Гражданская война во Франции» (1871); «Критика Готской программы» (1875).

Принципиальное отличие экономической теории Маркса от предшествующих прежде всего в том, что капиталистический строй рассматривается в ней с классовой позиции пролетариата. Маркс пришел к выводу, что этот строй вовсе не является «вечным», «естественным», «отвечающим природе человека». Напротив, он полагал, что капитализм рано или поздно будет революционным путем заменен другой общественной системой, в которой не будет места частной собственности, эксплуатации человека человеком, неравенству и нищете широких народных масс.

Фундаментом грандиозного здания марксистской политической экономии является так называемая трудовая теория стоимости. Суть ее в том, что обмен товарами в обществе происходит в соответствии с тем количеством человеческого труда, который затрачен на их производство. Основы этой теории были заложены еще в трудах А. Смита. Однако Маркс внес в эту теорию принципиально новый элемент - представление о двойственном характере труда, который является одновременно и «абстрактным», и «конкретным». Причем абстрактным трудом создается «стоимость» товаров, которая делает их однородными и соизмеримыми, а конкретным трудом - материально-вещественная форма товара, которую он назвал «потребительной стоимостью».

Представление о двойственном характере труда позволило Марксу в дальнейшем доказать, что такой специфический товар, как рабочая сила, тоже имеет стоимость и потребительную стоимость. Причем первая определяется суммой жизненных благ, необходимых для поддержания существования самого работника и его семьи, а вторая заключается в самой способности работника производительно трудиться. Капиталист, по Марксу, покупает не труд, а «рабочую силу» пролетария, причем полностью оплачивая ее стоимость. Но заставляет пролетария трудиться на производстве значительно больше времени, чем требуется для возмещения стоимости его рабочей силы. И весь результат этого добавочного рабочего времени капиталист безвозмездно присваивает.

Главный вывод, который сделал Маркс из учения о прибавочной стоимости, состоит в том, что положение и интересы буржуа и пролетариев противоположны и нет никакой возможности примирить их в рамках капиталистической системы.

Вклад К. Маркса в экономическую теорию Исторические условия возникновения марксизма, его идейные истоки В формировании экономического учения К. Маркса важную роль сыграл промышленный переворот в Англии, создавший адекватную капитализму материальную базу. Капиталистические производственные отношения вызвали мощные стимулы экономического развития. Фабричная система, построенная на наемном труде и концентрации производства, обеспечила ускоренное развитие производительных сил. Вместе с тем экономический прогресс на ранних стадиях капитализма сопровождался усилением эксплуатации рабочего класса. Механизация трудовых процессов была использована предпринимателями для удлинения рабочего дня и повышения интенсивности труда. На капиталистических предприятиях широко использовался низкооплачиваемый женский и детский труд. Капиталистическая конкуренция разоряла мелких товаропроизводителей. В периоды экономических кризисов увеличивалась безработица, падали реальные доходы населения. Учение К. Маркса возникло как прямое и непосредственное продолжение идей величайших представителей философии, политической экономии и социализма. Таким образом, возникновение марксизма обусловлено двумя взаимосвязанными предпосылками. Во-первых, революционным движением рабочих, отрицающим капиталистические производственные отношения, вовторых, идейными предпосылками в лице немецкой философии (Гегель и Фейербах), английской политэкономии (А. Смит и Д. Рикардо) и французского утопического социализма (Сен-Симон и Ш. Фурье).

В своих первых статьях, опубликованных в начале сороковых годов XIXго столетия, К. Маркс и Ф. Энгельс выступили как революционные демократы, резко критикующие социальную несправедливость буржуазного общества. В процессе интенсивной научной работы пришли к выводу о решающей роли экономики в развитии общества. "Анатомию гражданского общества, - писал К. Маркс, - следует искать в политической экономии". 1845 -1846 гг. К. Маркс и Ф. Энгельс написали совместную работу "Немецкая идеология", в которой изложили учение о социальноэкономических формациях, их последовательной смене, показали зависимость общественного сознания от условий материального производства. В 1849 г. К. Маркс написал книгу "Наемный труд и капитал". Прибыль трактовалась как излишек стоимости, созданной трудом, над стоимостью труда. Видное место в марксистской литературе занимает книга Ф. Энгельса "Положение рабочего класса в Англии" (1845 г.). В ней впервые исследовано влияние крупной машинной индустрии на положение рабочего класса, показаны формы промышленной резервной армии труда, дан анализ циклического характера развития капиталистического производства. В книге раскрыты противоречия капитализма, показана историческая миссия пролетариата.

Основные положения «Капитала» К. Маркса Основное содержание первого тома "Капитала". Первый том "Капитала" состоит из 25 глав, объединенных в 7 отделов. В первом отделе "Товар и деньги" изложены основы теории стоимости, подчеркнут двойственный характер труда, создающего товар, раскрыты пять функций денег. Во втором отделе "Превращение денег в капитал" показано содержание всеобщей формулы капитала (Д-Т-Д"), раскрыты ее противоречия. Анализируя формулы простого товарного производства (Т-Д-Т) и капиталистического производства (Д-Т-Д") К. Маркс показал, что ". . . капитал не может возникнуть в обращении и также не может возникнуть вне обращения. Он должен возникнуть в обращении и в то же время не в обращении". Решение этого противоречия на базе закона стоимости, указывал Маркс, возможно лишь в том случае, если капиталист купит специфический товар, способный создавать стоимость большую, чем он сам стоит. Таким товаром в условиях капитализма является рабочая сила. Товарный капитал в стоимостном выражении состоит из 3 элементов: с + v + m, где с - постоянный капитал, v - переменный капитал, m - прибавочная стоимость. В третьем отделе "Производство абсолютной прибавочной стоимости" показан процесс увеличения прибавочной стоимости путем удлинения рабочего дня, при этом подчеркивается, что норма прибавочной стоимости m’= m/v *100% является точным выражением степени эксплуатации при капитализме.

В четвёртом разделе раскрывается механизм конкурентной борьбы, в ходе которой на базе технического прогресса и роста производительности труда происходит снижение стоимости рабочей силы и, следовательно, уменьшение необходимого рабочего времени и увеличение прибавочного рабочего времени. В пятом отделе "Производство абсолютной и относительной прибавочной стоимости" выяснены единство и различия двух форм прибавочной стоимости. Абсолютная прибавочная стоимость является результатом удлинения рабочего дня сверх необходимого рабочего времени, в течение которого рабочий воспроизводит стоимость своей рабочей силы. Фактическая величина его зависит от соотношения классовых сил. Абсолютная прибавочная стоимость возрастает также и в результате повышения интенсивности труда - при неизменной или даже при уменьшающейся величине рабочего дня. Другим способом увеличения производства прибавочной стоимости является сокращение необходимого и соответствующее увеличение прибавочного рабочего времени при неизменной продолжительности рабочего дня. Этому способу соответствует относительная прибавочная стоимость. Сокращение необходимого рабочего времени связано прежде всего с повышением производительности труда в отраслях, производящих средства существования рабочего, т. к. в конечном счёте это ведёт к снижению стоимости рабочей силы. А это, в свою очередь, приводит к сокращению необходимого и соответственно увеличению прибавочного рабочего времени во всех отраслях капиталистического производства.

В шестом отделе "Заработная плата" раскрыта сущность заработной платы при капитализме и показаны ее основные формы. Маркс подчеркивает особенность заработной платы, которая будучи формой оплаты лишь необходимого рабочего времени, выступает на поверхности капиталистических отношений как "цена труда", т. е. создаст иллюзию полной оплаты всего рабочего дня. Эта иллюзия обусловлена повременной и сдельной формами оплаты труда. Капиталист покупает не труд, а рабочую силу и заработная плата представляет собой превращенную форму стоимости и цены рабочей силы. В седьмом отделе "Процесс накопления капитала" анализируется превращение прибавочной стоимости в капитал. В заключительной, 25 -й главе К. Маркс подчеркивает, что на западе Европы процесс первоначального накопления капитала более или менее завершился. Иначе обстоит дело в колониях, где капиталистические отношения наталкиваются на препятствия со стороны мелких товаропроизводителей, экспроприация которых, как и в Старом свете, откроет дорогу капиталистическому производству.

Последующие тому «Капитала» вышли после смерти ученого. Второй том "Капитала" с подзаголовком "Процесс обращения капитала", отредактирован Ф. Энгельсом. В нем отражен процесс создания и движения капитала, проанализированы формы простого и расширенного производства. Предметом исследования 3 -го тома "Капитала" является процесс капиталистического производства, взятый в целом. Четвертый том капитала издан учеником К. Маркса Карлом Каутским под названием "Теории прибавочной стоимости «. Исследуя в историческом аспекте развитие различных экономических школ от меркантилистов до классиков буржуазной политической экономии, К. Маркс показал сильные и слабые стороны экономических учений, отражающих ступени развития экономической теории.

Развитие марксистской политической экономии в трудах Ф. Энгельса, В. И. Ленина, советских экономистов. Рассматривая содержание предмета экономической теории, Энгельс различает политическую экономию в узком и широком смысле. Так, политическая экономия в узком смысле изучает буржуазное общество, а в широком смысле - изучает все общественные формации. Характеризуя основные черты будущего общества, Энгельс указывает на общественную собственность на средства производства и планомерное развитие экономики. Заметим, что некоторые положения Ф. Энгельса не подтвердились практикой. Так, не произошло отмирание товарного производства и денежного обращения в процессе строительства социалистических систем хозяйствования в СССР и в ряде других стран Европы и Азии. Вместе с тем, оценивая с позиций сегодняшнего дня взгляды Энгельса на социализм и коммунизм, можно сделать следующие выводы: социалистическая идея содержит в себе общечеловеческие ценности и сохраняет свою привлекательность для значительной части населения Земли.

Марксистское направление в развитии российской экономической мысли связано прежде всего с работами В. И. Ленина. Ленин делает вывод о наступлении новой эпохи в развитии капитализма - империализм. Характерные черты этой эпохи, по его мнению, заключались в следующем: концентрация производства и капитала, дошедшая до такой высокой ступени развития, что она создала монополии, играющие решающую роль в хозяйственной жизни; слияние банковского капитала с промышленным и создание на базе этого "финансового" капитала, "финансовой" олигархии; вывоз капитала в отличие от вывоза товаров, приобретает особо важное значение; образуются международные монополистические союзы капиталистов, делящие мир; закончен территориальный раздел земли крупнейшими империалистическими державами. С быстрым ростом слоя рантье, эксплуатацией зависимых стран, ростом милитаризма порождается тенденция к застою. Установление монопольных цен ослабляет побудительные мотивы к техническому прогрессу и появляется экономическая возможность его искусственного торможения. Ленин подчеркивал, что тенденция к загниванию не исключает быстрый рост капитализма, отдельных отраслей промышленности, отдельных стран. В целом, отмечал Ленин, капитализм быстро, как никогда растет. Главный вывод, сделанный В. И. Лениным о том, что империализм - высшая и последняя стадия капитализма, исторически не оправдался.

ХХ век Постмарксизм ОРТОДОКСАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ: Марксизм изменениям не подлежит «Ренегат» К. Каутский «Ревизионист» Э. Бернштейн КРИТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ: Реформы вместо революций В. И. Ленин РЕВОЛЮЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ: Победа социалистической революции в одной стране Диктатура пролетариата

Ленин и его сторонники обращали прежде всего внимание на революционное содержание марксистского учения: теорию прибавочной стоимости, эксплуатации, неизбежность гибели капитализма как общественного строя и необходимость пролетарской революции, то легальные марксисты извлекли из учения Маркса другие уроки. С их точки зрения, развитие России должно было осуществляться по естественноисторическому пути, не минуя капитализма, как предполагали народники, и не уничтожая его революционным путем, как это предлагали ленинцы. Легальные марксисты видели позитивные и негативные стороны капитализма, хорошо владели научной стороной учения Маркса и развивали ее. Что касается экономической политики, то в этой области легальные марксисты выступали за эволюционный путь развития России, полностью отрицали идеи социалистической революции и диктатуры пролетариата. Следует сказать, что и Г. В. Плеханов в начале XX века изменил частично свои воззрения по важнейшим вопросам хозяйственной жизни России, он отошел от ортодоксального марксизма. Плеханов вскрыл несостоятельность народнической идеи о крестьянском социализме, подверг критике идею самобытности исторического развития России. Плеханов раскрыл всю глубину преобразований в экономической жизни России, связанных с развитием капитализма. Изменения коснулись промышленности, сельского хозяйства, торговли.

В 1951 г. был основан Социалистический интернационал, в него входят социал-демократические, социалистические и лейбористские партии. Эти партии сформировались в результате раскола социал-демократического движения, сложившегося во многих странах Европы в последней трети XIX в. Раскол окончательно оформился под воздействием Октябрьской революции в России, революционных выступлений рабочего класса в Германии, Венгрии и ряде других стран, итогов первой мировой войны. В результате раскола наряду с социал-демократией, выступившей за преобразование общества исключительно путем реформ, возникли коммунистические партии, исповедовавшие революционный марксизм. Оба течения сразу же вступили между собой в острую политическую и идеологическую борьбу, которая резко пошла на убыль лишь во второй половине 80 -х годов вследствие коренных изменений главным образом в СССР, а также в других бывших социалистических странах.

Вклад Карла Маркса в развитие экономической науки

Карл Маркс (1818-1883, Германия) - экономист, философ и общественный деятель , в своем мировоззрении опирался на идеи классической политэкономии .

Его работы сформировали в философии - диалектический и исторический материализм, в экономике - теорию прибавочной стоимости, в политике - теорию классовой борьбы. Основным и самым известным экономическим трудом Карла Маркса является «Капитал» в 4х томах, работе над которым автор посвятил более 20 лет.

Маркс явился основоположником теоретической концепции, получивший название «марксизм» . Марксизм - своеобразный вариант развития классической экономической школы. Ключевые положения марксизма : трудовая теория стоимости, теория прибавочной стоимости и «Закон понижения нормы прибыли» при капитализме.

Вклад Маркса в экономическую науку заключается в следующем :

Во-первых , разработана и доказана теория прибавочной стоимости , которая четко показывает, как наемный рабочий создает прибавочную стоимость, которую потом получает капиталист, а рабочий не получает, т. е. раскрыт механизм эксплуатации.

Во-вторых , Маркс открыл двойственный характер труда при капитализме : абстрактный труд (расходование человеческих сил) как труд, производящий стоимость товара, и труд конкретный (труд в конкретной профессиональной форме: металлург, сапожник и т. д.) как труд, производящий потребительную стоимость.

В-третьих , Маркс анализировал экономические категории последовательно, выводя одну из другой, в результате чего получилось единое целое - капиталистический способ производства .

В-четвертых , К. Маркс и Ф. Энгельс разработали теорию развития человеческого общества через смену общественно-экономических формаций , доказывая неизбежность гибели капиталистической формации и становления новой экономической системы - социализма.

Идеи Маркса оказали значительное влияние на социальную мысль и политическую практику конца XIX-XX вв. Идея К. Маркса об усилении обнищания рабочего класса и о гибели капитализма оказалась ошибочной и не подтвердилась исторически. С его именем связана крупнейшая попытка людей построить общество без частной собственности и эксплуатации.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИЯМ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ

Кафедра философии

Дисциплина: «Философия»

По теме: «Основы марксизма»

Выполнил: студент 1 курса

Факультета платных образовательных услуг

Направление подготовки: ГМУ

Группы 3.52.13

Мерангулян Маргарита Гургеновна

Проверил: преподаватель по дисциплине

Философия

кандидат философских наук, доцент, Филатова Галина Александровна

Москва 2014

Введение

1. Марксизм

2. Предпосылки возникновения марксизма

3. Три основных этапа развития марксистской философии

4. Вклад материализма в науку

Заключение

Список литературы

Введение

Крупнейшим направлением мировой философской мысли второй половины XIX и начала XX столетий является диалектико-материалистическая философия, получившая название марксисткой по имени одного из ее создателей. Творческое наследие К. Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельса (1820-1895) является единым комплексом идей, хотя каждый из них имел свою "специализацию", особый круг рассматриваемых проблем. Этих мыслителей связывали на протяжении почти сорока лет не только общие научные и политические интересы, но и личная дружба.

Важнейшими вехами на пути становления марксистской философии стали труды Маркса "Тезисы о Фейербахе", "Нищета философии", а также совместные с Энгельсом работы "Святое семейство" и "Немецкая идеология". К зрелым марксистским философским работам можно отнести "Анти-Дюринг" и "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии" Энгельса. марксизм философия материалистическая диалектика

В развитии марксисткой философии можно выделить несколько этапов. Первый характеризуется переходом Маркса и Энгельса от идеализма и революционного демократизма к диалектическому и историческому материализму (с конца 30-х до конца 40-х годов XIX в.). На втором этапе осуществляется дальнейшее развитие марксисткой философии, расширение круга рассматриваемых проблем и уточнение отдельных положений. Для третьего этапа характерно прежде всего распространение марксисткой философии в различных национальных культурах. В Германии она представлена творчеством Ф.Меринга и К. Каутского, в Италии - А. Лабриолой и А. Грамши, в России - Г.В. Плехановым и В.И. Лениным. Четвертый этап связан с систематизацией и дальнейшим развитием марксисткой философии в СССР, где философия являлась официальной и имела апологетический характер. Пятый этап развития марксисткой философии в России начался с 1991 г., когда она перестала быть государственной, но продолжает оставаться действенной основой для выдвижения новых философских идей.

В настоящее время существуют различные варианты диалектико-материалистической философии, из которых мы рассмотрим прежде всего философию, созданную Марксом и Энгельсом. При этом формирование марксисткой философии понимается не как процесс чисто логический. Здесь учитывается, что с самого начала деятельности этих мыслителей решение философских проблем осуществлялось ими в непосредственной связи с решением насущных практических задач политической борьбы и в ходе полемики с идеалистическими теориями.

Решающий вклад в создание диалектико-материалистической философии внес Маркс, которому Энгельс отдавал пальму первенства. Маркс определял философию как "духовную квинтэссенцию своего времени". Марксистская философия формировалась путем критического усвоения прежде всего лучших традиций немецкой классической философии и как теоретическое мировоззрение рабочего класса.

Характерные черты марксистской философии:

1. Диалектический метод рассматривается в неразрывной связи с материалистическим принципом;

2. Исторический процесс истолковывается с материалистических позиций как естественный, закономерный процесс;

3. Не только объясняется мир, но и разрабатываются общеметодологические основы его преобразования. Как следствие, центр философских исследований переносится из области отвлеченных рассуждений на область материально-практической деятельности людей;

4. Связываются диалектико-материалистические взгляды с интересами пролетариата, всех трудящихся, совпадающими с потребностями общественного развития.

1. Марксизм

Марксизм возник в середине 40-х годов 19 века. Его основоположники К.Маркс (1818-1883) и Ф.Энгельс (1820-1895). Маркс и Энгельс были убеждены, что создали действительную науку об обществе и получили истинное знание о капитализме и перспективах его гибели. Идеологически они защищали интересы пролетариата и беднейших слоев трудящихся; стремились указать пути реального освобождения от любых форм эксплуатации.

Карл Маркс в течение 40 лет занимался написанием своего главного руда «Капитал». Здесь он развивал классическую трудовую теорию прибавочной стоимости. Грандиозное по своим замыслам и масштабам экономическое учение Маркса получило неоднозначную оценку. Так, американский профессор П. Самуэльсон включил Маркса в немногочисленную плеяду «интеллектуальных гигантов» наряду с А. Смитом, Дж. Кейнсом и другими крупными учеными. Другой выдающийся американский экономист, В. Леонтьев, сетовал: если кто-либо захочет узнать, что в действительности представляют собой прибыль, заработная плата, капиталистическое предприятие, он может получить в томах «Капитала» более реалистическую и качественную информацию, чем та, которую он мог найти в дюжине учебников по современной экономике. Английский историк экономической науки, профессор М. Блаух в известной книге «Экономическая мысль в ретроспективе» констатировал: «Маркс подвергался переоценке, пересматривался, опровергался, его хоронили тысячекратно, но он сопротивляется всякий раз, когда его пытаются отослать в интеллектуальное прошлое. Хорошо это или плохо, но его идеи стали составной частью того мира представлений, в рамках которого мы все мыслим». Такая оценка теоретических трудов Маркса, по-видимому, не случайна.

Сам Маркс, считая, что в капиталистических странах политическая экономия выражает интересы собственников, стремился поставить свой вариант политической экономии на службу интересам рабочего класса. Однако классовый подход отрицательно повлиял на научную объективность ряда высказанных им положений и выводов. Учение Маркса (наверняка, вопреки его стремлениям) позволило обнаружить неразрешимые противоречия и определенную ограниченность всего классического направления политической экономии.

2. Предпосылки возникновения марксизма

1.Социально-экономические.

Развитие капитализма, выход на историческую арену рабочего класса, усиление его организованности и классовой борьбы против угнетения и эксплуатации. Восстания силезских и лионских ткачей показали, что пролетариат все отчетливее выделяется из общей массы трудящихся и выдвигает собственные экономические и политические требования. Как и любой другой класс, пролетариат нуждался в осмыслении своей собственной природы и коренных интересов, в обосновании своего места и роли в историческом процессе.

2.Идейно-теоретические.

Немецкая классическая философия Гегеля (з закона диалектики, которые впервые разработал Гегель на идеалистической основе, были перенесены Марксом на материалистическую) и Фейербаха.

Английская политическая экономия А. Смита и Д.Рикардо своей теорией трудовой стоимости направляла общественную мысль на изучение законов производства, распределения, обмена. Опираясь на их исследования К Маркс в «Капитале» дает анализ товарного производства, открывает закон прибавочной стоимости.

Французский утопический социализм Сент-Симона и Фурье, а также англичанина Оуэна. марксизм философия материалистический диалектика

3.Естественно-научные.

Открытие закона превращения энергии. Это подтвердило взаимосвязь явлений объективного мира.

Вывод о клеточном строении живых организмов. Это подтвердило материалистическую идею единства живой природы.

Эволюционная теория Дарвина о происхождении видов. Это подтвердило материализм и единство живой природы.

3. Три основных этапа развития марксистской философии

Первый этап - связывается с именами К.Маркса, Ф.Энгельса и их последователей в Германии (Бернштейн, Каутский), в других европейских государствах, в том числе и в России (Плеханов Г.В.). Используя достижения французского утопического социализма, английской политэкономии и классической немецкой философии, а также анализируя протекавшие в развитых капиталистических государствах того времени социально-экономические процессы, К.Маркс и Ф.Энгельс создали экономическую теорию капитализма, разработали такие направления в философии, как диалектический и исторический материализм, применив их основные идеи к природе, обществу, человеку. К их числу можно отнести теорию "отчуждения", теорию классовой борьбы, учение об исторической роли пролетариата в общественном развитии, формационную теорию общественного развития, исследование проблем познания, а также - основных свойств, условий и форм существования материи.

На этом этапе идеи марксизма получают признание среди европейских экономистов и обретают популярность среди творческой II научной интеллигенции европейских государств, постепенно проникая в профсоюзное рабочее движение и первые социал-демократические организации.

Второй этап - связывается с именем В.И.Ульянова (Ленина), предпринявшего попытку:

· философского осмысления особенностей экономическою, политического развития капитализма на империалистической стадии;

· подвести теоретическую базу под практику построения коммунистического общества в России.

Помимо этих проблем, он исследовал вопросы места философии в обществе в условиях научно-технической революции, современные проблемы познания. Сделал он также и попытку прогноза развития системы общественных отношений, человеческой личности при социализме.

На втором этапе политические идеи философии марксизма приобретают широкую популярность в мире, становясь элементом политических программ коммунистических, социалистических, социал-демократических партий. Но уже в конце XIX века в марксистской философии намечаются два направления в развитии:

· одно из них ориентируется на традиции гуманизма и принцип эволюционности в развитии;

· другое - экстремистски-радикальное, ориентированное на принцип целесообразности и подчинение человеческой индивидуальности идеям мирового коммунистического господства.

На третьем этапе разрыв между гуманистическим и радикальным направлениями в марксистской философии возрастает. Радикальное направление, ставшее идеологией государств социалистической ориентации, подчинило марксизм задачам коммунистической идеологии, что предопределило кризисный характер ее развития на многие десятилетия. Можно назвать несколько вариантов интерпретаций радикального марксизма: сталинский, маоистский, кимирсеновский, африканский и другие. С учетом национальной, региональной или рассовой специфики - все они были ориентированы на подавление человеческой индивидуальности, политических, экономических и личных свобод человека в угоду сохранения коммунистической системы. А так как оно получило распространение, в первую очередь, в странах со средним и низким уровнями развития, то характерным для него стало и обоснование идеи ускоренного развития, преодоления за короткий период одного, а то и нескольких этапов исторического развития.

Гуманистическое направление в марксизме, сориентированное на общечеловеческие ценности, гуманизм, взятое на вооружение социал-демократическим и социалистическим движением, получило широкое распространение в государствах с развитой экономикой, став элементом экономического, политического мышления общества, было направлено на решение глобальных проблем современности, определение перспектив развития современной науки, научно-технического прогресса; на исследование взаимоотношений в системах человек-человек, человек-общество и т.д.

На третьем этапе развития марксистской философии широкое распространение получил неомарксизм и, в частности, такие его школы как социолого-технологический материализм, историзм, структуризм, гуманистическая антропология. В основе его идей заложено стремление переосмысления места многих марксистских постулатов в условиях современного постиндустриального общества, отказ от его наиболее радикальных идей. Основные принципы марксистской идеологии. К таковым относят:

· диалектический материализм, принципы которого были распространены философами-марксистами на все стороны жизни общества, природы, человека, сознания и т.д. В основе - - идея о примате социального над биологическим;

· идея об основополагающей роли практики в развитии общества, в материальных и духовных процессах в человеческой культуре, в процессе познания;

· в философии истории основополагающими принципами в развитии общества философами-марксистами провозглашены: теория классовой борьбы; идея исторической миссии рабочего класса; концепция роли народных масс и личности в истории.

В современном марксизме сформировалась теоретическая ориентация на понятие целостности как одной из ее особенностей. В рамках ее внимание исследователей акцентируется на выявлении целостных структур во всех сферах человеческого знания.

К основным принципам марксистской методологии относят:

· восхождение от абстрактного к конкретному, от простого к сложному;

· принцип историзма.

4. Вклад материализма в науку

Материализм, то есть учение о первичности материи, бытия и вторичности духа и сознания.

Материалистическая диалектика - учение о всеобщем развитии и связи явлений объективного мира.

Материалистическое понимание истории.

С точки зрения марксизма в основе развития общества лежит не божественный промысел, а производство материальных благ. Это развитие идет по восходящей линии. Отсюда смена общественно-экономических формаций. Это значит, первобытная формация сменяется рабовладельческим строе. Последний - феодализмом и так далее. Выделял следующие общественно-экономические формации: первобытнообщинная - рабовладельческая - феодальная - капиталистическая - социалистическая - коммунистическая. Двигателем этого процесса выступает развитие производительных сил. Совершенствуются орудия труда, возникает конфликт между базисом и надстройкой, в результате этого - революция и одна формация сменяет другую. Общественное бытие определяет общественное сознание.

Анализируя буржуазное общество, Маркс и Энгельс считали, что капитализм достиг предела своего развития и более не может справиться с теми могущественными производительными силами, которые вызрели в лоне буржуазных производственных отношений. Частная собственность на средства производства стала тормозом развития производительных сил. Буржуазия выковала не только оружие, несущее ей смерть, - гигантские производительные силы, но и породила своего могильщика - пролетариат. В «Манифесте коммунистической партии» Маркс и Энгельс образно и с большим революционным пафосом пишут о том, что классовая борьба пролетариев против буржуазии приближается к своей развязке. Рабочий класс в грядущей революции уничтожит частную собственность и разрушит все те политические институты, которые ее охраняли. Ближайшая политическая цель пролетариев - завоевание политической власти.

Далее. Творцами истории являются не короли, цари или полководцы, как считалось ранее, а непосредственные производители материальных благ - трудящиеся. Источником общественного развития являются внутренние противоречия способа производства. Это значит, противоречия между производственными силами и производственными отношениями. В классовом антагонистическом обществе эти противоречия выступают как противоречия между трудящимися и эксплуататорами. Поэтому классовая борьба с точки зрения марксизма - движущая сила социального прогресса. Отсюда марксизм делает вывод о неизбежности в конечном счете социалистической революции и перехода от капитализма к социализму. Вывод - революция в обществе неизбежна, это естественный исторический процесс.

Маркс, исследуя способ производства, пришел к выводу, что люди, участвуя в процессе производства, создают не только материальные блага. Они воспроизводят и свою социальность: общественные отношения, группы, институты. В конечном счете, люди воспроизводят общество и самих себя как членов социума, воспроизводят свою социальную сущность.

Рассматривая вопрос о строении общества марксизм оперирует категориями «базис» и «надстройка». Базис - экономический строй общества, система производственных отношений.

Надстройка:

Общественное сознание, включая идеологию

Общественные, политические учреждения и организации

Духовная культура.

Данные явления коренятся в «материальных жизненных отношениях», опираются на «реальный базис» и в своем бытии зависят от него. Этот реальный базис не только лежит в основании политико-юридической надстройки, но и определяет ее саму.

Однако основоположники марксизма не относили себя к представителям экономического детерминизма. Которые вульгарно понимали первичность экономики по отношению к политике и духовной сфере.

Энгельс в своих письмах 90-х годов 19 века писал о то, что исторический процесс не следует представлять таким образом. Что только «экономическое положение является причиной, что только оно является активным, а все остальное лишь пассивное следствие». Энгельс подчеркивает, что экономическое развитие «в конечном счете» определяет всю систему общественных отношений, реальный процесс жизни намного сложнее Надстройка оказывает сильное воздействие на базис. Это воздействие определяется тем, что люди стремятся либо упрочить, либо изменить сложившиеся отношения. К этому их толкают интересы и, в первую очередь, материальные. Надстройка является тем фактором, который закрепляет старую систему отношений, и поэтому социально-историческая практика направлена непосредственно портив надстройки старого общества. Но надстройка может быть не только силой, тормозящей развитие общества, но и силой, способствующей преобразованиям в обществе. Энгельс писал, что государственная власть может воздействовать на экономическое развитие общества в трех направлениях:

способствовать экономическому развитию, тогда это развитие идет быстрее;

тормозить его, и тогда она терпит крах через определенный промежуток времени;

в одних направлениях способствовать экономическому развитию, а в других ставить преграды.

Поэтому основным звеном конкретных преобразований в обществе являются изменения в надстройке, а борьба за государственную власть - главным смыслом политической борьбы. Только обладание государственной властью дает возможность социальным силам реализовать в полной мере свои интересы и добиться изменений в системе экономических отношений.

Как мы знаем из прошлого, Марксизм стал не только теорией, но и практикой сотен миллионов людей, строящих социализм и коммунизм. «В условиях социализма и строительства коммунизма роль и значение марксистско-ленинской теории неизмеримо возрастают, ибо социализм и коммунизм строятся сознательно и планомерно. Одним из важных условий дальнейшего развития марксизма-ленинизма является, как и раньше, борьба против ревизионизма, догматизма и сектантства, против любых извращений революционной теории Маркса, Энгельса, Ленина, за творческое претворение его на практике», - читаем в «Философском словаре».

Заключение

Если бы не было марксизма, материализм трудно было бы даже назвать философским направлением. Скорее это способ осмысления мира. Хронологически этот способ прослеживается от античности до современности и наблюдается практически во все философские эпохи.

Его основные постулаты:

· мир материален;

· мир объективен и не зависит от сознания;

· материя первична, вечна, несотворенна;

· сознание -- свойство материи;

· мир познаваем.

Что же касается марксизма, то новации, внесенные им в материализм, заключаются в применении материализованной гегелевской диалектики, в тезисах о сознании как свойстве высокоорганизованной материи -- мозга и о практике как критерии истины, в материалистической теории отражения (субъективная диалектика -- это отражение -- верное или неверное -- в головах людей свойств объективного мира) и создании на этой основе материалистической теории познания и материалистического понимания истории. Главное «достижение» марксизма -- в рассмотрении материалистической диалектики как критической и революционной, нацеленной не на осмысление мира, а на его преобразование, причем революционным путем.

Слабости марксизма достаточно известны и доказаны, особенно практикой его воплощения в нашей стране. Тезис «практика -- критерий истины» сработал против тех, кто его выдвинул. Эти слабости -- в преувеличении роли экономики и политики и недооценке духовности, настрое на революционное изменение (при очевидной закономерности эволюционного развития мира), игнорировании человека как личности и индивидуальности.

Список литературы

1.Волчек Е.З. Философия. - Мн., 1993

2.Спиркин А.Г. Философия. - М., 2002

3.Введение в философию: учебник для вузов. /Под общ. ред. Фролова И.Т. - М., 1989.

4.Мир философии: Книга для чтения. - М., 1991.

5.Проблема человека в западной философии /Пер. - М., 1988.

6.Философия: учебник /Под общ. ред. Жукова Н.И. - Мн., 2000.

7.Философия: учебник /Под общ. ред. Кохановского В.П.- Ростов-на-Дону, 1995.

8. Философия. Основные идеи и принципы. /Под общ. ред. А.И. Ракитова.

9.Философский словарь. - М. 1975.

10. Человек и общество: справочное пособие для абитуриентов и школьников. /Под общ. ред. проф. С.В.Решетникова. -- Мн., 1999.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Основные этапы становления и развития марксистской философии, главные идеи, методологические принципы; категории диалектики материализма, "практика" как целенаправленная деятельность людей по преобразованию объективного мира; труды классиков марксизма.

    контрольная работа , добавлен 06.01.2011

    Критический анализ коммунистических доктрин. Политико-экономический анализ действительности. Источники марксизма. Разработка концепций материалистической диалектики в творчестве К. Маркса и Ф. Энгельса. Идеи русского марксизма и взгляды Энгельса.

    контрольная работа , добавлен 01.10.2008

    Сущность марксизма-ленинизма как основы научного мировоззрения и философского осмысления окружающего мира. Исторические условия, духовные предпосылки и теоретические источники возникновения марксизма. Диалектика - учение о всеобщей связи и развитии.

    реферат , добавлен 09.09.2014

    История возникновения, характеристика периодов формирования и развития марксизма, особенности основных этапов. Качественные отличия философии, созданной К. Марксом, сущность теории его противников. Характеристика и особенности ленинского этапа марксизма.

    контрольная работа , добавлен 31.03.2011

    Отчуждение и освобождение человека в марксистской философии. Труд как основа преобразования общества. Идеология и исторический путь общества. Понятие свободы в марксистской философии.

    реферат , добавлен 27.11.2002

    Основные положения классического марксизма, критика предшествующих идеалистических учений. Концепции марксизма: исторические формации, классовая борьба, прибавочная стоимость, концепция коммунизма. Тоталитарные механизмы марксистской идеологии.

    курсовая работа , добавлен 27.06.2013

    Понятие и основополагающие принципы марксистской философии, история развития. Научное обоснование догадок натурфилософии XVIII в. Судьба марксизма в XX столетии, оценка его положительных и отрицательных сторон. Идеологическая сила философии сталинизма.

    реферат , добавлен 12.10.2010

    Предпосылки возникновения марксизма, как направления классической политической экономии. Философские идеи основателей марксизма Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Социально-политическая проблематика (научный коммунизм) и идеи политэкономики марксизма.

    контрольная работа , добавлен 06.11.2016

    Материальная основа функционирования и развития общества, выраженная в трудах Маркса. Характер взаимодействия общественного бытия людей и их общественного сознания. Понятие "истинного" и "ложного" сознания. Принципы и законы материалистической диалектики.

    контрольная работа , добавлен 17.01.2012

    Вклад основоположника марксизма - Карла Маркса в развитие системы научных знаний о человеке и обществе. Научная значимость творческого наследия Маркса. Сходства и различия марксистской диалектики и диалектики Гегеля. Значение исторического материализма.

Энциклопедия болезней